Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Кто был ничем, тот станет всем

№12-13 (1216-1217) от 7 апреля 2021 г.

Госдума и Совет Федерации утвердили долгожданный законопроект про «гаражную амнистию».

Всего в России, по данным Росреестра, около 5,5 миллиона объектов, подпадающих под понятие «гаражей». Права собственности зарегистрированы только на две трети из них. Сколько существует гаражных объектов, сведения о которых не внесены в кадастр и права на которые никак не оформлены, не подсчитано ни на муниципальном, ни на федеральном уровне. В Госдуме заявляют, что подобных нелегальных объектов намного больше, чем хоть как-то легализованных.

Госдума одобрила законопроект в третьем чтении 23 марта, а 31 марта положительную резолюцию на него наложил Совет Федерации. 5 апреля его подписал президент Владимир Путин. Новый закон вступит в силу 1 сентября. К этой дате федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправлениядолжныбудут подготовить необходимую для его реализации нормативную базу.

По аналогии

Базовой для «гаражной амнистии» авторы законопроекта называют «дачную амнистию», утверждённую в 2006 году. С тех пор россияне оформили в собственность в льготном порядке 14 миллионов дачных объектов – в несколько раз больше, чем изначально пред- полагали законодатели и российское правительство. В этом смысле «дачная амнистия» является примером для «гаражного» собрата – никто в реальности не знает числа подпадающих под неё объектов. Главным критерием для льготной приватизации было её бытовое предназначение, а не коммерческое.

Гаражи могли подпасть ещё под «дачную амнистию», но этого не случилось, и ждать справедливости многим россиянам пришлось лишних пятнадцать лет. А дело встало из-за того, что понятия «гаражи» не было ни в советском, ни в российском законодательстве. В результате законодатели потратили немало лет, чтобы решить все спорные вопросы. Есть важный нюанс: амнистия будет действовать только для капитальных гаражей, возведённых до 30 декабря 2004 года, когда вступил в силу Градостроительный кодекс. Срок действия амнистии – до 1 сентября 2026 года, когда россияне смогут оформить свои гаражи в упрощённом порядке.

Необходимо разработать отдельный федеральный закон о гаражных объединениях, где должны быть урегулированы вопросы организации их деятельности. 

«В связи с тем, что законодательства, по существу, не было, собственно говоря, и оформлять было нечего, не знали, как и что делать в конкретных ситуациях. Очень часто были судебные иски, особенно в случае смерти собственника, когда наследники требовали оформления, были судебные разбирательства, и, конечно, надо понимать, что единичные случаи были, но в целом такого упрощённого порядка не было», – рассказал во время первого чтения законопроекта о «гаражной амнистии» один из его инициаторов, председатель Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенин- ников.

«Гаражная амнистия» не решает абсолютно всех вопросов в своей сфере. Допустим, остаются нерешёнными вопросы оформления моек и других объектов общего пользования, существующих на территории гаражных кооперативов и товариществ. Необходимо разработать отдельный федеральный закон о гаражных объединениях, где должны быть урегулированы вопросы организации их деятельности. Павел Крашенинников предполагает, что эти объекты в будущем могут быть оформлены в долевую собственность собственников гаражей. Не решён отдельный вопрос и лодочных гаражей, который также пока оставили на потом.

 

Станет легче, но не всем

В законопроекте приведены случаи, когда может быть применена «гаражная амнистия», то есть земельный участок под гаражом может быть предоставлен в собственность бесплатно. Во-первых, земельный участок ранее был предоставлен для строительства гаража или был выде- лен для этого целевым образом. Второй случай является частным случаем первого: земельный участок мог быть выделен из более крупного, так или иначе предоставленного под строительство гаража. Участок должен быть предоставлен до вступления в силу Градостроительного кодекса в конце 2004 года. Граждане, которые приобрели гаражи, построенные до 2004 года, у первоначальных владельцев, также смогут воспользоваться «гаражной амнистией».

Если у гражданина на руках нет документов, подтверждающих хоть какие-то права на земельный участок, можно для подтверждения пользования гаражом предоставлять иные бумаги. Это среди прочего может быть договор о подключении гаража к ин- женерным сетям, договор о

предоставлении коммунальных услуг в связи с использо- ванием гаража (все – до 30 декабря 2004 года), документы о техническом учёте или технической инвентаризации (до 1 января 2013 года).

«В Череповце около 1200 гаражных кооперативов, в них около девяти тысяч боксов, из них около трети – металлические. С металлическими га- ражами мы начали наводить порядок прошлым летом, их счёт точно идёт на сотни. При наведении порядка на той или иной территории всем пользователям предлагают добровольно их вывезти в другое место. Если этого не проис- ходит, специалисты делают опись имущества, заваривают гараж и вывозят его на штрафстоянку. Если никто не пытается получить гараж с имуществом назад, его признают бесхозным и утилизируют», – объясняет помощник мэра Череповца Сергей Климушкин.

Точных данных, сколько в России металлических гаражей, нет ни у кого. | Фото пресс-службы Администрации города Вологда

Незаконные гаражи два года начали убирать и в Вологде, изначально это сделали для того, чтобы очистить от них территорию 14-й школы. На тот момент незаконных гаражей в городе было около 2,5 тыся- чи, из них около 1200 стояли на муниципальной земле или государственных неразграниченных территориях.

Председатель гаражного кооператива, расположенного в центре Вологды, Алексей Яблоков говорит, что изменения в законодательстве в целом были ожидаемы. «Эта амнистия основывается на законодательстве об обязанности регистрировать объекты недвижимости, собственники должны платить налог на недвижимость. У нас тоже есть члены кооператива, кто не зарегистрировал гаражи. У многих единственный документ о собственности – членская книжка. Члены нашего кооператива берут справки и планируют оформлять право собственности. Люди постепенно становятся грамотными и стремятся находиться в русле закона», – подчёркивает Алексей Яблоков.

Председатель другого гаражного кооператива из областного центра Евгений Нестеров подчёркивает, что хотя «гаражную амнистию» и ждут, новый закон явно не снимает всех спорных вопросов. «Если в кооперативе несколько сотен участников, и так приходится по полгода собирать голоса на заочном голосовании. У нас в кооперативе уже 70 % собственников. Среди оставшихся 30 % распространена такая проблема: человек умер или продал гараж, а новый собственник к нам не приходит. В итоге у нас проблема и с собираемостью взносов, и с кворумом на общем собрании. Есть другая проблема: многие успели поставить гаражные боксы как нежилые помещения или просто как помещения, что породило большую неразбериху. Хотелось бы, чтобы законодатель этот вопрос тоже отрегулировал», – рассказывает Евгений Викторович.

Гаражи, которые не являются капитальными постройками, также в теории могут существовать. Их в собственность оформить нельзя, а строить можно только на специально выделенных для этого земельных участках. Инвалиды имеют первоочередное право для их получения. По словам господина Крашенинникова, «гаражная амнистия» распространяется и на «некапитальные гаражи в гаражно-строительных кооперативах либо в гаражных товариществах». По части металлических гаражей ситуация не во всём облегчает жизнь их владельцам. Амнистия касается только сварных гаражей, которые построены на территории специально выделенного земельного участка, где организованы либо гаражный кооператив, либо гаражное товарищество. Если это «ракушки» или сараи, на них амнистия не распространяется.

38
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.