Крылья Родины

№13 (1114) от 2 апреля 2019 г.

Современные технологии позволили раскрасить старый чёрно-белый портрет Сергея Ильюшина. На снимке он ещё с погонами генерал-лейтенанта (потом дослужится до генерал-полковника) и с единственной Золотой Звездой Героя Социалистического Труда (потом он станет трижды Героем Соцтруда). А ещё Ильюшин — единственный в истории СССР человек, который семь раз удостаивался Сталинской премии. | Фото с сайта avatars.mds.yandex.net

До того как посвятить себя авиации, наш земляк Сергей Ильюшин руководил промышленностью Вологодчины.

Разработчик самого массового бое­вого самолёта в стране — громившего фашистов штурмовика Ил-2, — Сергей Владимирович 30 лет не решался побывать на родине, объясняя это... разлитым молоком.

А в кабинете его московской квартиры всегда висела большая  панорама родной вологодской деревни...

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (30-го — по новому стилю) 1894 года в Дилялеве (или Делялеве — и так, и так можно), что в 74 километрах от Вологды (сейчас это территория Вологодского района). Необычное для северных краёв название, по свидетельству автора книги об Ильюшине в серии «Жизнь замечательных людей» Феликса Чуева, местные жители объясняют тем, что в стародавние времена это глухое местечко облюбовали разбойники и делили здесь награбленное — отсюда и Делялево (впрочем, сам Ильюшин везде писал «Дилялево», да и на современных картах указано так).

Когда через много лет, уже став знаменитым авиаконструктором, Ильюшин вернётся сюда, сосед его припомнит, как, выйдя из машины перед отчим домом, Сергей Владимирович первым делом обратил внимание на берёзовый пень: «Кто срубил?» Оказалось, соседка. А сажал ту берёзу, как выяснилось, Ильюшин собственноручно...

В тот первый после большого перерыва приезд (после Великой Отечественной Сергей Владимирович наведывался сюда ежегодно, устраивая пир на всю деревню) было ещё много взволновавших Ильюшина встреч.

Молочные реки

Несмотря на не располагающий к шуткам пост начальника конструкторского бюро, Ильюшин был весёлым человеком. Когда односельчане поинтересовались, что он так долго не наведывался в родные края — шутка ли, 30 лет! — Сергей Владимирович обмолвился, что когда работал тут возчиком молока, однажды перевернулся на телеге да и разлил весь драгоценный груз: «Вот потому-то и не приезжал — боялся, что побьёте!»

Как бы то ни было, а трудовая биография у Сергея Ильюшина действительно началась очень рано. В семье крестьянина-бедняка Владимира Ильюшина было 11 детей. Сергей, самый младший, сперва помогал родителям по хозяйству, на сенокосе. И учиться успевал. Вот как он сам вспоминал об этом: «Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно Закон Божий…»

А когда Сергею стукнуло 15 лет, он по примеру старших братьей подался из родных краёв на заработки: трудился чернорабочим на фабриках в Костроме и Иваново-Вознесенске, чистил сточные канавы в Петербурге, нанимался косить сено... Даже подрядился в землекопы на строительство дороги в имение Осаново вологодского купца Волкова. А в 1911 году вернулся в родную деревню и действительно устроился работать возчиком молока на маслодельный завод. Да только нужда была такая, что пришлось искать местечко поденежнее, и Ильюшин отправился строить Амурскую железную дорогу. Потом опять вернулся на родину.

И так мотался он по разным халтурам, пока осенью 1914-го его не мобилизовали в армию.

Сергей Ильюшин в 1919 году, когда он руководил промышленностью в Вологде. Этот снимок приклеен к анкете, собственноручно заполненной Ильюшиным при поступлении на работу в Вологодский губернский совет коммунального хозяйства. Документ хранится в Государственном архиве Вологодской области и впервые был обнародован только в 2002 году. | Фото с сайта fishki.net

«Я б в начальники пошёл...»

Служить Ильюшину довелось поначалу в пехотной «учебке», а затем — писарем в управлении воинского начальника Вологды. А когда пришёл запрос на 7 человек в авиацию, Ильюшин по собственному желанию был переведён на аэродром в Петербург. Там он окончательно «заболел» небом и даже получил удостоверение лётчика.

Октябрьская революция хоть и с отсрочкой, но внесла коррективы в судьбу будущего авиаконструктора: в 1918 году самолёты выпускать перестали, его команду расформировали, и он вернулся в Дилялево, а потом перебрался в Вологду, где в свои 24 года (!) был неожиданно назначен заведующим промышленным отделом Вологодского губернского совета коммунального хозяйства.
В сферу компетенции новоиспечённого начальника, к тому же вовремя вступившего в партию, входило налаживание работы национализированных лесопилок, мельниц и маслобойных заводов. Должность была высокооплачиваемая — жалованье Ильюшина составляло 900 рублей в месяц.

