Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Казематы демонов

№51 (1152) от 24 декабря 2019 г.

В юго-восточной стене Спасо-Прилуцкого монастыря находятся заложенные ворота. Когда-то в обитель было три входа, сейчас для туристов доступен только один. А в сторожевые трёхцветные башни  вообще не пускают. Кстати, в этой юго-восточной башне имеются таинственные «каменные мешки». | Фото с сайта towntravel.ru

При возведении сторожевых башен Спасо-Прилуцкого монастыря в их конструкцию были внесены изменения, обусловленные, как считалось, необходимостью содержать самых опасных государственных преступников. Но для чего и для кого на самом деле там были сделаны «каменные мешки»?

Покамест не найдено ни одного документа или свидетельства, подтверждающего, что в этих узких и тесных потайных «камерах» вообще кто-то коротал свои дни. Но маленькие отверстия в башнях северо-восточной стены монастыря до сих пор будоражат пытливые умы...

С середины XIX века, когда началось активное изучение памятников старины, необычной конструкцией башен — с каменными столбами посерёдке, в которых и были оборудованы секретные помещения, — стали интересоваться любознательные посетители. Один из них писал: «Внутри башен устроены каменные мешки. Я видел потом знаменитые мешки-темницы в башнях Кириллова монастыря. Прилуцкие отличаются от последних круглою формою (кирилловские — восьмиугольные) и гораздо теснее их, отчего казались мне более страшными. Непонятно, с какой целью строились они в кроткое царствование Алексея Михайловича...»

К сожалению, сейчас доступ внутрь этих башен закрыт.

Свято место...

Основанный в 1371 году, Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на дороге, ведущей из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Первоначально постройки обители и ограда были деревянными. Лишь в 1656 году монастырь закончил постройку каменных стен и башен.
Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами; их общая длина — 950 метров.

Могучие башни на углах сильно выступают за линию стен, тем самым увеличивая сектор обстрела. Высокие, в основном 16-гранные (кроме западной), они имеют несколько ярусов бойниц.
Интересна внутренняя конструкция этих башен с мощным круглым столбом в центре. Проходя через все ярусы, столб является опорой для балок настила межъярусных перекрытий и для шатра. Но наибольшее количество вопросов вызывают устроенные в столбе ниши — «каменные мешки».

Ещё в 1904 году историк Александр Пругавин, одним из первых занимавшийся изучением монастырских тюрем, полагал, что Спасо-Прилуцкий монастырь входил в число 21 обители, куда ссылали преступников. С его мнением согласилась и Императорская археологическая комиссия, составлявшая описания северных обителей. В книге Сергея Булгакова (1859-1932) «Русские монастыри в 1913 году» о Спасо-Прилуцкой обители читаем: «В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки, или каменные столбы, с узкими внутри их помещениями, куда заключаемы были важнейшие преступники».

Однако, как справедливо замечает специально исследовавший «монастырские методы» наказания доцент Вологодского института права и экономики ФСИН России Александр Павлушков, архивными документами этот вывод не подкреплён: «Изучение имеющихся в нашем распоряжении документов показывает, что государственных преступников в «каменные мешки» не помещали, а к сосланным лицам духовного звания такая мера не применялась».

Фрагмент плана-схемы Спасо-Прилуцкого монастыря. | Фото с сайта otpusk21.ru

...пусто не бывает

Спасо-Прилуцкий монастырь вообще редко использовался для наказания светских лиц, хотя именно он в большей степени соответствовал требованиям исправительного учреждения и обладал необходимыми условиями для изоляции, считает Александр Павлушков. Отправляли сюда провинившихся в основном из духовной среды — за нарушения по службе и непристойное поведение.

Так, в Государственном архиве Вологодской области сохранилась папка документов начала XVIII века о заключении в северные обители различных лиц за прелюбодеяние, причём в одном из документов говорится o «попе Григории», направленном в Спасо-Прилуцкий монастырь на исправление. А, например, в 1805 году в ту же обитель были сосланы два священника за неисполнение службы и пьянство.

