Монастырские водолазы

№23 (1176) от 16 июня 2020 г.

Греческие ловцы губок, астраханские водолазы и японские ныряльщицы ама ныряли на задержке дыхания. Первым водолазным снарядом, действительно позволившим продлить пребывание человека под водой, стал водолазный колокол, представлявший собой перевёрнутый кверху дном деревянный или медный стакан. Однако самые выносливые из водолазов не могли находиться в колоколе более получаса вследствие «духоты и сгущения воздуха». | Иллюстрация с сайта 2cafe.net

Первые упоминания о профессиональных водолазах можно отыскать в письменных источниках XVII века, и самые ранние из них на сегодняшний день найдены в Вологде.

Первый случай из известных

Академик Рубен Орбели, изу­чавший историю водолазного дела в России, приводит в своем исследовании отрывок из документа 1606 года. Написан он был казначеем старца Иринарха в Спасо-Прилуцком монастыре и содержал следующий отчет: «Дал старцу Якиму Лузоре за водолазное и на горшки девять алтын».

Ученый предположил, что старец Яким, скорее всего, сам не лазил под воду, но участвовал в организации подобных работ. И, разумеется, речь не идет о погружениях со специальным оборудованием.

Водолазного снаряжения в XVII еще не существовало, пишет исследователь Павел Боровиков, о чём косвенно свидетельствуют описи используемого на рыбных промыслах в низовьях Волги инвентаря. В документах перечис­ляется всё необходимое вплоть до рукавиц, но о специальном оборудовании для подводных работ не упоминается.

Однако снаряжение не самый главный показатель профессии. Если человек выполняет какую-либо работу, находясь под водой, это уже может считаться водолазанием.

Без вина в воду не лазят

О статусе этой профессии в России XVII века говорят и зафиксированные в исторических источниках случаи.

Так, в Астрахани 1663 года на речной заставе стрельцы задержали лодку. У сидящего в ней человека не было пропускных документов. Обнаружился у подозрительного гражданина и запрещенный в то время табак. Но стоило задержанному сказать, что «нанялся-де он в водолазы» в монастырский рыбный загон, как его отпустили. По крайней мере, пометки о наказании в документе не имелось.

В другом случае вернуть астраханским водолазам конфискованные воеводами бочки с вином повелел сам царь Алексей Михайлович Романов указом от 12 марта 1675 года. Дело в том, что монополией на продажу вина в то время обладало только государство. Вот воеводы и задержали подозрительно крупную партию без надлежащих документов.

Жалобу на действия блюстителей порядка подал патриарх Иоаким. Он писал о том, что работники «без вина в воду не лазят», соответственно, «учюжному-де их промыслу без вина быти невозможно». Эти строки также приводит в своей книге «Водолазное дело в России» Павел Боровиков.

Учюгом назывался рыбный загон. Астраханские же водолазы (вернее, привезенные из Нижнего Новгорода в Астрахань), судя по источнику, занимались починкой рыболовных приспособлений под водой. Их вологодские коллеги, возможно, тоже.

Считается, что профессио­нальное сословие водолазов в России появилось в начале XVII века вместе с развитием рыбного промыс­ла на Волге и в устье Яика (Урала). Тогда же, кстати, и появился сам термин «водолаз». На этой миниатюре первой половины XVI века изображён процесс ловли рыбы.

Знаменитый Мирон

Рыбная ловля была одной из важных составляющих в хозяйственной жизни монастыря.

В XVII веке монастыри пользовались значительными привилегиями и были независимы от государства. Особняком стояли они и от церковного начальства. Причем монастырские владения могли находиться и за пределами крепостных стен, даже за пределами конкретного княжества. К примеру, у Спасо-Прилуцкого монастыря подворье располагалось в Москве.

Духовные центры занимались торговлей, производством соли, разнообразными промыс­лами, в том числе и рыбным. Несанкционированная рыбная ловля запрещалась, но проследить за этим в те времена было гораздо сложнее. Власть в лице местных князей давала монас­тырям разрешение на ловлю рыбы в определенном месте. Так, до нас дошла жалованная заповедная грамота князя Андрея Васильевича Меньшого игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Макарию на рыбные ловли и пожни на реке Сухоне в Комельской волости, на озере Лосте и реке Лосте с притоками в Лоскомской волости Вологодского уезда. В документе значится: «Имут рыбы ловити неводы и иною всякою ловлею».

Такой иною ловлею, возможно, занимался и некий водолаз Мирон. Он дважды попал в монас­тырские криминальные сводки. В первый раз косвенно — в челобитной от 31 октября 1696 года говорится о краже, в которой пострадавшей выступает «Улька Никитина дочь, жена сына водолаза Мирона Евсивьева».

В 1697 году жалобу архимандриту Спасо-Прилуцкого монастыря подали уже на самого Мирона Водолаза — взял в долг денег и не отдал. Дело в том, что монас­тырские крестьяне могли быть лицами свободными, но находились под юрисдикцией церкви по всем делам, кроме уголовных. За те же кражи им наказание назначали церковные власти.

Но не только в Спасо-Прилуцком монастыре обитали водолазы. В описи Павлова Обнорского монастыря 1701-1702 гг. упоминается «рыбных ловель водолаз» Федка Торлыгин. Про Федку известно, что родом он из деревни Доровины, имеет трехлетнего сына Матюшку и получает денежное жалованье 2 рубля. На 1 рубль в XVII веке можно было купить 100 голов живых кур или 214 кг ржаной муки. Что касается одежды, то та же овчинная шубка стоила 30 копеек. К тому же водолазу была дана и монастырская земля, на которой он сеял рожь. Таким образом, дошедшие до нас документы дают основания полагать, что специальность водолаза в России XVII века была уважаемой и прибыльной.

258
0
Похожие статьи
  • 27 ноября' 19 | След в истории

    В мае 1935 года воспевавший русскую природу прозаик и фотограф-любитель Михаил Пришвин, будучи проездом в Вологде, поделился путевыми впечатлениями в своём тайном дневнике и сделал по крайней мере один снимок, который дошёл до нас. Но куда пропали остальные вологодские фотографии?

    508
    1
  • 12 ноября' 19 | Увлечения

    В Вологодской области появилось уникальное общественное объединение — водолазная группа, которая помогает искать пропавших людей и пытается сохранить экологию водоёмов.

    425
    1
  • 02 сентября' 20 | Нераскрытые тайны

    В августе 1680 года по высочайшему повелению в Белозерском уезде было учинено следствие по доносу о местных жителях, будто бы обнаруживших втихаря от властей серебряную руду на территории нынешнего Бабаевского района.

     

    730
    0
  • Книги не спасли человечество от мировых войн, но они смогли возродить и поддержать боевой дух. Многим русским солдатам они стали опорой в трудные времена. А о том, чтобы слово служило делу Победы, заботились в годы Великой Отечественной войны библиотеки.

    81
    0
  • 26 февраля' 20 | Нераскрытые тайны

    Маршал, командовавший Парадом Победы на Красной площади, оттачивал воинские навыки во время спецопераций на Вологодчине в 1918 году, а однажды даже без единого выстрела будто бы освободил гостиницу, захваченную в центре Вологды анархистами. Правда это или одна из красивых легенд, на которые вообще была богата его довоенная биография?

    724
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.