Мелодию сплетая

№40 (1244) от 12 октября 2021 г.

Музыкальный фестиваль «Кружева» прошел в Вологде с 1 по 10 октября.

ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ пятилетнего перерыва ведущие музыкальные коллективы вновь посетили областную столицу, а по улицам города пронесся торжественный звон колоколов. «Сначала мы думали провести фестиваль онлайн, но потом решились на традиционный вариант с теми коллективами, которые к нам приехали», – признался начальник Департамента культуры Владимир Осиповский.

В программе было одиннадцать концертов, три вернисажа и две выставки, а также мировая премьера, которую на заключительном концерте 10 октября представил композитор Николай Попов. По заказу фестиваля «Кружева» он создал произведение, включающее в себя мотивы колокольных перезвонов и старинной народной вологодской песни. Это уже восьмое произведение, написанное в рамках фестиваля. Также 10 октября в Софийском соборе необычным образом помянули ушедших участников и друзей «Кружев».

«Концерт выстроен по образу креста. Хор – это горизонталь, вознесение к Саваофу – вертикаль. Виолончель (инструмент впервые будет звучать в стенах собора) – вертикаль, а смычок – это горизонталь», – поделился на пресс-конференции 30 сентября художественный руководитель фестиваля и главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Традиционно на «Кружевах» звучит сочинение Петра Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». В этом году вологжане его услышали в исполнении баянистов в трех стилях: танго, клезмер и джаз.

Кроме клезмерской музыки, на концерте Puritz Band прозвучали «Молитва» Эрнеста Блоха, фантазия на темы из фильма «Список Шиндлера», а также знаменитая одесская «7:40». Слушатели не хотели отпускать артистов, и те исполнили на бис еще одну клезмерскую композицию. | Фото Алины Махлиной

Под баян

Сквозной нитью проходит через нынешний фестиваль спецпроект «www.баян.ru». Ведущие баянисты и аккордеонисты страны выступили на сцене Вологодской филармонии и колледжа искусств. Это коллектив «Пьяццолла-studio» и исполнители Фридрих Липс, Мария Власова, Айдар Салахов.

Веселыми еврейскими мотивами развеяли тоску вологжан баянист Иосиф Пуриц и Puritz Band. Исполнители клезмерской музыки выступили в Вологодской областной филармонии 7 октября. Клезмер – традиционная инструментальная музыка восточноевропейских евреев.

«Глубинный смысл этой музыки – радоваться жизни вопреки всему. Это горючая смесь отчаяния и веселья. В основном это музыка, родившаяся до Второй мировой войны. Традиционно клезмерские ансамбли обслуживали свадьбы и другие ритуалы. Их можно было назвать городскими менестрелями. Жизнь в Советском Союзе, война стерли эту культуру. Ее представители в основном уехали в Америку, в Аргентину. В Израиле клезмеры не прижились», – провел небольшой исторический экскурс перед выступлением ансамбля художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов.

Puritz Band – молодой коллектив, объединившийся вокруг баяниста, выпускника Российской академии имени Гнесиных Иосифа Пурица. Обучаясь по гранту в Королевской академии музыки в Лондоне, московский артист стал первым в истории классическим исполнителем на проекте BBC Introducing (проект радио ВВС, поддерживающий молодых музыкантов).

«Будучи новым человеком в Англии, я искал возможности для выступлений: конкурсы, концертные площадки. Как-то вечером, занимаясь поисковой работой в интернете, я наткнулся на страничку проекта BBC Introducing и отправил им свою запись с биографией. Через какое-то время мне звонят и говорят, что моя запись прошла отбор и ее запустят в эфир. Проект только запустили на тот момент, и получилось так, что меня пригласили первым в студию. После этого меня стали звать на фестивали и концерты», – поделился с «Премьером» Иосиф Пуриц.

В квартет также вошли выпускник консерватории Версаля, кларнетист Михаил Меринг, Игорь Никифоров (контрабас) и Алексей Бударин, который играет на ударном инструменте перуанского происхождения кахоне. Музыканты являются лауреатами российских и международных музыкальных конкурсов.

«В детстве я слушал родительские пластинки с клезмерской музыкой. Мне очень нравилось, в душе эта музыка у меня отзывалась, но я ее не играл, потому что воспитывался на классической академической школе. И сейчас это остается моей сферой исполнительства, но не только. Когда у нас сложился коллектив с Михаилом Мерингом, мы играли фьюжен и какие-то переложения и подумывали о том, что неплохо было бы попробовать клезмер, а потом такая возможность представилась. В 2015 году был концерт в Доме музыки, и нас попросили сыграть что-нибудь необычное и яркое. И мы решили исполнить несколько переложений клезмерской музыки. С этого всё и началось», – рассказал «Премьеру» Иосиф Пуриц.

Программа Ale Brider («Все мы братья»), которую квартет привез в Вологду, уже достаточно известна, исполнялась во многих российских городах. Специально для фестиваля музыканты сыграли «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» Петра Чайковского в стиле клезмер.

Нить искусств

Живописным обрамлением фестиваля служили выставки. Работы бессменного фотографа «Кружев» Алексея Колосова еще можно увидеть на втором этаже здания областной филармонии. Фотохудожник скончался в 2019 году.

Выставка «Мой друг Алексей Колосов. Музыкальный фестиваль «Кружева». История. Лица» проводится в память о нем. Живопись, графика, фотографии и произведения прикладного искусства были представлены в Шаламовском доме. На выставке «Образы музыки» собраны картины самых разных направлений и стилей от передвижников до соцреализма. Объединяет их тема музыки.

«На сайте госкаталога Музейного фонда РФ были отобраны работы. Некоторые из них мы ранее обещали коллегам из других музеев. Но в приоритете у нас была выставка к фестивалю «Кружева», и работы остались у нас в той концепции, в которой задумывал художественный руководитель. Выставка «звучит». Она очень необычна для пространства картинной галереи», – отмечает директор картинной галереи Галина Фалалеева. Ради выставки были демонтированы два зала постоянной экспозиции в Шаламовском доме на втором этаже.

На закрытии фестиваля в Вологодском колледже искусств выступили Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр (ЯАГСО) и скрипачка Мария Катаржнова. Артисты представили программу «Сотворение». На сцене прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Рихарда Вагнера, Мориса Равеля. Дата следующего фестиваля «Кружева» пока не известна, но его художественный руководитель Андрей Устинов выражает надежду на продолжение сотрудничества: «Я бы не хотел оставлять этот проект, потому что я с ним сросся, как сросся и с Вологдой, несмотря на все проблемы. Они сейчас существуют везде. Наша музыкальная сфера наиболее пострадавшая. Но надо возрождаться, что-то делать. Это хорошее начало музыкальной жизни Вологодской области начать сезон таким импульсивным проектом. Я за то, чтобы его продолжать, а дальше жизнь покажет»

15
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.