Музей для всех

№8 (1109) от 26 февраля 2019 г.

Вологодский кремль давно стал центром, где проходят самые разные культурные события.

В каких отношениях находятся между собой вологодские музеи и Русская православная церковь? Вредит ли фестиваль «Голоса истории» зданиям кремля?

На вопросы «Премьера» отвечает генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника Юлия Евсеева. 

— Юлия Владимировна, популярность музеев сегодня растет или снижается?

— Согласно статистическим и социологическим данным, популярность музеев у населения в последнее время растет. Нас активно посещают и семьями, и организованными группами.

— С чем это связано?

— Думаю, основных причин несколько. Во-первых, музеи — это относительно недорогие учреждения, которые успешно выполняют образовательные и развлекательные функции. Во-вторых, музеи остаются центрами предоставления достоверной информации. В современных условиях, когда вокруг много ложных знаний и люди часто не понимают, где истина, а где вымысел, это очень важный момент.

Положительно влияет на популярность и тот факт, что такие музеи-флагманы, как Эрмитаж или Третьяковка, создавая свои выставки-«блокбастеры», пробуждают в людях общий интерес к музейной сфере.

— Ваш музей обычно ассоциируется у вологжан с Вологодским кремлем, и мало кто знает, что у него есть восемь филиалов.

— Да, у нас несколько филиалов, которые посвящены самым разным темам. Наиболее крупный из них — архитектурно-этнографический музей, образованный в 1992 году. Это также наиболее «живой» музей, потому что на его территории реализуется огромное количество этнографических программ. Пожалуй, он является одним из музеев-лидеров в деле популяризации традиционной народной культуры в России. Например, в прошлом году его проект «Право на судьбу» был признан лучшим на международном фестивале «Интермузей» в Москве.

Есть также филиалы «Музей кружева», «Мир забытых вещей», выставочный комплекс «Вологда на рубеже XIX-XX веков», музей «Литература. Искусство. Век ХХ», музей «Вологодская ссылка», Дом-музей Александра Можайского и Дом Петра Первого — первый музей Вологды, открытый в 1885 году.

Конечно, нашим «сердцем» остается Вологодский кремль, где находятся самые важные экспозиции. Общий фонд музея насчитывает более 477 тысяч единиц хранения.

Вологодский музей-заповедник — настоящая сокровищница древнерусского искусства.

— Относительно кремля сразу такой вопрос: а каковы отношения музея с РПЦ?

— С Русской православной церковью мы стараемся работать как партнеры. В принципе, мы выполняем одну и ту же функцию — несем духовность людям, меняем их реальность плюс даем им определенные знания.

— Почему территория Вологодского кремля редко используется для съемок фильмов? 

— Что касается документальных фильмов, то мы открыты для съемок. Например, ВГТРК снимала здесь недавно фильм «Вологодская крепость». А почему не снимают художественное кино? Мне кажется, это связано с тем, что постройки кремля — разновременные. Допустим, Экономский корпус построен в середине XVII века, Иосифовский — в середине XVIII века. Если в кадре здания разных эпох, то цельную историческую среду воссоздать сложно.

— Часть спектаклей в рамках театрального фестиваля «Голоса истории» традиционно проводится на территории кремля. Оказывает ли это отрицательное влияние на его состояние?

— Фестиваль делает кремль более «живым». Но, конечно, мы тесно сотрудничаем с театральными труппами, монтажниками декораций и контролируем, чтобы культурное достояние, за которое мы отвечаем, сохранило свою целостность и первоз­данность.

— Какие мероприятия пользуются у вологжан наибольшим спросом?

— Пожалуй, самые популярные — это «Ночь в музее», «Ночь искусств», проводимая в ноябрьские праздники, и новогодние акции.

Очень востребована Масленица, которую ежегодно проводит архитектурно-этнографический музей. Я как-то разговорилась с одной семьей, и они сказали: «Мы приезжали на Масленицу, когда были еще студентами, а сейчас ездим уже с детьми. Это стало семейной традицией».

Программ у нас много, и мы стараемся охватить ими людей всех возрастов. Например, в музее действуют площадки для дошколят, пользующиеся огромным спросом. Когда дошкольные программы только запускались, туда приходили по пять-восемь человек, а сейчас бывает до 50.

Генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника Юлия Евсеева рассказывает о Музее кружева.

— Откуда к вам поступают экспонаты?

— Есть постоянные сдатчики экспонатов в музей. Это семьи, где по тем или иным причинам сохранились предметы, имеющие историко-культурную ценность и интересные музею. Кстати, часто это семьи ленинградских блокадников, которых эвакуировали в Вологду и которые здесь остались. 

Еще одна категория сдатчиков — коллекционеры. Бывает, что они приобрели предметы, не соответствующие их коллекции, но представляющие интерес для музея. Тогда они звонят или пишут и предлагают эти предметы нам.

Бывают и совершенно удивительные случаи, как в 2012 году, когда в музей обратилась гражданка Швейцарии Рут Шайдэггер-Майер и передала ему большую коллекцию кружева и вышивки.

— Будущее музеев — какое оно? 

— За рубежом сейчас реальностью становятся огромные культурные центры, целые культурные кварталы, вбирающие в себя и музеи, и архивы, и музыкальные площадки, и библиотеки. Думаю, в этом направлении станут постепенно развиваться и наши музеи.

— У вас есть интересные идеи, которые хотелось бы реализовать?

— Сейчас мы работаем над несколькими проектами. Во-первых, это клубная программа, когда, приобретая клубную карту музея, человек получает возможность в течение года посещать те или иные мероприятия с хорошей скидкой. 

Во-вторых, усиленно стремимся получать гранты, что позволит создать новые экспозиции и разработать новые программы с привлечением IT-технологий. 

В-третьих, есть идея создать фонд целевых капиталов, чьи средства будут размещаться в банках под проценты, и эти проценты пойдут на уставную деятельность музея. А человек, ставший попечителем фонда, и его семья получат определенные преференции — допустим, смогут посещать какие угодно мероприятия в течение трех лет.

У нас молодой, инициативный и азартный коллектив. В большинстве отделов сейчас работает много молодых людей, которые реализуют интересные перспективные проекты. Это хорошо сказывается на качестве работы музея, и в итоге, когда я читаю отзывы посетителей о нашей деятельности, то вижу, что более 90% из них — положительные.

161
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 20 февраля' 19 | Культпросвет

    Сто лет назад в Вологодской губернии были национализированы библиотеки нескольких дворянских семей: Брянчаниновых, Можайских, Резановых-Андреевых, Межаковых и других. Так начала свою историю Вологодская областная универсальная научная библиотека, больше известная в народе как Бабушкинская. 

    119
    0
  • 30 января' 19 | Культура, Люди

    Мало кто знает, но Бабушкинская библиотека — одно из самых больших в России региональных собраний книжных памятников, настоящая сокровищница уникальных старинных изданий. А их главным хранителем является руководитель сектора редких книг Наталья Фарутина.

     

    176
    0
  • 02 октября' 19 | Увлечения

    За рукоделием директор Спасского ФОКа и мать известной баскетболистки Елизаветы Крымовой Анна Алексеевна может проводить даже ночи. И для неё неважно, что на следующий день надо идти на работу, — так сильно захватывает ее рукотворное творчество.

    98
    0
  • 30 января' 19 | Люди

    Череповецкий учёный Андрей Барков открыл новый минерал — огнитит.

    235
    0
  • 13 июня' 19 | Реклама

    К 180-летию со дня рождения Николая Васильевича Верещагина.

    96
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.