Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Маленький Париж

№9 (1110) от 5 марта 2019 г.

Коллекция  Вологодской областной картинной галереи пополнялась постепенно. Значительное место в ней заняли работы местных мастеров. | Фото с сайта goru.travel

В феврале исполнилось 65 лет с открытия в Вологодской области картинной галереи.

Картинную галерею в Вологде учредили в 1952 году. Однако сразу начать полноценную работу было попросту невозможно: фонды нового учреждения были пусты, и первые годы сотрудники молодого коллектива потратили на то, чтобы получить хоть какие-то произведения живописи и графики.

Поначалу показывали выставки репродукций, подобранные по темам. Как правило, они касались биографий Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Официальное открытие галереи произошло лишь в феврале 1954 года.

Пусто место

В 1906 году вологодские художники создали Северный кружок любителей изящных искусств. «Если вологодский театр насчитывает довольно большую историю, то полноценная художественная жизнь с частыми выставками началась только на рубеже XIX и XX веков с кружка, и спустя много лет галерея это начинание продолжила», — говорит и.о. директора ВОКГ Ирина Балашова.

Революция сломала все планы и задумки любителей искусства. В 1923 году все более-менее ценные экспонаты Вологды собрали в объединённом музее. В частнос­ти, в его состав вошла коллекция кружка, а также древлехранилище Спасо-Прилуцкого монастыря и Домик Петра I. Сюда же поступали экспонаты, которые присылали из Москвы и Ленинграда.

В довоенные годы художественная жизнь города особенным богатством не отличалась, хотя художники как таковые в Вологде были. Музей проводил выставки, на них приходили крестьяне с котомками, студенты, рабочие — это показывает, что люди искусством в целом интересовались. Местные художники в основном занимались оформительской работой, писали плакаты и портреты членов Политбюро, оформляли театральные спектакли.

Некоторые довоенные художники продолжили работать и после войны. Например, Владимир Корбаков и Константин Воробьёв. В 1939 году образовался Вологодский союз художников, который продолжил работу уже после войны, создав славу вологодского искусства.

 

До последнего времени основные коллекции ВОКГ располагались в здании Воскресенского собора. | Фото с сайта vologda-portal.ru

Воскресенский собор, в котором в дальнейшем расположилась картинная галерея, закрыли в 1937 году. «Какое-то время в нём проводили выставки сельского хозяйства, затем в нём расположился склад, — рассказывает Ирина Балашова. — Потом здание отдали краеведческому музею, и он там проводил выставки. Все фрески собора были покрыты белым слоем, и когда туда пришла галерея, их видно не было. Только в 2002 году, когда мы делали косметический ремонт, я увидела в подкупольном пространстве фигуру святого».

Существует миф, что Вологодскую картинную галерею создали для того, чтобы не отдавать Воскресенский собор церкви. Правда это или нет, неизвестно. Но нужно иметь в виду, что в те годы картинные галереи и художественные музеи активно создавались в провинциальных городах. Так случилось и в Вологде. Юридической датой создания ВОКГ считается 24 июня 1952 года. Художественная коллекция музея-заповедника должна была целиком отойти новому учреж­дению, но этого так и не случилось.

Эпоха Ивенского

 Прорыв в формировании экспозиции ВОКГ случился после назначения в конце 1953 года новым директором галереи Семёна Ивенского.  | Фото с сайта cultinfo.ruПрорыв случился после назначения в конце 1953 года новым директором галереи молодого выпускника Ленинградского института живописи Семёна Ивенского. Он для этого был специально распределён в Вологду. Ему удалось получить из Москвы картину «Вологодские кружевницы» Николая Крюкова, которая по недоразумению около года провисела в одном из московских кинотеатров.

Открытие первой экспозиции Вологодской областной картинной галереи произошло в полдень 12 февраля 1954 года. Интерьер Воскресенского собора был разделён на три зала. На входе висели «Ленин на трибуне» и «Портрет Сталина», далее следовали «Вологодские кружевницы». Во втором зале было представлено дореволюционное искусство, в частности, полотна Платона Тюрина, Константина Маковского, Исаака Левитана, Василия Поленова. В третьем зале размещались произведения западноевропейской живописи.

