Коллекция на ходу

№30 (1183) от 4 августа 2020 г.

Некоторые мотоциклы, несмотря на солидный возраст, и сейчас на ходу. На недавно отреставрированном военном мотоцикле Дмитрий планировал проехать на параде 9 Мая. | Фото с личной странички Дмитрия Князева в соцсети «ВКонтакте»

Пожарный Дмитрий Князев занимается реставрацией мотоциклов уже более десяти лет. За это время в его коллекции собрано около 50 единиц техники. Со временем Дмитрий мечтает создать музей.

Дмитрий Князев живет в Вологде, а работает в 6-й пожарно-спасательной части по охране села Молочное. Коллекцию свою хранит в специально построенном для этого гараже.

В детстве он, как и многие мальчишки, любил кататься на велосипеде, в более старшем возрасте пересел на мопед, а вот своего мотоцикла в то время, когда товарищи уже ездили на них, не завёл.

Первый свой мотоцикл мужчина собрал сразу по приходе из армии.

«У моего товарища был М-72 1950-х годов — один из самых старых мотоциклов. До армии что-то не решился его купить. Пока служил, все думал об этом, и как только вернулся, всё-таки купил. Сначала хотел его переделать под себя, но потом посмотрел на него, и рука не поднялась что-то пилить болгаркой, варить в нем. Решил его отреставрировать — двигатель перебрал, покрасил. Полтора-два года с ним занимался. Получилось отлично», — делится историей Дмитрий Князев.

Дмитрий Князев собирает в основном старую советскую технику. Иномарки в его коллекции практически не встречаются. | Фото Алины Махлиной

Свидетели войны

В гараже мотоциклы и мопеды расставлены в хронологическом порядке и согласно марке. С одной стороны «Днепры» Киевского завода, с другой «Уралы» Ирбитского завода, начиная с самых первых моделей военных лет.

Самый ранний экземпляр — М-72. «Год выпуска неизвестен, но Великую Отечественную войну он застал точно. У него большинство деталей начала 40-х годов», — объясняет владелец. Следующий по хронологии на стене висит предок «Минсков» и «Восходов». Мотоцикл этот был сделан в Москве в 1947 году на оборудовании с немецкого завода DKW (предприятие демонтировано и вывезено в СССР в качестве репараций).

«До конца 40-х годов на этом заводе в Москве выпускали мотоциклы. Потом оборудование разделили на две части: одну увезли в Ковров, другую — в Минск. В Коврове на этом оборудовании дальше стали делать «Восходы». А в Минске линию «Минска» начали выпускать», — проводит исторический экскурс Дмитрий.

Реставрация — дело затратное по времени и по финансам. На один мотоцикл, по словам коллекционера, уходит в среднем год. Сюда входят поиск и замена деталей, покраска. Много сил и средств уходит на реставрацию коляски.

Тот самый мотоцикл М-72Н, который нашли вросшим в землю. «Модель довольно редкая. Таких мало осталось. Все родные запчасти на нем присутствуют. Кое-что по мелочам пришлось докомплектовать. Сейчас он ждет своей очереди на реставрацию», — с гордостью отмечает коллекционер.| Фото Алины Махлиной

Колёсами врос в землю

За каждым мотоциклом — своя история. За мотоциклом М-72Н в 2018 году снарядили целую экспедицию в Вашкинский район. Там в глухой деревне у разрушенной сарайки в прямом смысле слова вросла в землю редкая модель 1957 года выпуска.

Деревня находилась в 250 км от Вологды.

«Путь туда немного затянулся, так как ехали без навигатора, дорогу зная чисто со слов хозяина. В саму деревню люди добираются на лодках, а машины оставляют на берегу. Но просто попасть туда — одно, а мотоцикл еще оттуда вытащить — это уже сложнее. Спасибо доброму человеку Ивану, жителю этой деревни, который любезно согласился нам помочь. У него было две лодки: деревянная, на которой он обычно приезжает, и побольше лодка алюминиевая. На них и переправили мотоцикл отдельно от коляски», — рассказывает Дмитрий Князев.

Но прежде технику еще нужно было «выкорчевать» из земли. Чтобы дотащить мотоцикл до берега, использовали мини-трактор. Грузить в лодку 200-килограммого «железного коня» — та ещё работёнка.

Интересный экспонат в коллекции Дмитрия — инвалидная велоколяска. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» на такой же ездил Евгений Евстигнеев. Найти ее в Череповце было большой удачей. «В свое время их много было в инвалидных домах. Но часто эти коляски просто сдавали на металл, даже новые, потому что здоровому человеку тяжело ею управлять, не то что инвалиду», — поясняет коллекционер. С коляской тоже пришлось повозиться: колеса и крылья у нее были закручены узлом.

В планах у Дмитрия Князева — вместе с друзьями-собирателями ретротехники создать музей. «Хотелось бы это сделать доступнее для людей, чтобы не нужно было далеко ехать. Но в городе такие обширные помещения сложно найти. Вложения нужны серьёзные, поэтому пока так. Постепенно идем к этому. Думаю, всё получится, главное — желание», — говорит Дмитрий.

156
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 23 июня' 20 | Среда обитания

    Дом Дружинина на Мальцева, 18, в Вологде, где жил реальный прототип Джеймса Бонда, торжественно откроют в День города.

    179
    0
  • 27 мая' 20 | Религия

    В Кичменгско-Городецком районе восстанавливают храм, построенный в честь явления иконы святого Георгия Победоносца.

    140
    0
  • 27 августа' 20 | Ситуация

    Известный вологодский реставратор Александр Попов оказался в центре скандала: на него подал в суд Комитет охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан.

    286
    1
  • 21 июля' 20 | Увлечения

    Рубанки и скобели попробовали в деле ученики Школы архитектурного наследия на первом занятии.

    49
    0
  • 27 марта' 19 | Увлечения

    В Вологде открылся Музей веры и суеверий, где посетителям предлагают испытать судьбу: снять подкову с входной двери и посмотреться в разбитое зеркало.

     

    193
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.