Комната Башлачёва

№39 (1140) от 1 октября 2019 г.

Юрий Шевчук в Музее Александра Башлачёва. | Фото из группы музея «ВКонтакте»

Музыкальная библиотека города Череповца на улице Строителей примечательна тем, что здесь расположен единственный в России Музей Александра Башлачёва.

Официально Музею Александра Башлачёва исполняется 10 лет — он был открыт 1 ноября 2009 года на базе череповецкой Нотно-музыкальной библиотеки, которая затем стала просто Музыкальной. Однако фактически он существует гораздо дольше.

В 2000 году в Череповецком музейном объединении была организована выставка, посвящённая 40-летию Александра. Она была достаточно скромной: стол с текстами стихотворений и песен, гитара, стенды с фотографиями и даже наглядно воплощённые поэтические образы из произведений Башлачёва: от мельничного колеса до берёзы с колокольчиками. Затем выставка закрылась, а часть экспонатов была передана на хранение в городскую библиотеку № 5.

Именно в этом учреждении в 2002 году, по инициативе заведующей библиотекой Марины Брынских выставка начала свою работу снова, но на постоянной основе. Многие уже тогда называли эту относительно небольшую экспозицию музеем, и сюда стали регулярно приезжать поклонники таланта Башлачёва со всей России. Периодически здесь проводились даже небольшие музыкальные концерты.

В 2009 году экспозиция поменяла свой адрес — пострадав при затоплении библиотечного помещения, она вынуждена была  переехать в другую городскую библиотеку, на улицу Строителей, где и располагается до сих пор.

Экспонаты музея очень разнообразны. Слева - символический поезд из Свердловска, где Башлачёв учился в вузе, в Ленинград, где он стал полноценным рок-музыкантом.

Назад в восьмидесятые

Переселившись на новое место, музей — благодаря своему тогдашнему «хранителю», заведующей библиотекой Татьяне Мельниковой — довольно быстро стал одной из важных культурных достопримечательностей города металлургов.

Сегодня это небольшое помещение Музыкальной библиотеки, где хранится всё, что связано с именем череповецкого поэта и музыканта: личные вещи, фотографии из семейного архива, статьи, книги, аудиоматериалы и т.д. Большинство из них было предоставлено сестрой Александра Башлачёва — Еленой.

Интерьер комнаты-музея воспроизведён по фотографиям начала-середины 1980-х годов, так что, войдя в неё, посетитель словно попадает в типичную советскую квартиру того времени.

Важная часть экспозиции — письменный стол автора «Времени колокольчиков». На нём стоят радиоприёмник, печатная машинка и лежат статьи Александра: «А скучать мы не любим», «Колёса мастеру послушны», «Улыбка на каждый день», — написанные им для череповецкой газеты «Коммунист». На полке, висящей над столом, стоят его любимые книги: Блок, Гессе, Маяковский.

В отдельной витрине размещены различные издания книг Башлачёва, аудиокассеты с его первыми записями, видеоматериалы, личные вещи: микрофон, фотоаппарат «Смена».

В музее хранятся как литературные произведения знаменитого череповчанина, так и его письма к своим родным, друзьям и коллегам, и даже такие уникальные творения, как юмористическая «Ода Брежневу», написанная Сашей ещё в 16 лет и затем воспроизведённая по памяти и записанная его другом Андреем Долговым.

Здесь же располагается и башлачёвская графика — рисунки, юмористические скетчи, карикатура «Европа и Азия». В общем, Александр предстаёт перед посетителями музея как по-настоящему многогранная и уникальная личность.

Интересно, как контрастирует при этом его поэтическое творчество с обилием необычных образов, сложными сюжетами и глубиной идей с его же газетными статьями, где преобладают стандартные журналистские приёмы и отражены прозаические реалии того времени. Некоторые из них актуальны до сих пор.

