Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Кесарю — кесарево

№45 (1198) от 17 ноября 2020 г.

Госдума в первом чтении единогласно приняла закон о Государственном совете, оставив открытым спор о его составе и функциях.

Государственный совет с примерно одинаковыми функциями существует в России более двухсот лет, с перерывом на советскую эпоху.
Если при императорах он долгое время была главным законосовещательным учреждением, то в наши дни он выполняет функции своего рода общественного совета при президенте. В Послании 15 января нынешнего года Владимир Путин заявил, что было бы неплохо прописать Госсовет в Конституции, тем самым повысив его статус. До 17 ноября профильный комитет ждёт поправок к законопроекту.

Учитывая, что он имеет приоритетный статус, до третьего чтения вряд ли осталось много времени.

Перемена мест

Проект федерального закона расширяет список членов Госсовета. Сейчас в него по должности входят только губернаторы и сам президент. После принятия закона в него по должности также будут входить председатель Правительства РФ, председатели обеих палат парламента и руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Глава государства по своему усмотрению может ввести в Госсовет, кроме этого, любого другого россиянина, если тот не имеет иностранного гражданства или вида на жительство. Предположительно, это могут стать видные представители муниципального сообщества или руководители госкорпораций и системообразующих компаний.
Пожалуй, главное недовольство оппозиционных партий состоит в том, что от них в Госсовете никто не будет представлен напрямую. Ясное дело, что у всех парламентских партий есть свои губернаторы: кроме «Единой России», три главы регионов есть у ЛДПР (Смоленская и Владимирская области, а также Хабаровский край), по два у КПРФ (Орловская область и Хакасия) и у «Справедливой России» (Омская область и Чувашия). В Госдуме неоднократно звучало мнение, что парламентские партии должны институционализироваться в Госсовете именно под своими брендами.

«Положительное в этом законопроекте то, что Госсовет — это орган, где могут выпустить пар губернаторы,

— заявил во время пленарного заседания депутат от ЛДПР Алексей Диденко. — Во-вторых, заседания этого органа могут стать дополнительной трибуной для оппозиции. Правда, представители политических партий, которые имеют фракции в Государственной думе, не имеют в этом органе постоянного членства и могут быть включены в состав только по решению президента».

В «Единой России» против этого, кажется, и не возражают. По крайней мере, это следует из выступления недавно вернувшегося в число депутатов видного единоросса, в прошлом — первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова. Впрочем, к какому итоговому решению придёт российская власть, пока предугадать сложно. «Здесь (в Госсовете. — Прим. ред.) представлены все субъекты Российской Федерации, а это расширяет основы нашего федерализма, — заявил господин Морозов. — Здесь с президентом взаимодействуют политические парламентские партии. А это расширяет политполе для выработки стратегии развития страны. А в целом это укрепляет наше государственное единство, развивая партийно-политическую систему нашей страны».

ЦК или не ЦК?

Как оказалось, не так много депутатов разбираются в юридическом позиционировании Госсовета. Нашему читателю это, вероятно, покажется казуистикой, ведь, в сущности, какая разница — это орган власти или что-то иное? По большому счёту, собственно у Госсовета никаких властных полномочий нет и не будет, в современной России он был и останется совещательным органом. Предс-тавители разных органов власти будут в нём координировать свои действия и обсуждать основные направления развития страны, в том числе внутреннюю и внешнюю политику. Но, путаясь в терминах, депутаты никак не могли понять, кто и как будет оформлять решения Госсовета.

«Представители юридического сообщества считают, что данный закон противоречит статьям 10 и 11 Конституции РФ. В данной ситуации мы четвёртый вариант законопроекта «О Конституционном собрании» внесли, без которого нельзя 10 и 11 статьи менять. И всё-таки решения будет принимать сам президент или Государственный совет своим голосованием?» — поднял тему депутат от КПРФ Николай Коломейцев. Его коллега по фракции Юрий Синельщиков развил тему: «Решения Госсовета должны оформляться в законопроекты в каких-то случаях, но у этого органа нет права законодательной инициативы. Как же будет решаться вопрос относительно законопроектов?»

Ответ председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова показал, что в будущем вполне возможна борьба в высших эшелонах власти за право реализовать идеи Госсовета в законопроектах.

«Есть огромное количество случаев, когда можно те и или иные вопросы решить через исполнительную власть или через Администрацию Президента, — ответил он господину Синельщикову. — Но если потребуется внести поправки через проекты федеральных законов, то, конечно, мы знаем, что в Госсовете участвуют руководители палат Федерального собрания, председатель Правительства, поэтому если будет поручение этим органам, то они будут использовать своё право законодательной инициативы. Если президент посчитает необходимым самому внести такую поправку, он будет использовать своё право законодательной инициативы».

В другом своём выступлении Юрий Синельщиков заявил, что ему непонятно, будет ли Госсовет органом государственной власти. По этому поводу Павел Крашенинников в течение пленарного заседания неоднократно подчёркивал, что нет, не будет: «Государственный совет находится в системе президентской власти, и он является не органом государственной власти, а конституционным государственным органом, в котором принимаются те или иные решения. После того как проект был внесён, пошли толкования, что мы чуть ли не передаём законодательную инициативу Государственному совету. Этого нет в проекте, кто внимательно посмотрел. Поэтому, конечно же, это немного другая история».

Между делом депутаты успели поспорить, а не похож ли Госсовет в новом виде на ЦК КПСС. Тот же Алексей Диденко заявил, что крайне нежелательно, чтобы «важнейший конституционный орган» превратился в аналог Центрального комитета советской компартии.  Напротив, справедливоросс Федот Тумусов даже смаковал возможное сходство: «Мне представляется, что Госсовет — это аналог ЦК КПСС, поэтому он тоже должен определять некую идеологию. Россия — особая цивилизация, и все события в мире показывают, что мы должны идти своим путём, что мы никого не должны копировать».

В результате оба получили жёсткую отповедь от спикера Госдумы Вячеслава Володина. С одной стороны, он провёл очевидные параллели с советским опытом, который воспевал господин Тумусов. С другой стороны, косвенно досталось и тем, кто предлагал не забывать и про имперский Госсовет, а Российская империя также в своё время распалась. «Все структуры, которые допустили развал страны, не могут браться за пример, — подчеркнул Вячеслав Володин. — Кому-то это соль на раны, но надо исходить из этого: страну разрушили, развалили, те, кто там работал, кто формировал эти органы, не могут быть образцом. Нам надо смотреть в будущее, изучать прошлое, лучшее выбирать, но не копировать».

75
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 06 февраля' 20 | Страна и мы

    В региональной Общественной палате прошли слушания по обсуждению недавнего Послания Президента Федеральному собранию.

    18
    0
  • На Вологодчине оперативно была создана телефонная горячая линия по вопросам поддержки материнства, детства и многодетных семей, озвученных в послании Президента Федеральному собранию. «Премьер» попытался выяснить, сколько человек обратились на горячую линию с начала ее работы.

    138
    0
  • 11 марта' 20 | Страна и мы

    Госдума проведёт второе чтение по поправкам в Конституцию 10 марта.

    27
    0
  • 26 февраля' 20 | Страна и мы

    В Конституцию предложили более 500 поправок, но срок их принятия продлили второй раз подряд.

     

    116
    0
  • 15 апреля' 20 | Страна и мы

    Вологодская область начала реализовывать поручение президента по развитию школьной инфраструктуры фактически до того, как оно было озвучено.

    45
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.