Лучшие из лучших

№31 (1235) от 10 августа 2021 г.

Число организаций, прошедших сертификацию по проекту «Настоящий вологодский продукт», удвоилось за последние семь лет.

Этот знак зелёного цвета, похожий на щит, знают все вологжане. В других городах потребители с завидным упорством выискивают его на полках магазинов, желая купить именно вологодское. «Настоящий вологодский продукт» за неполные двадцать лет своего существования стал состоявшимся брендом, который знают в 60 российских регионах и в целом ряде зарубежных стран. «Настоящий вологодский продукт» даже летал в космос: вологодская икра не раз занимала видное место на праздничном столе у астронавтов NASA.

На 1 августа в системе сертификации «Настоящего вологодского продукта» участвуют 78 компа- ний, сертификаты выданы на 4629 наименований продукции | Фото с сайта krassever.ru

Истоки настоящего

«Настоящий вологодский продукт» придумали в 2002 году. С одной стороны, в России в то время падало потребление самых ценных для здоровья человека продуктов питания, содержащих белки, жиры и витамины, и нужно было обратить внимание потребителей на действительно качественную продукцию. С другой же стороны, остро стоял вопрос продвижения товаров из Вологодской области на рынки других регио-нов, а также в Москву и Петербург, для чего был необходим единый бренд. «Настоящий вологодский продукт» призван олицетворять высокие показатели качества, вкуса и экологической чистоты, а также защищать рынок от контрафактной продукции. Он также отмечает гео-графическую принадлежность товара.

Формально датой создания «Настоящего вологодского продукта» считает 4 февраля 2002 года, когда было издано постановление правительства области «Об утверждении плана мероприятий обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Вологодской области на 2002–2005 годы». Затем была создана рабочая группа, которая приняла решение о разработке товарного знака. В конкурсе эскизов товарного знака победил дизайнер Дмитрий Воронцов. В 2003 году была завершена регистрация товарного знака. Логотип воплотил в себе и идею защиты от некачественных продуктов питания (зелёный щит), и принадлежность к Вологодчине (купол, символизирующий традиции производства).

«В это время многие предприятия начинали заниматься внедрением современной системы качества, у нас было сообщество руководителей таких предприятий, работал совет по качеству. Нужно было проводить реконструкцию, техническое перевооружение. Чтобы стимулировать процесс, было предложено отмечать предприятия, которые успешнее всего этим занимаются, шла речь о том, что необходим знак для продвижение новых интересных продуктов, которые производят в Вологодской области», — рассказывает президент Вологодской торгово-промышленной палаты Галина Телегина.

Самым главным было подчеркнуть высокое качество вологодских продуктов, вспоминает бывший заместитель губернатора Тамара Бритвина, возглавлявшая в 2002 году областной Департамент продовольственных ресурсов. «Мы стремились, чтобы знак «Настоящий вологодский продукт» получали лучшие из лучших. На предприятиях появились специалисты по качественному продукту, мы стали продавать вологодскую продукцию в Ярославле, Петербурге, Москве. Москвичи ведь всегда говорили, что вологодское — это действительно настоящее, в нём нет никаких вредных компонентов, нет ГМО, в этом можно быть уверенным», — говорит Тамара Павловна.

На первом этапе работать с «Настоя-щим вологодским продуктом» было непросто, вспоминает Тамара Бритвина. Для начала было необходимо, чтобы существующие в регионе лаборатории могли отслеживать качество, не давая сбоев, нужно было подготовить инспекторов. В результате отслеживать процесс производства стали на протяжении всего производственного цикла — начиная от коровы и заканчивая выпуском готового продукта.

Система качества

Особенную ценность сертификаты «Настоящего вологодского продукта» приобрели в 2010 году, когда Правительство РФ отменило обязательную сертификацию. «По привычке покупатели продолжают спрашивать сертификат. Особую важность сертификация приобретает при снабжении детских учреждений, образовательных учреждений, медицинских учреждений и других структур социальной значимости. В этой связи становится ещё актуальней возможность предприятий предложить торговле заверенные копии сертификатов добровольной сертификации», — объясняют в бюджетном учреждении «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» («Вологодский ИКЦ АПК»), которое является правообладателем товарного знака «Настоящий вологодский продукт».

По состоянию на 1 августа участниками системы добровольной сертификации «Настоящий вологодский продукт» и пользователями торгового знака являются 78 организаций. Товарным знаком маркируются 4629 наименований продукции. За этими цифрами стоит ежедневная работа по оформлению документов, анализу заявок на сертификацию продукции, отбору проб, сотрудничества с экспертами и технологами пищевой продукции.

В структуре регионального продовольственного экспорта первое место занимают кондитерские изделия. Следом идёт детское питание, мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы или ракообразных (готовые корма для животных) и мороженое. За пределы области вывозят 20 % продукции АПК, маркированной товарным знаком «Настоящий вологодский продукт». Среди крупных проектов — это, к примеру, поставка монпансье на чемпионат мира по футболу (ЗАО «Кондитерская фабрика»). Компания «Фабрика Хруста» занимает твердую рыночную позицию в сфере производства и реализации снековой продукции.

«Продвижение бренда «Настоящий вологодский продукт» — один из перспективных вологодских проектов, который имеет огромное значение для формирования имиджа региона в целом как территории, способной выпускать не только традиционно безопасную, но и современную, высококачественную пищевую продукцию, — говорит директор «Вологодского ИКЦ АПК» Ирина Романова. — Также это создаёт предпосылки для более активного использования имеющихся в области производственных мощностей перерабатывающих предприятий».

В структуру системы добровольной сертификации «Настоящего вологодского продукта» входят два уполномоченных сертификационных центра и три аккредитованные уполномоченные лаборатории. Это позволяет оказывать услуги по сертификации своевременно и качественно всем предприятиям, подавшим заявки, а также осуществлять инспекционный контроль. «Система «Настоящего вологодского продукта» обслуживает только вологодских производителей, что обеспечивает полную прозрачность условий производства, — объясняет Ирина Юрьевна. — Производители обязаны раскрывать место и время производства сырья, производителя, степень соответствия качества товара вплоть до определённой партии. Также проверяют условия распространения и хранения».

Проект «Земля и доля» реализуется при поддержке Управления информационной политики Вологодской области

22
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.