Как полюбить читать

№28 (1129) от 16 июля 2019 г.

Школьная программа зачастую предлагает к прочтению книги, написанные сложным текстом с непонятными словами. В этом случае специалисты предлагают оставить такие произведения  на конец летнего списка внеклассного чтения. | Фото с сайта академия-развития.рф

Многие представители современного поколения, увлечённые гаджетами, видеороликами и компьютерными играми, не любят читать, а когда приходится, делают это откровенно неохотно. Как сделать так, чтобы ваш ребёнок полюбил читать?

Сотрудники библиотек Вологды поделились эффективными приемами, позволяющими детям полюбить чтение, и рассказали, какие книги следует предложить ребенку, познакомившись с которыми он вовлечется в процесс чтения и начнет читать самостоятельно.

Советы специалистов

«Лучший способ — это показать собственный пример. Обязательно читайте сами, и ребёнок начнёт на вас ориентироваться, — посоветовала нашим читателям Татьяна Крохина, руководитель городской библиотеки № 2. — Знакомить с книгой сына или дочку нужно в самом раннем возрасте, поэтому начинайте читать детям, когда они ещё не умеют разговаривать. А когда ребёнок научится читать сам, установите семейную традицию «чтение перед сном». Это очень полезный и эффективно действующий обычай». 

По словам Татьяны Крохиной, читать нужно выразительно, не торопясь, желательно задавая ребёнку вопросы о прочитанном. Следует делать паузы в чтении, чтобы он мог спросить родителей о непонятных местах и обдумать прочитанное. Одновременно надо стараться находить вместе с ребёнком значение трудных или незнакомых слов.

«Используйте приём «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте и оставьте ребёнка наедине с книгой. А через некоторое время поинтересуйтесь, что было дальше, — советует глава библио­теки. — Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой или автором, то предложите ему нужную дополнительную литературу по той же или близкой теме».

Очень эффективный приём — обсуждать прочитанную детскую книгу.

Важно спросить ребёнка, чем она ему понравилась, что нового он из неё узнал, попросить его рассказать о главном герое и событии, выяснить, какие слова или выражения запомнились. И напоследок спросить, чему учит эта книга?

«Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, — говорит Татьяна Пантелеймоновна. — Если сын или дочь не проявляет должного интереса к книгам, то попробуйте разные жанры. Возможно, он или она ещё не нашли то, что им нравится».

Придя в книжный магазин или библиотеку, родителям имеет смысл предоставить ребёнку возможность самому выбрать книги для чтения. Это пробудит в нём инициативу и интерес к чтению. 
«Дарите ребёнку книги на день рождения, Новый год, другие праздники и вообще просто так. И запишите своих сыновей и дочерей в библиотеку», — советует Татьяна Крохина.

Удовольствие против наказания

«С дошкольниками и детьми младшего школьного возраста неплохо почитать всей семьёй вслух. Очень важно, чтобы и самим взрослым было интересно, ведь ребёнок сразу почувствует фальшь, — считает Ольга Монастырёва, руководитель детской библиотеки № 7. — Главное — правильно подобрать книгу, заинтересовать увлекательным отрывком из неё». 

По её мнению, будет здорово, если родители начнут систематически создавать домашнюю библиотеку — ведь очень важно, чтобы у ребёнка всегда были перед глазами книги, журналы, чтобы они стали частью его повседневной жизни. 

«Во время слушания у ребёнка развивается творческий интерес, поэтому рассматривайте вместе картинки, обсуждайте прочитанное. Попробуйте остановиться на самом интересном месте и продолжить чтение на следующий день — ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения», — говорит она. 

Иногда взрослые приходят в библиотеку с детьми и говорят: «Нам надо взять книжки по спис­ку для школы на летнее задание». Однако зачастую школьная программа предлагает к прочтению, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, опубликованное в 1790 году, где приходится иметь дело с непонятными словами, сложным текстом.

В итоге у неподготовленного юного читателя может совсем пропасть интерес к чтению. 

