Мокрое место

№50 (1100) от 18 декабря 2018 г.

Вытегорский разводной мост, построенный для прохождения крупных судов по Мариинской водной системе. Фото 1909 года.

Вологодчину по сию пору рассекает задуманная ещё Петром I рукотворная водная артерия, соединяющая ярославский Рыбинск с Петербургом. Во второй половине XIX — начале XX века она считалась крупнейшим искусственным водным путём не только в России, но даже в Европе.

Не будь Мариинской водной системы, ныне ставшей частью Волго-Балтийского водного пути (а речь именно о ней), Россия, возможно, не наладила бы в таких объёмах экспорт волжской пшеницы, а значит, мощь державы сильно пострадала бы.

Поначалу идея связать Каспийское и Балтийское моря имела больше прикладное значение: возводимый Петербург требовал продовольствия и строительных материалов, которые в достаточном количестве могли быть доставлены лишь с юга России. Работа закипела.

В 1711 году Пётр I лично побывал там, где главный рукотворный канал должен был соединить реки Вытегру и Ковжу. Говорят, что государь нарёк это место «Быть-Горой». Столетие спустя здесь установят памятник со словами: «Петрову мысль Мария совершила».

Ищите женщину!

Пётр так и не увидел, как реализуется его замысел: после его смерти все работы были свёрнуты на долгие годы. Лишь в 1799 году Павел I издал указ о продолжении строительства Вытегорского канала.

Проблема заключалась в том, что проект требовал возведения большого количества шлюзов, что влетало казне в копеечку. Ради удешевления стройки высочайшим указом была даже уменьшена ширина закладываемых судов, для которых, собственно, и рыли канал. И всё равно, как потом подсчитали, строительство обошлось в астрономическую сумму — порядка трёх миллионов рублей.

Портрет Марии Фёдоровны работы  А. Рослина. Вклад императрицы стал решающим в строительстве водной системы. | Репродукция с сайта  wikimedia.orgГосударство вряд ли рискнуло бы такими расходами, но, к счастью, в самом начале значительную часть средств — 400 тысяч рублей — выделила супруга императора Мария Фёдоровна из казны воспитательных домов, над коими шефствовала. В знак благодарности канал, а потом и всю водную систему, назвали Мариинской (сперва писали «Марьинской»).

 

Чтобы доставлять материалы в Петербург, сначала была построена Вышневолоцкая водная система, но она перестала справляться с грузопотоком, и возникла потребность в создании Мариинской водной системы. Своеобразным дублёром её стала Тихвинская водная система, но основной поток грузов доставлялся всё-таки через Мариинскую. | Использована схема В.Ветрогонского

Согласны на медаль

Вытегорский канал прокопали вручную к 1808 году и тогда же по нему пустили первое судно. Вся Мариинская водная система была торжественно открыта в 1810 году.
Она брала начало от города Рыбинска на Волге и шла по реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, Мариинскому каналу, реке Вытегре, Онежскому озеру, реке Свири, через Приладожские каналы входила в реку Неву, а её конечным пунктом стала гавань морского канала Санкт-Петербурга. Весь путь — а это около 1125 километров — можно было преодолеть в среднем за 110 дней. Сто лет спустя время путешествия сократилось до 30 дней.

Первоначально было возведено 28 шлюзов и 20 плотин. Позже система была реконструирована, появились обходные каналы у буйных нравом озер Онежского и Белого, шлюзы не раз перестраивались, и к началу XX века модернизация водного пути обошлась уже в 12 миллионов рублей. Зато по объему перевозимых грузов Мариинская водная система была вне конкуренции — три четверти всего грузооборота России по воде приходилось на неё.

К тому времени шлюзов насчитывалось уже 38, путь был расчищен и расширен, прорыты 7 перекопов (в том числе знаменитый Девятинский), спрямившие и сократившие судоходные пути. Примененные технологии и упрямство русских в обустройстве Мариинской водной системы были высоко оценены в Европе: в Париже на Всемирной выставке 1913 года украсившая Вологодчину Мариинская водная система удостоилась золотой медали.

По английской системе

Спрямление русла реки Вытегры у села Девятины нынешнего Вытегорского района Вологодской области в рамках переустройства Мариинской водной системы стало настоящим инженерным подвигом.

На работах, начавшихся в 1890 году и продолжавшихся пять с половиной лет, было занято 1200 землекопов, 500 лошадей, 90 вагонов с двумя специально построенными в Мюнхене паровозами. Трудность состояла в том, что искусственный канал длиной менее километра пришлось прокладывать в монолитной породе, прорезая возвышенность. Делалось это по английскому методу: по дну будущего канала сперва прокладывали штольню, которая 15 шахтами сообщалась с поверхностью — в них свозили извлечённый грунт, который затем извлекали наружу. Использовались и взрывы.

Прорытый канал позволил отказаться сразу от трёх шлюзов на реке. В итоге же на Девятинском перекопе появились целых пять новых шлюзов.
В XX веке перекоп потерял своё практическое значение, а в 1983 году был внесён в список особо охраняемых территорий Вологодской области как государственный региональный геологический памятник природы. Вологжане по праву называют его одним из чудес нашего края.

 

Церкви и водоспуск в Девятинах. Фото 1909 года.

Деньги и политика

Первоначально путешествие по Мариинской водной системе было для судов абсолютно бесплатным, более того, им полагались всевозможные льготы по обслуживанию. «Замануха» в соответствии со всеми правилами современного маркетинга продолжалась несколько лет, пока в 1818 году власти, испытывая нехватку средств на содержание водного пути, не ввели пошлины на проход через шлюзы. Сперва «сшибали деньгу», исходя из размеров судов, потом аппетиты разыгрались, и налогами обложили судовладельцев как класс.

Приученные к удобному водному пути торговые люди безропотно платили, что и позволяло проводить масштабную модернизацию.

В советские времена новые глобальные планы преобразили Мариинскую систему. Очередная реконструкция, затеянная в 1960-х годах, привела к тому, что «старушка»... прекратила своё существование. Вернее, стала частью типично советского проекта — Волго-Балтийского водного пути с более современными шлюзами и плотинами. Несмотря на заявленную масштабность, он поменьше в длину — всего 1100 километров, зато глубже — до 4 метров в фарватере, и это позволило пустить по нему более крупные сухогрузы и баржи.

...Последним прошедшим по Мариинскому водному пути судном стала самоходная баржа «Иловля». Так завершилась история, пожалуй, самого смелого сооружения царской России, пре­дусматривавшего, кстати, помимо шлюзов, ещё и разводные мосты. И так началась история памятника инженерной мысли, воплощённого на готовой к любым экспериментам земле Вологодчины.

159
0
Похожие статьи
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1065
    4
  • 05 декабря' 18 | Чтобы помнили

    В Интернете появился виртуальный «Музей незатопленных историй Белого озера».

    250
    0
  • 16 октября' 18 | Своё — родное

    Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

     

    218
    0
  • 13 февраля' 19 | Нераскрытые тайны

    За свою многовековую историю Вологодчина по меньшей мере дважды пережила страшные катаклизмы, обрушившиеся прямо с неба. Одно время считалось, что это были метеоритные дожди, но, похоже, всё далеко не так однозначно.

    376
    0
  • 15 января' 19 | Страна и мы

    К легенде, лёгшей в основу первой громкой кинопремьеры наступившего года — военной драмы «Т-34», имел самое непосредственное отношение поэт Сергей Орлов, чьим именем названа одна из центральных улиц Вологды. А расследовал реальный побег заключённых на танке другой наш земляк — Павел Павловцев из-под Череповца.

    237
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.