Увы, мирная жизнь продолжалась недолго — в мае 1919-го Сергея опять призвали, на сей раз в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). И с Вологдой пришлось распрощаться.

На 30 лет.

Первый реактивный тактический бомбардировщик в СССР Ил-28 (вернее, его учебная модификация Ил-28У) был установлен на улице Ильюшина в Вологде в 1984 году, к 90-летию авиаконструктора. Что интересно, до Вологодчины самолёт добрался своим ходом. Он приземлился на военном аэродроме в Федотове и оттуда за одну ночь был перевезён в Вологду. Остекленение и мелкие детали с него убрали в целях безопасности: из-за низкого постамента дети полюбили лазить по самолёту. | Фото с сайта ph0.qna.center

Большой человек

Не будем углубляться в перипетии последующей биографии Сергея Ильюшина — она достаточно полно освещена (загляните хотя бы в «Википедию»). Увлёкшись авиацией и возглавив авиаконструкторское бюро, Сергей Владимирович внёс огромный вклад в нашу победу в Великой Отечественной войне и в авиастроение в целом. Достаточно сказать, что последний спроектированный под его руководством межконтинентальный лайнер Ил-62 надолго стал флагманом Аэрофлота...

Сергей Владимирович умер в 1977 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Провожал отца в последний путь его сын Владимир — знаменитый лётчик-испытатель, обладатель рекорда высоты полёта (долгое время даже ходили слухи, будто бы именно Владимир Ильюшин, а не Юрий Гагарин, был первым человеком в космосе. Впрочем, подробнее об этом и о судьбе сына авиаконструктора читайте в очерке «Премьера» «Больше, чем космонавт», опубликованном в номере от 13 июня 2017 года).

«Я видела деда всего один раз, — рассказывает дочь Владимира Ильюшина Марина. — Он был уже болен... Со слов мамы, Сергей Владимирович был замечательный собеседник, очень много знал и умел слушать. Советовал: «Говорите меньше, говорите тише, экономьте силы для больших дел».

И родную Вологодчину Сергей Ильюшин не забывал. Аккуратно поз­дравлял с праздниками областное начальство и своих знакомых, любил приезжать к нам поохотиться на уток и порыбачить. Односельчане до сих пор вспоминают, какую знатную уху он варил, — так называемую царскую, из трёх сортов рыбы, и обязательно в конце добавлял стакан водочки...

По свидетельству охотоведа Вадима Каплина, навещая наши края, авиаконструктор неизменно просил в сопровож­дающие заядлого охотника и шофёра Вениамина Михайловича Гагарина и всегда сообщал тому о своих планах заранее — письмом. В знак дружбы Ильюшин подарил Гагарину двуствольное ружьё с гравировкой.

Не забывают и вологжане своего именитого земляка. Его домик в Дилялеве был взят под охрану, жизни и творчеству авиаконструктора посвящена часть залов в музее Можайского под Вологдой. На улицах областной столицы воздвигнуто два памятника в честь Ильюшина. В центре Вологды на пьедестале, напоминающем самолётное крыло, установлен бюст Сергея Владимировича (в соответствии с существовавшим в СССР положением воздвигать бронзовые бюсты на родине дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда, а Ильюшин был Героем Соцтруда трижды). По инициативе руководства Вологды в микрорайоне ПЗ-23 на улице, получившей имя Ильюшина, на вечную стоянку поставлен спроектированный в его КБ самолёт Ил-28У.

Народная память — она никуда не улетает. Пусть даже у неё есть крылья, дарованные выдающимся земляком.

272
0
Похожие статьи
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    433
    0
  • Есть основания полагать, что костромского крестьянина Ивана Сусанина убили... грабители из Вологды, а не охотившийся за царём отряд поляков, которых он якобы завёл в непроходимые болота.

     

    145
    0
  • 23 октября' 18 | Как это было

    Многие думают, что Вологодская земля была местом ссылки только революционеров конца XIX — начала XX веков. На самом же деле политически неблагонадёжных отправляли сюда на пятьсот лет раньше.

    245
    0
  • 08 мая' 19 | Страна и мы

    В Вологодской области много памятников, посвящённых памяти павших в Великую Отечественную, — их открывают не по одному к каждому юбилею Победы. Но среди этих мемориалов крайне мало таких, где к истории можно в буквальном смысле слова прикоснуться.

     

    140
    0
  • В пять раз уменьшилось сельское население Вологодской области за последнее столетие.

    352
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.