Как сделать «умные» остановки за счёт бизнеса?

№3 (1156) от 28 января 2020 г.

Одна из отличительных особенностей севастопольской «умной» остановки — внятная навигация для пассажиров на козырьке.

Корреспондент «Премьера» побывал в Севастополе, где несколько лет назад начали ставить «умные» остановки. Проект осуществляется за счет средств инвестора, без вложения средств городского бюджета.

В 2015 году Вологда и Севастополь заключили соглашение о сотрудничестве. Свои подписи под документом поставили на тот момент глава Вологды Евгений Шулепов и замгубернатора Севастополя Александр Пушкарев.

Соглашением предполагалось сотрудничество в сфере экономики, торговли, градостроительства, архитектуры и ряда других направлений. С тех пор прошло почти пять лет, но дальше намерений сотрудничать, судя по всему, дело не пошло, если не считать приезда архитекторов из Севастополя на один из городских воркшопов по обсуждению благоустройства набережной Вологды минувшим летом.

Между тем Вологде есть чему поучиться у своего южного партнера. Взять хотя бы проблему остановок общественного транспорта. Севастополю удалось решить ее с помощью бизнеса. В итоге город получил красивые внешне и многофункциональные «умные» остановки, а бизнес — свою выгоду от размещения на них рекламы.

Деловой подход

Остановки — это едва ли не первое, что бросается в глаза гостю, приезжающему в город-герой Севастополь. Изящная прозрачная конструкция, удобная деревянная лавка по всей длине для ожидающих, верхний свет для освещения в темное время суток, приспособ­ления для зарядки мобильных устройств и много других удобных для людей «фишек».

Несколько лет назад остановки в Севастополе выглядели примерно так же, как во многих российских городах, в том числе Вологде — непримечательные внешне и разноплановые по форме конструкции, мало приспособленные для удобства людей, ожидающих транспорт. В 2015 году город объявил конкурс на разработку нового единого дизайна и установку остановочных комплексов и уже собирался потратить на это бюджетные средства. Но неожиданно появился инвестор, который заявил, что разработает дизайн и поставит остановки за свой счет. Им оказался Антон Червинский — руководитель компании, занимающейся городскими инновациями.

Провода для зарядки мобильных устройств вандалы вырвали, но были сразу же «вычислены» и отправлены на «трудотерапию» — поддерживать остановки в чистоте.

«Я с 2006 года занимаюсь рекламой, и меня, в том числе как рекламщика, привлекли именно остановки. Наш интерес заключался в доходе от рекламных билбордов и платежных терминалов, расположенных на остановках», — рассказал Антон Червинский.

Чиновники Севастополя выдвинули ряд условий реализации проекта — остановки должны иметь современный дизайн и широкий функционал, быть антивандальными, модульными и производиться в Крыму. После длительных согласований на Градостроительном совете была утверждена концепция остановки, а в мае 2015 года в городе на одной из центральных площадей была торжественно открыта первая обновленная остановка. В церемонии открытия принимал участие тогдашний губернатор Севастополя Сергей Меняйло.

Одна из отличительных особенностей севастопольской «умной» остановки — внятная навигация для пассажиров: на козырьке написано название остановки, указаны номера маршрутов городского транспорта.

«Для надписей мы выбрали шрифт «директ». Он лучше всего считывался на больших расстояниях. Размер можно подобрать по простому правилу: расстояние до надписи должно быть в 300 раз больше вертикального размера шрифта. Мы распечатали варианты размеров надписей и примерили на улице. Финальный размер — 8 см. Его хорошо видно через 2–3 полосы движения», — рассказывают авторы проекта.

Проблему порчи дорогостоящего оборудования, которым оснас­тили остановки, удалось решить с помощью камер видеонаблюдения.

«Мы договорились с полицией, чтобы видеонаблюдение полностью велось дежурной частью города, розыскным отделом. Часть камер направлена на дорогу, часть на остановку. Это позволяет сотрудникам полиции следить за порядком в городе. Увеличивается безопасность пассажиров, ожидающих свой транспорт», — говорит Антон Червинский.

По поводу вида остановочного комплекса, установленного возле СК «Юбилейный» на улице Зосимовской, автор снимка пишет: «Помогите найти этого «талант­ливого» архитектора, «горе-дизайнера», монтажников с «золотыми руками», криво установивших объект, тех, кто спроектировал, оплатил, смонтировал это «гениальное» творение!» | Фото Константина Будыльникова 

Первые «умные» остановки, разумеется, привлекли вандалов. Молодые люди вырвали провода для зарядки мобильных телефонов, установленных на одной из остановок в центре города. Благодаря камерам видеонаблюдения, а также отличному освещению на остановках, хулиганов быстро вычислили. В качестве наказания — трудотерапия в виде поддержания порядка на этих же самых остановках.

В настоящее время в Севастополе функционирует около тридцати «умных» остановок от компании Червинского. Их примеру решила последовать еще одна компания, которой принадлежит часть рынка наружной рекламы в городе, — почти точные копии остановок конкурента, только без «наворотов» в виде подзарядки мобильных, видео­камер и бесплатного Wi-Fi, в конце 2019 года начали массово устанавливать даже в спальных районах города.

