Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Момент истины

№47 (1251) от 30 ноября 2021 г.

Госдума приняла федеральный бюджет усилиями трёх партийных фракций из пяти.

Голосование по федеральному бюджету в третьем чтении отметилось казусом. Техническая группа Госдумы запустила голосование до того, как председатель палаты Вячеслав Володин запустил эту процедуру формально. Проект прошёл, но депутаты, не успевшие нажать на кнопки, потребовали повторить. В обоих случаях за голосовали фракции «Единой России», ЛДПР и «Новых людей», против – «Справедливой России» и КПРФ, но число сторонников и противников проекта бюджета выросло. Причём за повторение голосования присутствовавшие высказались почти единогласно при одном воздержавшемся, а сам проект по итогам второго голосования получил дополнительно 31 сторонника и девять противников.

Из 25 триллионов доходов федерального бюджета 9,5 триллиона составят поступления налогов на продажу нефти и газа. | Фото с сайта duma.gov.ru

Сценарий бюджета

Доходы и расходы у федерального бюджета, как и у бюджета Вологодской области, утверждены с рекордными параметрами. На 2021 год доходы были утверждены в размере 18,7 триллиона, расходы – 20,5 триллиона рублей. На 2022 год запланированы доходы в объёме 25 триллионов, расходы – 23,7 триллиона. В случае с федеральным бюджетом основная часть прироста доходов складывается из нефтегазовых доходов, в случае с областным – из доходов металлургов и химиков. Таким образом, оба бюджета значительно выигрывают от мировой конъюнктуры цен на различные экспортные товары.

Кроме отраслевой структуры бюджета, в основу расходных статей заложены национальные цели развития, утвержденные президентом Владимиром Путиным. Проект отвечает задачам достижений этих целей, подчеркнул министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя проект при голосовании в первом чтении 26 октября. Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин при этом заметил, что рассмотрение бюджета в первом чтении начинается в условиях, когда ещё не утверждён пакет «налоговых» законопроектов. По идее, должно быть наоборот.

Ко второму чтению распределили часть денег, включённых до этого в проект условно. «Когда мы рассматривали в первом чтении, мы много говорили о том, сколько на здравоохранение, сколько на социалку, сколько на образование. И мы говорили о том, что часть средств ещё лежит в мешочках, которые необходимо разложить на полочки», – подчеркнул во время второго чтения 23 ноября председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. Прибавки получились солидными – во всяком случае, здравоохранение «выросло» на 10 %. Похожий прирост пришёлся и на образование.

Главными поправками, которые Дума приняла непосредственно перед третьим чтением, стали президентские законопроекты о повышении МРОТ и прожиточного минимума. Именно вокруг них и закрутилась драматургия третьего чтения, хотя во время выступления фракций казалось, что это не так. «Президент внёс два важнейших закона по повышению МРОТ и по повышению прожиточного минимума, это более 16 миллионов человек. Это повышение касается всех социальных выплат. Можно говорить о миллионах рублей, а можно – о том, какой результат они принесут людям, качеству жизни людей, конкурентоспособности страны», – заявил Андрей Макаров, открывая прения перед третьим чтением 24 ноября.

Ария противников

Как уже было отмечено выше, против принятия бюджета выступили фракции «Справедливой России» и КПРФ. Причём представители обоих депутатских объединений с парламентской трибуны благодарили бюджетный комитет и руководство Думы за внимательное рассмотрение предложений и за качество подготовки проекта.

В «Справедливой России» сделали почти безошибочный ход, упирая на то, что бюджет не обеспечивает всех поручений президента. К примеру, была поставлена задача добиться темпов роста экономики на уровне не ниже мировых, но этого сделать всё никак не удаётся. Во-вторых, никак не удаётся радикально снизить уровень бедности. Не выполнено, по словам представителя фрак- ции Валерия Гартунга, пору- чение главы государства о повышении пенсий военным на 2 % выше инфляции.

«Нам говорят, что этим бюджетом обеспечено выполнение всех социальных обязательств перед гражданами. Но тогда почему мы заморозили статьи законов, которые фактически возлагают на государство обязательства перед гражданами? Например, восстановление потери платёжеспособности вкладов, которые были в Сбербанке на 1991 год. В 1995 году приняли решение, в 1999 году приняли решение, с 2003 года должны были выплачивать эти вклады. 18 лет мы замораживаем это обязательство. В 1991 году был издан закон о приватизации, по которому государство взяло на себя обязательство проводить капитальный ремонт домов, не отремонтированных на момент приватизации, за счёт государства, есть решение Конституционного суда, которое обязывает нас предусмотреть эти деньги для выполнения этого обязательства. Есть эти деньги в бюджете? Нет», – заявил господин Гартунг.

Представитель КПРФ Михаил Щапов ничего нового, в сущности, не сказал. Партия традиционно декларирует, что не поддерживает социально-экономический курс государства и поэтому не будет поддерживать бюджет. Во-первых, он потребовал прекратить наращивать госдолг при наращивании объёмов Фонда национального благосостояния. Второе требование – заложить в бюджете реальные меры на борьбу с ростом цен на продукты питания и ГСМ. В-третьих, федеральный центр должен вернуть регионам изъятые за последние десять лет налоговые доходы. «Без этих изменений страна постепенно зайдёт в тупик и глубокий кризис. Чтобы избежать этого кризиса, нам нужно консолидировать усилия, слушать и слышать друг друга, искать способы совместных действий на благо наших избирателей», – заключил господин Щапов.

Сторонники заканчивают и выигрывают

Представители «Новых людей» и ЛДПР ничего существенно нового не заявили. Вице-спикер Думы Вячеслав Даванков («Новые люди») посетовал, что многие поправки от фракции не были приняты, что в регионы направляют недостаточно денег. Хотя к бюджету у фракции осталась масса вопросов, «Новые люди» всё же решили его поддержать. Ярослав Нилов из ЛДПР решил порассуждать, что будет, если не принять бюджета вовсе. «Тогда страна будет жить по бюджету 2021 года. Если сравнить с ним предлагаемый бюджет, то очевидно, что бюджет на 2022 год выглядит существенно лучше», – подчеркнул парламентарий.

А дальше на трибуну вновь вышел Андрей Макаров. Он подчеркнул, что наступает момент истины, ведь только что депутаты единогласно поддержали поправки по повышению МРОТ и прожиточного минимума. «Сейчас люди, которые пятнадцать минут назад голосовали за предложения, которые внёс президент, делают так, чтобы деньги, которые предложил выделить президент нуждающимся людям, до них никогда не дошли. Вот смысл того, что происходит у нас сегодня, – заявил господин Макаров в заключительном слове. – Если не принять бюджет, настанет самый жестокий кризис для страны, после которого вся инфляция, которая сейчас есть, покажется праздником. Своим голосованием вы делаете одно: вы хотите кризиса, потому что только в кризис вы можете существовать».

159
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.