Комната сокровищ

№44 (1145) от 5 ноября 2019 г.

В музее есть макеты настоящих железнодорожных вагонов. Это один из них — цистерна для перевозки жидкос­тей. | Фото Дмитрия Катаева

О существовании этого очень необычного и интересного музея многие вологжане даже не подозревают.

А жаль, потому что Комната боевой и трудовой славы Вологодского вагоноремонтного депо — предприятия со столетней историей — достойна того, чтобы её как можно чаще посещали вологжане самых разных поколений: от дошкольников до пенсионеров.

Путешествие во времени

Комната боевой и трудовой славы вагоноремонтного депо открылась в областной столице в 1975 году, когда страна праздновала 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. У комнаты были две основные задачи — сохранять материальные и документальные свидетельства истории депо и воспитывать у его работников чувство гордости за родное предприятие.

Несмотря на своё название, на самом деле Комната боевой и трудовой славы — это довольно большое помещение, состоящее из нескольких залов, и каждый посвящён тому или иному периоду истории депо.

Экспозиция демонстрируется посетителям в хронологической последовательности, так что они примерно за час преодолевают временное расстояние в сто с лишним лет — от конца XIX века, когда в Вологде появилась железная дорога, до современных дней.

Первый зал рассказывает о дореволюционных временах, эпохе Великой Октябрьской социалистической революции и первых годах советской власти. На его стенах — множество фотографий с изображениями инженеров и рабочих, трудившихся в депо в те непростые времена, а также изображения первого вологодского вокзала.

Мало кто знает, но первый железнодорожный вокзал, построенный в Вологде, был небольшим, деревянным и, что самое главное, сохранился до наших дней — он расположен по адресу: Чехова, 40. Прямо от него к другому вокзалу, речному, шла широкая улица, которая сейчас называется Первомайской. Грузы, прибывавшие в город по железной дороге, сгружались на подводы и вереницей везлись к реке Вологде, где складировались на баржи и дальше путешествовали уже по воде.

Помимо фотографий, здесь есть и другие экспонаты — например, статуэтка Карла Маркса, сделанная жестянщиками депо, и толстая раритетная книга «Вагонное дело», изданная в начале 1920-х годов, по которой юные ремесленники познавали азы ремонта вагонов.

Экспонаты для Комнаты боевой и трудовой славы: телефоны, пишущие машинки и многое другое — нередко приносят сами работники депо. | Фото Дмитрия Катаева

Железнодорожные сокровища

Следом идут уже полностью советские комнаты, посвящённые первым пятилеткам, Великой Отечественной войне, послевоенному восстановлению народного хозяйства и Советскому Союзу в 1960-х — 1980-х.
Фотографий тут по-прежнему много, но становится больше и иных свидетельств эпохи: телефоны, печатные машинки, набор нутромеров — приборов для измерения диаметра и глубины различных отверстий производственного назначения, макеты вагонов и многое другое.

Порой встречаются совершенно неожиданные вещи — например, самовар, символизирующий давно ушедший в прошлое повседневный быт железнодорожников, или жутковатый набор наглядных пособий по гражданской обороне: муляжи лиц и рук, повреждённых в результате травм или поражённых опасными заболеваниями.

Рядом лежат книги по железнодорожному делу, многочисленные награды, которые вручались трудовому коллективу в самые разные годы, большая книга приказов начальника депо (808 документов), напечатанных на пишущей машинке с января по декабрь 1975-го, и даже уникальный кирпич 1902 года выпуска, произведённый на одном из заводов, принадлежавших известному в дореволюционную эпоху купцу Петру Беляеву.

«Когда шла модернизация одного из зданий депо, построенного ещё в дореволюционные годы, рабочие ломали его стену и не могли сломать, — пояснил «Премьеру» начальник технического отдела вагоноремонтного депо Алексей Максимов. — Пришлось использовать спецтехнику. Этот кирпич вынут как раз из той стены. Посмотрите — выглядит, как новый: ни трещин, ни сколов. Так что раньше действительно строили на века».

Тут же можно увидеть сильно уменьшенные макеты трёхосной вагонной тележки и вагонов-цистерн, форму железнодорожных рабочих и служащих, специальные фонари и другие интересные экспонаты, коих в музее немало.

На стеллажах — литература о железнодорожном деле и предметы, рассказывающие о повседневном быте работников депо. | Фото Дмитрия Катаева

Символы эпохи

Отдельная достопримечательность Комнаты боевой и трудовой славы вагоноремонтного депо — комплект советских музыкальных инструментов, предназначавшихся для ансамбля самодеятельности.

«В самодеятельности мог участвовать любой работник, который увлекался музыкой и хотел ею заниматься, — рассказал Алексей Максимов. — Предприятие заботилось о людях и предоставляло им возможности для самореализации. Существовали даже собственные строительные бригады: люди вступали в них, учились строительному делу на практике под руководством профессионалов и в итоге, научившись, возводили сами для себя многоквартирные жилые дома».

В одной из комнат основное место занимают три флага, центральное из которых — это переходящее знамя победителя социалистического соревнования среди железнодорожных предприятий. Вологодское депо, неоднократно побеждавшее в таких соревнованиях, стало победителем и последнего из них, проведённого в 1991 году.

СССР прекратил своё существование, поэтому соцсоревнования больше не проводились. А знамя поставили в музей — как очередной и очень наглядный символ ушедшей эпохи.

Школьников, которые приходят в музей, железнодорожники могут ещё и покатать на вот такой автомотрисе, чтобы они прониклись духом железной дороги.

Проводник в будущее

Хотя Музей вагоноремонтного депо открыт для посещений, экскурсии сюда ходят нечасто: о комнате мало кто знает, да и попасть на предприятие не так-то уж просто.

Однако детям, которых время от времени привозят сюда в составе организованных групп, здесь нравится. Они с интересом рассматривают фотографии, книги, старые приборы, фонари, макеты вагонов, увлечённо стучат в барабаны самодеятельного ансамбля и с удовольствием примеряют на себя железнодорожную форму.

В 2005 году за активную работу со школьниками Комната боевой и трудовой славы заняла первое место на одном из городских конкурсов в номинации «Патриотическое воспитание молодежи».

«Нам можно позвонить и договориться об экскурсии, и мы с удовольствием её проведём, — говорит Алексей Максимов. — Хорошо было бы, если бы сюда обязательно приводили студентов средних учебных заведений железнодорожного профиля, чтобы они лучше знали не только историю нашего депо, но и историю отрасли, где собираются работать. Это могло бы помочь им в их будущей профессиональной деятельности».

41
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 24 августа' 18 | Как это было

    Если бы в 1918 году Вологда восстала одновременно с Ярославлем, российская история могла бы пойти совершенно по другому сценарию.

    384
    0
  • 13 ноября' 19 | Особый случай

    130 лет назад в Петербурге скончался «блаженный странник Александрушко» — уроженец Вологодского уезда Александр Крайнев.

    157
    0
  • 06 ноября' 19 | Нераскрытые тайны

    В сентябре 1929 года на Вологодчине развернулись настоящие боевые действия, о которых сейчас не принято вспоминать. Дело дошло до захвата Грязовца и наступления на Вологду со стороны станции Сухона, где высадился десант противника. А через неделю враг... исчез.

     

    179
    0
  • 27 марта' 19 | Увлечения

    В Вологде открылся Музей веры и суеверий, где посетителям предлагают испытать судьбу: снять подкову с входной двери и посмотреться в разбитое зеркало.

     

    130
    0
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1208
    3

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.