Комната сокровищ

№44 (1145) от 5 ноября 2019 г.

В музее есть макеты настоящих железнодорожных вагонов. Это один из них — цистерна для перевозки жидкос­тей. | Фото Дмитрия Катаева

О существовании этого очень необычного и интересного музея многие вологжане даже не подозревают.

А жаль, потому что Комната боевой и трудовой славы Вологодского вагоноремонтного депо — предприятия со столетней историей — достойна того, чтобы её как можно чаще посещали вологжане самых разных поколений: от дошкольников до пенсионеров.

Путешествие во времени

Комната боевой и трудовой славы вагоноремонтного депо открылась в областной столице в 1975 году, когда страна праздновала 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. У комнаты были две основные задачи — сохранять материальные и документальные свидетельства истории депо и воспитывать у его работников чувство гордости за родное предприятие.

Несмотря на своё название, на самом деле Комната боевой и трудовой славы — это довольно большое помещение, состоящее из нескольких залов, и каждый посвящён тому или иному периоду истории депо.

Экспозиция демонстрируется посетителям в хронологической последовательности, так что они примерно за час преодолевают временное расстояние в сто с лишним лет — от конца XIX века, когда в Вологде появилась железная дорога, до современных дней.

Первый зал рассказывает о дореволюционных временах, эпохе Великой Октябрьской социалистической революции и первых годах советской власти. На его стенах — множество фотографий с изображениями инженеров и рабочих, трудившихся в депо в те непростые времена, а также изображения первого вологодского вокзала.

Мало кто знает, но первый железнодорожный вокзал, построенный в Вологде, был небольшим, деревянным и, что самое главное, сохранился до наших дней — он расположен по адресу: Чехова, 40. Прямо от него к другому вокзалу, речному, шла широкая улица, которая сейчас называется Первомайской. Грузы, прибывавшие в город по железной дороге, сгружались на подводы и вереницей везлись к реке Вологде, где складировались на баржи и дальше путешествовали уже по воде.

Помимо фотографий, здесь есть и другие экспонаты — например, статуэтка Карла Маркса, сделанная жестянщиками депо, и толстая раритетная книга «Вагонное дело», изданная в начале 1920-х годов, по которой юные ремесленники познавали азы ремонта вагонов.

Экспонаты для Комнаты боевой и трудовой славы: телефоны, пишущие машинки и многое другое — нередко приносят сами работники депо. | Фото Дмитрия Катаева

Железнодорожные сокровища

Следом идут уже полностью советские комнаты, посвящённые первым пятилеткам, Великой Отечественной войне, послевоенному восстановлению народного хозяйства и Советскому Союзу в 1960-х — 1980-х.
Фотографий тут по-прежнему много, но становится больше и иных свидетельств эпохи: телефоны, печатные машинки, набор нутромеров — приборов для измерения диаметра и глубины различных отверстий производственного назначения, макеты вагонов и многое другое.

Порой встречаются совершенно неожиданные вещи — например, самовар, символизирующий давно ушедший в прошлое повседневный быт железнодорожников, или жутковатый набор наглядных пособий по гражданской обороне: муляжи лиц и рук, повреждённых в результате травм или поражённых опасными заболеваниями.

Рядом лежат книги по железнодорожному делу, многочисленные награды, которые вручались трудовому коллективу в самые разные годы, большая книга приказов начальника депо (808 документов), напечатанных на пишущей машинке с января по декабрь 1975-го, и даже уникальный кирпич 1902 года выпуска, произведённый на одном из заводов, принадлежавших известному в дореволюционную эпоху купцу Петру Беляеву.

«Когда шла модернизация одного из зданий депо, построенного ещё в дореволюционные годы, рабочие ломали его стену и не могли сломать, — пояснил «Премьеру» начальник технического отдела вагоноремонтного депо Алексей Максимов. — Пришлось использовать спецтехнику. Этот кирпич вынут как раз из той стены. Посмотрите — выглядит, как новый: ни трещин, ни сколов. Так что раньше действительно строили на века».