Сроки ссылки в этот монастырь были небольшие — несколько месяцев. По словам Александра Павлушкова (цитируем его интереснейшую работу «Пенитенциарная практика монастырей Вологды в дореволюционный период»), в приговорах обязательно указывалась суть церковного наказания: выполнение «чёрных работ» и еже­дневных поклонов, чтение духовной литературы и увещевания.

А вообще использование монастырей для наказания и исправления нарушителей общественного порядка было распространённым явлением в истории России, корнями уходившим ещё в православную традицию Византии. «Многие из монастырей в царской России были тюрьмами, — пишет в своей книге «Православная инквизиция в России» Ефим Грекулов. — Монастырское заключение — пожалуй, самое тяжкое наказание, применяемое православной церковью с древних времён».

Спасо-Прилуцкий же монастырь из-за своего расположения (вроде бы глухомань, и в то же время от центра государства недалеко) раньше других стал местом ссылки: уже с XV века в нём содержались опальные представители знатных княжеских родов.

С начала XVIII века обитель вообще стала местом разбора следственных дел в отношении духовных и светских лиц, обвинявшихся в совершении различных преступлений. Подследственные находились в специально оборудованных помещениях (но не в «каменных мешках»!) под охраной солдат или штатных сторожей.

Среди ссыльных в монастыре были и гражданские. В частности, архивные материалы говорят о том, что в 1841 году в обители под охраной находились три paскольника, доставлявшие братии одни неприятности.

Спасо-Прилуцкий монастырь всегда отличался атмосферой высокой духовности и строгостью нравов, по­этому и ссыльные были окружены вниманием со стороны братии. Здесь мало было заключённых, наказанных за уголовные преступления. И уж тем более никто не «прятал» их в «каменные мешки» внутри сторожевых башен.

Замуровали, демоны!

Однако у исследователя Ефима Грекулова своё мнение насчёт «тюремной практики» вологодской обители: «Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки. Например, в Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведённые в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды... Из этих тайников узники редко выходили на волю».

Конструкция каменных мешков в большинстве монастырей была однотипной: 1 метр в ширину и высоту, 1,4 метра в длину. Маленькое оконце служило только для подачи пищи, а не для освещения. В таком мешке было невозможно лежать, заключенный спал в полусогнутом положении. Сюда заточали узников «безысходно», то есть пожизненно, они не имели никакой связи с внешним миром...

Но если в других монастырях подобное наказание практиковалось, то у нас, судя по имеющимся документам, до такого не дошло. Хотя вологодские монастыри действительно использовались в качестве мест наказания вплоть до конца XIX века.

Но если в «каменных мешках» никого не держали, зачем они вообще были нужны? Может, предполагалось замуровывать туда... демонов или одержимых? Однако историки склоняются теперь к мысли, что там всего-навсего складировалось... оружие, необходимое для обороны монастыря: пушки, ядра, порох, дробь. Известно, например, что пушек в обители имелось аж 30 штук.

Одно непонятно: зачем пушкам те маленькие отверстия в башнях северо-восточной стены монастыря? Оружие ведь есть не просит...

241
0
Похожие статьи
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1240
    3
  • 14 августа' 19 |

    В 2005 году в лесной глухомани под Шексной откопали сбитый фашистский самолёт «Юнкерс-88» — редкость для наших краёв. Но ещё больше удивил груз, который обнаружился на борту.

    718
    0
  • 20 ноября' 19 | Культпросвет

    Череповецкий музей археологии заслуженно считается одним из лучших археологических музеев Северо-Запада России.

    82
    0
  • 22 января' 20 | Культура, Кадры

    Новым министром культуры Российской Федерации стала праправнучка вологодского губернатора.

    787
    0
  • 16 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Необычная находка на реке Шексне осенью 1962 года могла пролить свет на не имевшие документальных подтверждений легенды, гуляющие окрест по сей день. Но...

     

    634
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.