Кружевной переполох

№15 (1219) от 20 апреля 2021 г.

В гостях у купеческой семьи побывали вологжане 14 и 15 апреля. Премьера спектакля по пьесе Александра Островского «Не всё коту масленица» состоялась на сцене Вологодского драмтеатра.  

По сюжету пьесы Дарья Федосеевна Круглова была замужем за богатым тираном, который после смерти оставил семью ни с чем. Дочь Агния уже невеста на выданье, да кто возьмет без приданого? Захаживает один жених — Ипполит, но он человек подневольный, работает приказчиком у своего дяди — богатого купца Ермилы Зотыча Ахова. Ахов тоже по-кошачьи облизывается, глядя на молоденькую Агнию. Кого же выберет девушка, воспитанная натерпевшейся от покойного мужа купчихой в вольном духе?

В семейном кругу 

Сцены из московской жизни, как обозначил жанр пьесы сам Островский, разворачиваются перед зрителем в камерной обстановке. Места идут по обе стороны малой сцены. Такое расположение призвано создать общее пространство, соединить зрителей и актеров.  
 
«Мы хотели добиться большей интимности в этом спектакле, и нам показалось, если зритель будет сидеть с двух сторон, тем самым мы создадим такой круг, на котором всё замкнется, и возникнет особая домашняя атмосфера», — поясняет режиссер Константин Денискин. 
 
Отсутствие границы между зрительным залом и происходящим на сцене всячески подчеркивается. Герои выходят из-за кресел, приказчик Ипполит (Евгений Галанцев) прячется между зрителями от гнева будущей тещи или смотрится в сидящих напротив как в зеркало, хозяйка дома Круглова (Наталия Абашидзе) обращается к публике за подтверждением ее слов. 
 
«Я хочу, чтобы зрители узнали себя. Чтобы был установлен контакт с героями пьесы, когда зритель отождествляет себя с персонажем, и после завершения спектакля возникает желание высказаться, обсудить увиденное с друзьями и близкими», — поделился с «Премьером» Константин Денискин. 
 
«Не всё коту масленица» — его первая самостоятельная работа. Константин учится на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Л.Е.Хейфеца). В Вологодский драматический театр режиссер прибыл благодаря содействию художественного руководителя Алексея Ожогина в рамках проекта Фонда поддержки и развития театрального образования ГИТИСа. 
 
На сдачу спектакля поддержать Константина Денискина приехала его мама, заведующая труппой в Магнитогорском драматическом театре, где Константин ставил свои первые два спектакля.  

СОВРЕМЕННАЯ  КЛАССИКА 

Вместе с молодым режиссером над вологодской постановкой работала художник, студентка ГИТИСа Алёна Грек. Через детали интерьера на сцене она старалась показать историю семьи Кругловых.  
 
«Мы взяли за образец мебель XIX века и перекрасили ее в синие цвета так, как будто бы члены семьи сами пытались ее восстановить, вернуть видимость ушедшего богатства», — говорит художник-постановщик.  
Немаловажной деталью в оформлении сцены является кружево: оно присутствует на полу и на столе, за коклюшками сидит главная героиня Агния (Валерия Трунева) и плетет книжную закладку для возлюб-ленного. Кружево не только дань уважения традициям Вологодчины, но и единственная ценность обедневшей семьи.  
 
Однако задачи досконально воссоздавать быт того времени в спектакле не стоит. «Мы попытались воплотить на сцене безвременье, но чтобы узнавались детали русского быта. На сцене мир Островского и наш мир одновременно», — отмечает Константин Денискин. 
 
Режиссер бережно отнесся к тексту классика. В пьесе сохранена главная ценность — особый язык московского купечества, наполненный поговорками и пословицами. В то же время образы в режиссерской интерпретации приобретают современные черты. Барские причуды прислуга обсуждает за стопочкой, а 60-летний купец Ахов (Владимир Таныгин)  начинает двигаться в ритме диско. 
 
Сочнее и ярче, чем в тексте, раскрывается образ кухарки Маланьи в исполнении Светланы Романовой. Она подкупает своей простотой и непосредственностью. А в дву-смысленных частушках звучат отголоски народной смеховой культуры.  
 
 «Моя героиня — травница. Она делает отвары и оберегает семью, которая ее приняла. Сама Маланья со странностями, но ей хорошо в этой семье, она живет и наслаждается. Маланья другая, конечно, в пьесе. По сути роли у Островского нет: вышла и ушла, мы ее образ создавали заново», — рассказала актриса «Премьеру». 
 
Спектакль вызвал массу положительных откликов среди зрителей.  
 
«Спасибо за положительные эмоции! — благодарит Инга. — Уровень игры артистов не отличается от гастрольного спектакля москвичей. Так держать, браво всем, кто причастен к созданию чуда!». 
 
«Спасибо за прекрасный вечер! Отличный спектакль! Наши актёры самые лучшие!» — пишет Лариса.  
10
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.