Поэтому «чтение по списку» лучше начинать с лёгких и интересных книг, а более сложные изучать в середине или в конце.

«Мои коллеги, библиотекари с большим стажем работы, заметили, что если родители не получают удовольствия от прочтения книг, то и их дети часто следуют их примеру, — отмечает руководитель седьмой библиотеки. — Поэтому читайте как можно больше сами».

Родителям, подчёркивает она, следует пробовать изобретать собственные методы, активно импровизируя в этом отношении. 

И ни в коем случае нельзя использовать чтение как наказание: «Вот прочитаешь 20 страниц и сможешь поиграть в компьютерную игру!» 

Иначе ребёнок начнёт воспринимать этот процесс как занятие исключительно неприятное. 

«Необходимо, чтобы в доме было много книг, которые окружали бы ребёнка. Видеть книгу в руках мамы и папы, читать с ними вместе — это главное!» — согласна Ольга Завьялова, директор Централизованной библиотечной системы города Вологды.

По её словам, выбирать книги надо в соответствии с возрастом сына или дочки. Нужно читать им вслух уже в маленьком возрасте, когда они сами не умеют это делать. Если книга будет сопровождать ребёнка с самого рождения, то он непременно станет читающим.

Автора!

Существует немало детских книг, прочтя которые маленькие дети начинают испытывать устойчивый интерес к чтению, — отмечает Татьяна Крохина. — Среди них — произведения Григория Остера «Приключения Пифа» и «Котёнок по имени Гав», сказка Николая Грибачёва «Заяц Коська и его друзья», книги Андрея Усачёва «Умная собачка Соня» и «Жили-были ёжики», а также «Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, ну и знаменитые «Сказки и картинки» Владимира Сутеева и «Сказки о Ёжике и Медвежонке» Сергея Козлова».

Она рекомендует также читать детям произведения «Про маленького поросёнка Плюха» Ирины Румянцевой и Инги Баллод, «Многотрудную и полную невзгод жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» Льва Давыдычева и его же «Лёлишну из третьего подъезда», «Прогулки по лесу» Сергея Махотина и «Асино лето» Тамары Михеевой.

Из иностранных авторов очень популярны у детей «Маленькие дикари» Эрнеста Сетона-Томпсона, «Приключения Эмиля из Лённеберги» Астрид Линдгрен, «Встреча с драконом» Кики Торп, «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Анне-Катарины Вестли, «Академия пана Кляксы» Яна Бжехвы и «Кайтусь-чародей» Януша Корчака. 

«Современным маленьким читателям и книжки нравятся современные, современных авторов, — добавляет Ольга Монастырёва. — Например, дошкольники с удовольствием читают весёлые истории Тамары Крюковой «Паровозик Пых», «Автомобильчик Бип» и другие. А современные подростки увлекаются книгами Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — «Правдивая история Деда Мороза, или Откуда взялся Дед Мороз и почему он никуда не денется» или «Охота на василиска».

«Дети очень любят мифы Древней Греции и русские былины, а также приключения и фантастику с закрученным сюжетом, — считает Ольга Завьялова. — И, конечно, нужно обязательно читать поэзию».

52
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 15 октября' 18 | Культура

    Подведены итоги седьмого по счету конкурса «Вологодская книга года-2017».

    154
    0
  • 20 августа' 19 | Образование

    В Вологодской области начинает формироваться система образовательных учреждений, нацеленных на выявление и развитие одарённых и мотивированных на учёбу детей.

    108
    0
  • 31 октября' 18 | Культура

    Вологодская область считается одним из самых читающих регионов страны.

    95
    0
  • 21 августа' 19 | Общество

    Детский телефон доверия, работающий на Вологодчине вот уже десять лет, помогает решать жизненные трудности как детям, так и взрослым.

    37
    0
  • 27 августа' 19 | ВологдаГрад

    В Вологде открылся «Кванториум» — уникальное учебное заведение дополнительного образования, призванное развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и массово вовлекать их в научно-техническую деятельность.

    166
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.