Кто физику знает?

№44 (1145) от 5 ноября 2019 г.

Александр Дрижук: «Наше образование живет во время перемен. А разве может нормально функционировать система, если её постоянно реформируют?»

О том, как сегодня преподают физику в школах, и действительно ли региону не хватает хороших учителей по физике, корреспондент газеты «Премьер» узнал у педагога Вологодского многопрофильного лицея, занимающегося олимпиадной подготовкой учеников по физике, Александра Дрижука.

— Александр Григорьевич, есть мнение, что в области дефицит хороших учителей по физике, что этот предмет у нас никто не знает — ни учителя, ни школьники. Вы с этим согласны?

— Нет, не согласен. Да, в последние годы уровень знаний физики и математики большинства школьников, как в Вологодской области, так и в России в целом упал, но уровень олимпиадных задач на всероссийских олимпиадах по математике и предметам естественнонаучного цикла существенно вырос. Это вызвано ростом уровня сложности заданий на международных олимпиадах. При этом успехи отдельных вологодских школьников на олимпиадах самого высокого уровня разве не говорят о высоком уровне их знаний физики? На Международной олимпиаде по экспериментальной физике, которая проводится с 2013 года, нашими лицеистами завоёвано три золотых, три серебряных и семь бронзовых медалей.

В 2017 году два лицеиста — Елисей Судаков и Михаил Матвеев — на XIV Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров награждены золотыми медалями в личном зачете и золотой медалью в командном первенстве. Вологодские школьники так же успешно выступают и на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике. Только за два последних года у нас в области три победителя и пять призёров.

Мы уступили только командам Москвы, Санкт-Петербурга и Саранска.

Поэтому говорить, что физику у нас никто из вологодских школьников не знает, не стоит.

— Вы говорите про тех, кто учится в лицеях и спецшколах. Но есть и обычные школы.

— Я знаю также ряд хороших учителей физики как возрастных, так и молодых (которые достаточно хорошо знают «школьную» физику), к сожалению, их немного. С педагогическими кадрами сейчас действительно очень большая проблема, их вообще не хватает, не говоря уже о высококвалифицированных. Причем проблема обычных школ не только в том, что там школьники не знают физику, они и математику плохо знают. В итоге у учеников пробелы в знаниях с младших классов, которые к 9-му выливаются в то, что некоторые девятиклассники не умеют решать простейшие уравнения. А хороший физик ведь это и хороший математик.

Команда Вологодской области на 6-й международной олимпиаде по экспериментальной физике (IEPhO-2018) в Республике Беларусь. | Фото из личного архива

— Почему, на ваш взгляд, образовался такой большой разрыв в уровне знаний учеников обычных школ и тех, кто учится в спецшколах и лицеях?

— Здесь много причин. Падение уровня знаний обучающихся в обычных школах связано преж­де всего с реформированием образования. Я работаю в лицее 18 лет, за это время сменилось два федеральных образовательных стандарта, и 1-10 классы уже работают по третьему образовательному стандарту. Да, реформировать надо, но не постоянно. Ещё в 2000 году академик Никита Моисеев в своем обращении к интеллигенции сказал, что если не остановить реформирование образования, то Россия скатится в такую технологическую бездну, из которой не будет возврата. Знаете, как японцы говорят, если кому-то зла желают? Жил бы ты во время перемен. Так вот, наше образование живёт во время перемен. А разве может нормально функционировать система, если её постоянно реформируют?

— Есть ли надежда, что этот разрыв между обычной школой и лицеями не будет и дальше увеличиваться?

— На этот вопрос сложно ответить. Многое будет зависеть от политики правительства в области образования. Шаги для ликвидации этого разрыва сегодня уже делаются. В Вологде и Череповце работают детские технопарки «Кванториум», на базе которых школьники смогут претворять в жизнь проекты по энергетике, моделированию, программированию и дизайну, смогут проводить исследования в биологических или высокотехнологичных лабораториях. Есть идея создания образовательных центров подобных сочинскому «Сириусу» в регионах. Вологодская область попала в число пилотных регионов, где будут созданы такие центры по работе с одаренными детьми. Их цель — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей. Центр выявления, поддерж­ки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Вологодской области «Импульс» начнет работать в декабре этого года. Надеюсь, что работа центра «Импульс» позволит сократить разрыв между обычной школой и лицеями для одаренных детей, даст им возможность углубить свои знания в предметных областях и развить свои творческие способности.

335
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.