В тренде

Тема остановок сейчас на повестке дня и в Вологде, и в Череповце. Жители областной столицы жалуются, что остановки не моют и не чистят от рекламы, что даже новые остановочные павильоны выглядят, мягко говоря, не совсем прилично. Череповец же по предложению мэра Вадима Германова выбирает дизайн будущих остановочных павильонов из трех вариантов. В общем, остановки в тренде.

«Помогите найти этого «талант­ливого» архитектора, «горе-дизайнера», монтажников с «золотыми руками», криво установивших объект, тех, кто спроектировал, оплатил, смонтировал это «гениальное» творение, «шедевр» архитектуры-2020! Его ждёт награда за «нестандартное» мышление, «тонкий» вкус и «уважение» к многовековой истории центральной части нашего любимого города! Или это просто перепутали место установки навеса для мусорных баков?» — недо­умевает вологжанин Константин по поводу вида остановочного комплекса, установленного возле СК «Юбилейный» на улице Зосимовской.

А вот мэр Череповца Вадим Германов недоумевает, почему череповчане не оценили дизайн деревянных остановочных павильонов, которые появились в столице металлургов в прошлом году.

«Прошедшие полгода задали в череповецком интернете новый тренд — неоднозначное восприятие деревянных павильонов на автобусных остановках. Если к обсуждению городской архитектуры в духе «До сталинского ампира, конечно, далеко» уже привыкли, то накал страстей и драматизм развития сюжета в комментариях дизайна остановок удивляет», — пишет на своей страничке мэр Череповца. В качестве урегулирования конфликта Вадим Германов предложил горожанам три варианта дизайна новых остановок, которые сейчас прорабатываются в мэрии в рамках комплексной программы по обновлению остановочных павильонов. — «Голосуйте, точку зрения пишите в комментах. Павильон, набравший наибольшее число голосов, станет основой стандарта для городских остановок. Окончательное решение примем на заседании архитектурного совета».

Вологжанам, в отличие от Череповца, обсудить внешний вид и функционал остановок пока не предлагают. В разных районах города устанавливают конструкции, обшитые листами профнастила, в редких случаях — деревянными панелями.

Единого внешнего вида у вологодских остановок нет, за исключением остановочных комплексов, разработанных в так называемом «вологодском стиле». По крайней мере, так презентовали авторы идею «переформатирования» комплексов. Двумя годами ранее в Вологде началась замена старых остановочных павильонов, включавших в себя торговые точки. Бизнес с остановок решено было не убирать. Проекты остановочных комплексов были созданы на основе правил, разработанных в Департаменте градостроительства Вологды. От «вологодского стиля» в этих со­оружениях — только наличие орнамента в оформлении, в остальном же остановки представляют собой обычные постройки, обшитые облицовочными панелями бело-серого цвета. Всего в Вологде было установлено более десяти таких комплексов.

Вологжанам, в отличие от Череповца, обсудить внешний вид и функционал остановок пока не предлагают, по-тихому устанавливая в разных районах города конструкции, которые внешне недалеко ушли от образа площадки для мусорных баков. До «умных» севастопольских остановок нам ещё ох как далеко...

17 января тему остановок в Вологде обсудили на заседании Комиссии по экономическому развитию и имущественным отношениям Общественного совета Вологды. Участники встречи отметили, что за полгода 15 из 25-ти новых остановок, установленных в 2019 году, потеряли вид. Речь идет об остановках без торговых точек.

«Мало того, что они выглядят неэстетично и удручающе, они очень быстро превратились в пункты размещения уличной рекламы. Поэтому мы рекомендовали Департаменту городского хозяйства рассмотреть вопрос установки более дорогих и красивых остановок. Хочется, чтобы хотя бы в центре Вологды люди с комфортом дожидались общественный транспорт», — заявил председатель Общественного совета Вологды Анатолий Дианов.

Исполняющий обязанности начальника Департамента городского хозяйства Вологды Алексей Шумилов сообщил, что работа по установке новых остановочных комплексов будет продолжена. Проведение конкурсных процедур по закупке и установке новых остановок запланировано на февраль.

«Мы учтем рекомендации представителей Общественного совета города. Сейчас нам необходимо доработать техзадание. Планируем поставить около 10 остановок в разных микрорайонах города. Выполнены они будут частично из дерева, за основу мы взяли остановки, которые сейчас находятся на улице Сергея Преминина и возле стадиона «Витязь», — рассказал Алексей Шумилов.

Перспектив появления в Вологде  «умных» остановок пока не предвидится — городские власти и общественники даже не обсуждают такой возможности, предпочитая выбирать между деревянными панелями и профнастилом в качестве обшивки. Ничего не слышно и об инвесторе, которому было бы интересно заняться остановками. Между тем в Череповце уже началась установка первых «умных» остановочных комплексов, по функционалу напоминающих севастопольские.

335
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 22 октября' 19 | Знай наших!

    Премьер-министр отметил Вологодскую область среди регионов-лидеров по строительству детских садов.

     

    21
    0
  • 25 марта' 20 | Тенденции

    В 2020 году Вологодская область впервые получила из федерального бюджета более 153 млн рублей на выплату пособия по социальному контракту.

    118
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.