Из истории торговли

№29 (1079) от 24 июля 2018 г.

Профессию продавца можно отнести к одной из самых первых: ведь торговля зародилась в каменном веке.

С разделением труда появилась возможность обмена продуктов и изделий. За деньги чаще всего приобретали товары, которые невозможно было обменять.

На Руси торговлей занимались купцы. При Петре I их стали разбивать по гильдиям. Купец, желавший числиться по первой гильдии, просто записывался в нее и указывал, каким капиталом располагает. Для первой гильдии надо было иметь не менее чем 10 тысяч рублей, для второй — от 1 тысячи. С этого капитала купец должен был платить «гильдейский сбор» — 1%. Никто не имел права оспаривать точность заявленной суммы. Не принимались «доносы об утайке имущества» — они просто не рассматривались. Со временем цифры были подняты: для первой гильдии — до 50 000 рублей, для второй — до 20 000 рублей.

Но в русской торговле были и другие специалисты. К примеру, скупкой сельских продуктов в сёлах и деревнях занимались скупщики-прасолы. Торговлей, как сейчас говорят, на вынос, занимались мелкие торговцы — офени (продавцы галантерейных и мануфактурных товаров), ходебщики (торговцы всякой мелочёвкой), коробейники (продавцы товара с широкого лотка — коробочки), щепетильники (галантерейщики).

А само слово «продавец» появилось в русском языке лишь в конце XIX века, когда в России стали открываться крупные магазины и универмаги. Кстати, вплоть до середины XIX века при совершении покупок нужно было спрашивать цену у продавца, которую он мог называть в зависимости от внешнего вида покупателя, и торговаться с ним. Это была довольно сложная система, потому что владельцам лавок нужно было тренировать приказчиков на заучивание допустимого диапазона цен. Поэтому с развитием экономики владельцы магазинов взяли на вооружение американскую систему ценников, и продажи в целом возросли за счёт увеличения скорости обслуживания клиентов.

Но изначально торговали на ярмарках. Первая ярмарка в России появилась в конце XIV века в Холопьем городке в 50 км от устья реки Мологи в Поволжье. Холопья ярмарка могла длиться от одного дня до полутора месяцев. Товары продавали прямо с телег или лотков. На ярмарках обычно устраивали увеселительные мероприятия: цирк, балаганы, соревнования, кукольный театр, выступления с дрессированными животными.

Ну а базарным днём была пятница. Товар получали в пятницу и обещали ровно через неделю в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
Во многих городах сохранились гостиные дворы, где купцы раскладывали свои товары. В XVII веке торговля в гостиных дворах была оптовой, в розницу покупали в основном малоимущие горожане.

***
Прибыль торговца непостоянна и во многом зависит от удачи. Вероятно, именно по этой причине продавец считается одной из самых суеверных профессий. У продавцов существует множество примет, например:

• если первому покупателю сделаешь скидку, то в течение дня наторгуешь гораздо больше;
• погладишь деньгами от первой продажи весь товар — всё распродашь;
• первые деньги, полученные за товар, нельзя тратить или одалживать до окончания торгового дня.

 

Коллектив магазина «Десяточка» на Горького, 122, — один из лучших коллективов сети. | Фото Владимира Пешкова

292
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.