Тут же можно увидеть сильно уменьшенные макеты трёхосной вагонной тележки и вагонов-цистерн, форму железнодорожных рабочих и служащих, специальные фонари и другие интересные экспонаты, коих в музее немало.

На стеллажах — литература о железнодорожном деле и предметы, рассказывающие о повседневном быте работников депо. | Фото Дмитрия Катаева

Символы эпохи

Отдельная достопримечательность Комнаты боевой и трудовой славы вагоноремонтного депо — комплект советских музыкальных инструментов, предназначавшихся для ансамбля самодеятельности.

«В самодеятельности мог участвовать любой работник, который увлекался музыкой и хотел ею заниматься, — рассказал Алексей Максимов. — Предприятие заботилось о людях и предоставляло им возможности для самореализации. Существовали даже собственные строительные бригады: люди вступали в них, учились строительному делу на практике под руководством профессионалов и в итоге, научившись, возводили сами для себя многоквартирные жилые дома».

В одной из комнат основное место занимают три флага, центральное из которых — это переходящее знамя победителя социалистического соревнования среди железнодорожных предприятий. Вологодское депо, неоднократно побеждавшее в таких соревнованиях, стало победителем и последнего из них, проведённого в 1991 году.

СССР прекратил своё существование, поэтому соцсоревнования больше не проводились. А знамя поставили в музей — как очередной и очень наглядный символ ушедшей эпохи.

Школьников, которые приходят в музей, железнодорожники могут ещё и покатать на вот такой автомотрисе, чтобы они прониклись духом железной дороги.

Проводник в будущее

Хотя Музей вагоноремонтного депо открыт для посещений, экскурсии сюда ходят нечасто: о комнате мало кто знает, да и попасть на предприятие не так-то уж просто.

Однако детям, которых время от времени привозят сюда в составе организованных групп, здесь нравится. Они с интересом рассматривают фотографии, книги, старые приборы, фонари, макеты вагонов, увлечённо стучат в барабаны самодеятельного ансамбля и с удовольствием примеряют на себя железнодорожную форму.

В 2005 году за активную работу со школьниками Комната боевой и трудовой славы заняла первое место на одном из городских конкурсов в номинации «Патриотическое воспитание молодежи».

«Нам можно позвонить и договориться об экскурсии, и мы с удовольствием её проведём, — говорит Алексей Максимов. — Хорошо было бы, если бы сюда обязательно приводили студентов средних учебных заведений железнодорожного профиля, чтобы они лучше знали не только историю нашего депо, но и историю отрасли, где собираются работать. Это могло бы помочь им в их будущей профессиональной деятельности».

119
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 25 декабря' 19 | След в истории

    Сгинувший среди ледяных просторов Арктики Владимир Русанов, который в 1912 году в нарушение инструкций решил пройти на судне «Геркулес» Северным морским путём, свои первые путешествия совершил по Вологодчине, куда был сослан за антиправительственную деятельность.

    235
    0
  • 08 апреля' 20 | Нераскрытые тайны

    Чтобы победить эпидемию холеры, добравшуюся до Вологды осенью 1830 года, напуганные власти пошли на крайние меры: задействовали два средства, в эффективности которых, мягко говоря, сомневались. Но то, что представлялось актом отчаяния, неожиданно сработало, и беду удалось остановить. Правда, одно из этих чудодейственных средств после 1917 года исчезло, и где оно сейчас, не знает никто...

     

    729
    0
  • 06 февраля' 19 | Культура

    Почему жители одной деревни, как правило, дальние родственники друг другу? Имеет ли население восточных районов Вологодчины польские корни? Кто из вологжан является потомком обрусевших калмыков? На вопросы «Премьера» отвечает заместитель директора Государственного архива области по научной работе Илья Кузнецов.

    927
    0
  • 06 марта' 19 | Культура

    В феврале исполнилось 65 лет с открытия в Вологодской области картинной галереи.

    191
    0
  • 20 ноября' 19 | Культпросвет

    Череповецкий музей археологии заслуженно считается одним из лучших археологических музеев Северо-Запада России.

    109
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.