«В последнее время немало говорится о необходимости перестройки психологии современного работника торговли, — пишет Александр в одной из своих публикаций о культуре обслуживания населения в череповецких торговых точках. — Продавцу пора изменить устоявшийся стиль работы — это диктует качественно новый этап в развитии торгового дела. Сами продавцы за редким исключением навстречу покупателю не идут, бывает, гость магазина очень долго ходит по отделу, но никто не позаботится о том, чтобы он ушёл с покупкой».

Культурный центр

Рядом с комнатой-музеем действует концертная площадка — помещение с отличной акустикой и большой вместимостью, на стенах которого представлена целая фотографическая летопись, раскрывающая жизнь и творческую деятельность Александра Башлачёва.

Здесь на постоянной основе проводятся самые разные фестивали, концерты, вечера, встречи и другие мероприятия — например, ежегодный фестиваль «Джазовая панорама», число посетителей которого могло достигать 200 и более человек.

Рисунок Александра Башлачёва «Азия-Европа».

Благодаря этому музей смог объединить под своей крышей широкий круг творческих людей — как череповецких, так и иногородних: из Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. Работает принцип «Самое главное — удивить зрителя», поэтому каждый раз, приходя на концерт, гость не знает, что его ждёт: как всё оформлено, где находится сцена, какой репертуар будет исполняться и т.п.

Некоторые мероприятия уже стали традиционными: «Встреча Рождества» в начале января, день рождения Александра Башлачёва 27 мая, вечер его памяти 17 февраля, поэтический марафон «Ветра осенние» в октябре, день рождения музея в начале ноября.

Их регулярные участники — музыканты, поэты, художники, артисты из разных городов России. Они приезжают сюда и просто так, с целью познакомиться с музеем и осмотреть его экспозиции. Среди таких посетителей — известный тележурналист Леонид Парфёнов (когда-то он работал вместе с Башлачёвым в газете «Коммунист»), рок-музыканты Юрий Шевчук и Борис Гребенщиков.

Активно посещает музей и подрастающее поколение, в том числе в составе регулярных школьных экскурсий. Приходя в библиотеку на улицу Строителей, череповецкие ученики знакомятся с жизнью и деятельностью Башлачёва и получают более полное представление об особенностях прошедшей эпохи.

Интересно, что многие череповчане до сих пор по-настоящему незнакомы с деятельностью своего земляка, поэтому, попадая в музей, в буквальном смысле слова открывают для себя его творчество, которое является весьма значимым явлением отечественной культуры.

«Он видел больше и знал больше, чем другие, он был очень умным и талантливым человеком. Его песни написаны будто бы вот-вот, только что. А уже столько лет прошло, — вспоминает Олег Хакман, участник группы «Рок-сентябрь», для песен которой Башлачёв писал тексты. — Он знал жизнь, которой мы сейчас живём, он её чувствовал. Это гений. Не в смысле поэт-гений, а гений по сути. Он опережал время».

118
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 01 октября' 19 | Ситуация

    В Тотемском районе закрывают санаторий «Зеленый бор». Он пережил Великую Отечественную войну, распад Советского Союза и лихие девяностые, но пришёл и его час. 

    72
    0
  • Главным документом, позволяющим сберечь многообразие растительного и животного мира области, не допуская исчезновения редких видов, является Красная книга. Но далеко не все вологжане в курсе, что, срывая на лугу понравившийся цветок или поймав крохотную рыбку, они, сами того не ведая, могут преступить закон.

    92
    0
  • 15 января' 19 | Страна и мы

    К легенде, лёгшей в основу первой громкой кинопремьеры наступившего года — военной драмы «Т-34», имел самое непосредственное отношение поэт Сергей Орлов, чьим именем названа одна из центральных улиц Вологды. А расследовал реальный побег заключённых на танке другой наш земляк — Павел Павловцев из-под Череповца.

    339
    0
  • 24 августа' 18 | Как это было

    Если бы в 1918 году Вологда восстала одновременно с Ярославлем, российская история могла бы пойти совершенно по другому сценарию.

    388
    0
  • 16 октября' 18 | Своё — родное

    Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

     

    279
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.