Монастырские водолазы

№23 (1176) от 16 июня 2020 г.

Греческие ловцы губок, астраханские водолазы и японские ныряльщицы ама ныряли на задержке дыхания. Первым водолазным снарядом, действительно позволившим продлить пребывание человека под водой, стал водолазный колокол, представлявший собой перевёрнутый кверху дном деревянный или медный стакан. Однако самые выносливые из водолазов не могли находиться в колоколе более получаса вследствие «духоты и сгущения воздуха». | Иллюстрация с сайта 2cafe.net

Первые упоминания о профессиональных водолазах можно отыскать в письменных источниках XVII века, и самые ранние из них на сегодняшний день найдены в Вологде.

Первый случай из известных

Академик Рубен Орбели, изу­чавший историю водолазного дела в России, приводит в своем исследовании отрывок из документа 1606 года. Написан он был казначеем старца Иринарха в Спасо-Прилуцком монастыре и содержал следующий отчет: «Дал старцу Якиму Лузоре за водолазное и на горшки девять алтын».

Ученый предположил, что старец Яким, скорее всего, сам не лазил под воду, но участвовал в организации подобных работ. И, разумеется, речь не идет о погружениях со специальным оборудованием.

Водолазного снаряжения в XVII еще не существовало, пишет исследователь Павел Боровиков, о чём косвенно свидетельствуют описи используемого на рыбных промыслах в низовьях Волги инвентаря. В документах перечис­ляется всё необходимое вплоть до рукавиц, но о специальном оборудовании для подводных работ не упоминается.

Однако снаряжение не самый главный показатель профессии. Если человек выполняет какую-либо работу, находясь под водой, это уже может считаться водолазанием.

Без вина в воду не лазят

О статусе этой профессии в России XVII века говорят и зафиксированные в исторических источниках случаи.

Так, в Астрахани 1663 года на речной заставе стрельцы задержали лодку. У сидящего в ней человека не было пропускных документов. Обнаружился у подозрительного гражданина и запрещенный в то время табак. Но стоило задержанному сказать, что «нанялся-де он в водолазы» в монастырский рыбный загон, как его отпустили. По крайней мере, пометки о наказании в документе не имелось.

В другом случае вернуть астраханским водолазам конфискованные воеводами бочки с вином повелел сам царь Алексей Михайлович Романов указом от 12 марта 1675 года. Дело в том, что монополией на продажу вина в то время обладало только государство. Вот воеводы и задержали подозрительно крупную партию без надлежащих документов.

Жалобу на действия блюстителей порядка подал патриарх Иоаким. Он писал о том, что работники «без вина в воду не лазят», соответственно, «учюжному-де их промыслу без вина быти невозможно». Эти строки также приводит в своей книге «Водолазное дело в России» Павел Боровиков.

Учюгом назывался рыбный загон. Астраханские же водолазы (вернее, привезенные из Нижнего Новгорода в Астрахань), судя по источнику, занимались починкой рыболовных приспособлений под водой. Их вологодские коллеги, возможно, тоже.

Считается, что профессио­нальное сословие водолазов в России появилось в начале XVII века вместе с развитием рыбного промыс­ла на Волге и в устье Яика (Урала). Тогда же, кстати, и появился сам термин «водолаз». На этой миниатюре первой половины XVI века изображён процесс ловли рыбы.

Знаменитый Мирон

Рыбная ловля была одной из важных составляющих в хозяйственной жизни монастыря.

В XVII веке монастыри пользовались значительными привилегиями и были независимы от государства. Особняком стояли они и от церковного начальства. Причем монастырские владения могли находиться и за пределами крепостных стен, даже за пределами конкретного княжества. К примеру, у Спасо-Прилуцкого монастыря подворье располагалось в Москве.

Духовные центры занимались торговлей, производством соли, разнообразными промыс­лами, в том числе и рыбным. Несанкционированная рыбная ловля запрещалась, но проследить за этим в те времена было гораздо сложнее. Власть в лице местных князей давала монас­тырям разрешение на ловлю рыбы в определенном месте. Так, до нас дошла жалованная заповедная грамота князя Андрея Васильевича Меньшого игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Макарию на рыбные ловли и пожни на реке Сухоне в Комельской волости, на озере Лосте и реке Лосте с притоками в Лоскомской волости Вологодского уезда. В документе значится: «Имут рыбы ловити неводы и иною всякою ловлею».

Такой иною ловлею, возможно, занимался и некий водолаз Мирон. Он дважды попал в монас­тырские криминальные сводки. В первый раз косвенно — в челобитной от 31 октября 1696 года говорится о краже, в которой пострадавшей выступает «Улька Никитина дочь, жена сына водолаза Мирона Евсивьева».

В 1697 году жалобу архимандриту Спасо-Прилуцкого монастыря подали уже на самого Мирона Водолаза — взял в долг денег и не отдал. Дело в том, что монас­тырские крестьяне могли быть лицами свободными, но находились под юрисдикцией церкви по всем делам, кроме уголовных. За те же кражи им наказание назначали церковные власти.

Но не только в Спасо-Прилуцком монастыре обитали водолазы. В описи Павлова Обнорского монастыря 1701-1702 гг. упоминается «рыбных ловель водолаз» Федка Торлыгин. Про Федку известно, что родом он из деревни Доровины, имеет трехлетнего сына Матюшку и получает денежное жалованье 2 рубля. На 1 рубль в XVII веке можно было купить 100 голов живых кур или 214 кг ржаной муки. Что касается одежды, то та же овчинная шубка стоила 30 копеек. К тому же водолазу была дана и монастырская земля, на которой он сеял рожь. Таким образом, дошедшие до нас документы дают основания полагать, что специальность водолаза в России XVII века была уважаемой и прибыльной.

306
0
Похожие статьи
  • 30 декабря' 19 | След в истории

    Дед Мороз старше, чем вы думаете. У него есть настоящий день рождения, не совпадающий с тем, который празднуется в Великом Устюге. Более того, у зимнего волшебника имеется папа! И только с его мамой до сих пор непонятки...

    513
    0
  • 23 октября' 19 | След в истории

    Внук управляющего пароходством из Великого Устюга расшифровал письменность индейцев майя, за что удостоился двух памятников в Мексике.

    761
    0
  • 25 декабря' 19 | Нераскрытые тайны

    При возведении сторожевых башен Спасо-Прилуцкого монастыря в их конструкцию были внесены изменения, обусловленные, как считалось, необходимостью содержать самых опасных государственных преступников. Но для чего и для кого на самом деле там были сделаны «каменные мешки»?

    368
    0
  • 12 августа' 20 | Нераскрытые тайны

    Легенда гласит, что километрах в тридцати от нынешнего города Бабаево испокон веков был удивительной чистоты родник, воду в котором местные, однако, считали мёртвой и потому обходили его стороной. В разное время ключ этот, видимо, пытались разыскать археолог-поляк и новгородский архиепископ, но их попытки закончились трагически.

    744
    0
  • Когда в июне 1944 года уроженца города Шенкурска Архангельской области Льва Ивановича Елизарова (1926-2017) призвали в армию, при росте 152 сантиметра он весил всего 42 килограмма. Живой «скелет» на передовой был бы только обузой, а потому его откомандировали сперва в Вологду — поправить здоровье. О своих вологодских впечатлениях ветеран рассказал лишь много позже в письмах дочери, живущей сейчас в Австралии.

    279
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.