Наряду с Клубом Октябрьской революции (ДКЖ) и Вологодским областным драматическим театром ВОКГ стала одним из столпов развивающейся вологодской культуры. «С картинной галереей были связаны наши «три богатыря» — Владимир Корбаков, Лев Дьяконицин и Семён Ивенский, — подчёркивает Ирина Борисовна. — Они были молодыми, энергичными, разнообразными, они добились, чтобы в галерее была мраморная лестница. В Вологде жили молодые Рубцов и Белов... Все они дружили, были на равных, ходили друг к другу в гости. И галерея собирала людей этого круга, она была царством свободы».

Если Семён Ивенский извес­тен как собиратель коллекции ВОКГ, то Владимир Корбаков притягивал художников из других городов, фактически организовав мощный поток молодых талантов, которые заезжали к нему на огонёк. «Когда он ушёл из жизни, я много думала: а кем он был для Вологды? — рассуждает Ирина Балашова. — А он ведь фактически и сделал Вологду маленьким Парижем. Художники ехали к нему, он всегда был гостеприимным. Когда они стали солидными и богатыми, то продолжали ехать к нему».

Постепенно коллекция галереи оформилась, её пополнили полотна именитых мастеров. Здесь экспонировалась выставка гравюр Дюрера и Рембрандта из собрания Пушкинского музея, которые сегодня почти не достают из его запасников. Тем временем директора ВОКГ один за другим ставили вопрос о необходимости строительства отдельного современного здания. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки, когда в 2016 году Воскресенский собор вернули РПЦ.

Художественная коллекция музея-заповедника должна была целиком отойти новому учреж­дению, но этого так и не случилось.

 

Новая жизнь

Сейчас ВОКГ ждёт переезда в новое здание на улицу Мира, 34, сотрудники галереи говорят о «чемоданном» настроении. Предположительно, это про­изойдёт уже в мае, когда по плану должна быть готова первая очередь реконструкции нового здания. «Почти всё здание будет нашим, — рассказывает Ирина Балашова. — В верхнем зале самые высокие потолки, там будут парадные выставки, экспозиции. В новое здание переедет художественная экспозиция Шаламовского дома. Во всех зданиях экспозиции из-за переездов будут расположены совершенно по-другому. У нас в фондах очень много живописи, будет достаточно места, чтобы её разместить».

Сейчас рано говорить, что и где будет находиться в новом здании. Конечно, прикидки по расположению картин уже есть. Но, как и при открытии любой выставки, помещения должны быть сначала полностью готовы принять экспозицию, чтобы сотрудники ВОКГ могли непосредственно оценить пространство. Первые делом будут отремонтированы четвёртый и пятый этажи, а затем строители возьмутся и за нижние.

«Я положительно смотрю на переезд, хотя я и консервативный человек, — размышляет Ирина Борисовна. — У нас будет много места, наконец-то найдётся просторное помещение для нашей научной библиотеки с читальным залом, чтобы знакомиться с богатой коллекцией работ по искусству. Надо думать о хорошем, и всё будет хорошо. И потом, это же фактически площадь Звезды, как в Париже, улицы сходятся к нам, здание видно издалека, мимо никак не пройдёшь. В Воскресенский собор ведь не все доходили...»

123
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 30 апреля' 19 | След в истории

    Во время войны с Наполеоном останки одного из самых почитаемых в России святых были тайно переправлены в Кирилло-Белозерский монастырь, основанный одним из его учеников.

    149
    0
  • 03 октября' 18 |

    Расположенный рядом с Соколом городок Кадников не может похвастаться развитой промышленностью и всемирной известностью, но зато в нем живет история.

     

    480
    1
  • 20 марта' 19 | След в истории

    По одной из версий, прототипом человека-амфибии из одноимённого фантастического романа Александра Беляева был неизлечимо больной... вологодский солдат.

    332
    0
  • 04 мая' 18 | Особый случай

    Удивительное совпадение, вскрывшееся только через 13 лет после окончания Великой Отечественной,  до сих пор не позволяет родственникам узнать судьбу сгинувшего  в водовороте войны солдата

    348
    0
  • 03 апреля' 19 | Культпросвет

    В 1930-1950-х годах по селам и деревням Вологодчины гастролировали необычные театры — колхозно-совхозные. В год приходилось проезжать тысячи километров и выступать где придётся: в колхозных помещениях, избах-читальнях, на деревенских улицах, а то и прямо в поле.

    104
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.