Музейный пилотаж

№19 (1172) от 19 мая 2020 г.

Как рассказала сотрудник Музея кружева Луиза Селянина, к созданию арт-объекта «Птицы памяти» присо­единились кружевницы со всей России, а также мастерицы из Австралии, США, Белоруссии и Германии.

«Ночь музеев» в этом году прошла без комаров и очередей. Онлайн-формат позволил участникам не просто посмотреть экспозиции, не выходя из дома, но и заглянуть туда, куда в обычные дни посетителей не пускают.

Познавательные видеоролики о сокровищах книгохранилищ и закрытых выставок подготовили вологодские музеи.

Под знаком льва

В этот раз акция в Вологодском музее-заповеднике проходила «Под знаком льва», так как в 2020 году музей празднует свой юбилей — 135 лет. Лев считается символом Вологодского музея-заповедника.

Трансляции были доступны на YouTube-канале музея до 00:00 17 мая, далее доступ к ним ограничивался. Некоторые пользователи из тех, «кто ночью спит», были возмущены этим.

«Обидно, я надеялась хотя бы в этом году посмотреть всё, а не только то, куда успела добежать, но, видимо, не судьба», — пишет вологжанка Ирина.

Однако таких запоздалых посетителей уверили, что отснятые в рамках акции ролики будут постепенно открываться. Рейтинг самых популярных из них составили сотрудники музея после завершения «Ночи». На первом месте оказался видеосборник с фрагментами из фаер-шоу прошлых лет.

«Серебро» взяла театральная зарисовка музея «Семёнково», где была показана сцена возвращения солдата в северную деревню конца XIX — начала XX веков. Главный герой рассказывает соседям и близким о том, как царя-батюшку видел и как загадки его отгадывал.

«Раньше в деревнях редко выбирались за пределы родного селения, максимум на ярмарку ездили, и то не все. Поэтому человек, который вернулся из армии, повидавший жизнь, побывавший там, где «на языках-то говорят не на нашинских», где обычаи другие, был первый парень на деревне», — говорит исполнитель главной роли Анатолий Перевозников.

Многих вологжан впечатлили съемки Вологды с высоты птичьего полета — ролик набрал 2095 просмотров.

В военное время самурайские доспехи хранились в ящике из дерева, а в мирный период находились в доме своего хозяина на одном из самых почетных мест в виде сидячего самурая.

Кровавая цена

Отреставрированные доспехи японского воина продемонстрировали сотрудники Вологодского музея-заповедника во время акции. Видео заняло почетное третье место по просмотрам. Их привез из страны восходящего солн­ца в 1855 году морской офицер и изобретатель в области воздухоплавания вологжанин Александр Можайский. В этом году со дня его рождения исполнилось 195 лет.

В плавание лейтенант Александр Можайский отправился в составе экипажа фрегата «Диана». Дипломатическая поездка тогда увенчалась успехом: был заключен Симодский договор о мире и искренней дружбе России и Японии.

Из далекого путешествия офицер привез много интересных предметов, которые можно увидеть в доме-музее, названном в его честь: это фарфоровые и бамбуковые японские вазы и даже нос рыбы-пилы. Но один из самых интересных экспонатов — доспехи самурая. В 2019-2020 гг. они находились на реставрации в Вологодском музее-заповеднике, и вот в «Ночь музеев» впервые были представлены публике.

«Защитные доспехи самурая являются уникальным произведением японской культуры и представляют собой своеобразный конструктор, выполненный из множества деталей, который надевался на человека в определенной последовательности: обязательно снизу вверх на определенную одежду. Общий вес доспехов составляет около 15 кг. Их подвижность в бою сохранялась за счет шелковых шнурков», — объясняет художник-реставратор по ткани Дарья Петрова.

Японские богатыри, как и пушкинские, ходили в чешуе. Дело в том, что края металлических пластин на панцире самурая скреплены таким образом, что перекрывают друг друга, подобно чешуе. Морская тема продолжается и на наручах, по которым «плывут» кусочки металла, изображающие плоты.

«Самым дорогим атрибутом доспехов является шлем. Он состоит из множества пластинок и огромного количества заклепок. Из-за большого чис­ла стыков такие шлемы были не очень надежны, но пользовались большой популярностью у знатных самураев», — отмечает Дарья Петрова.

Наиболее ценными считались доспехи, проявившие себя в бою, и экспонат Дома-музея А. Ф. Можайского как раз из таких: в процессе консервационно-реставрационных работ на шлеме и панцире были обнаружены пятна крови.

Выставка «Вологда изразцовая». Сюжеты для изразцов мастера черпали и из древнеиндийского сборника новелл «70 рассказов попугая». Повествование ведется от лица попугая, развлекающего рассказами жену своего хозяина.

Книжная сокровищница

Через YouTube вологжане получили доступ к «запретным» помещениям музея, куда нет доступа обыкновенному посетителю. Вместе со старшим научным сотрудником отдела фондов Людмилой Кривоноговой зрители прошествовали в книжную сокровищницу Вологодского кремля.

Всего в музее хранится около 9000 редких рукописных и печатных книг. Находятся они в специальном помещении, где ограничено количество посетителей и соблюдается температурно-влажностный и световой режим.

Самой ранней книгой в собрании музея является Евангелие-апракос (так называемое «Недельное Евангелие», где тексты расположены не в обычном порядке, а согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели). Рукопись была создана приблизительно в конце XIII — начале XIV века. «Евангелие переписано одним писцом на пергамене самым древним письмом, которое называется устав. Это медленное и торжественное письмо. В день писец устава мог прописать примерно полторы-две страницы такого формата», — рассказывает Людмила Кривоногова.

Еще одно Евангелие-апракос было переписано в 1506 году «многогрешным чернецом» Арсением Комельским, который ныне почитается как вологодский святой. Будучи представителем боярского рода, он покинул Москву и основал монастырь под Грязовцем. Переписанное им Евангелие неоднократно реставрировалось и хранилось в медно-чеканной раке над мощами святого, а в 1937 году было передано музею.

Хранитель коллекции редкой книги Людмила Кривоногова особо обращает внимание зрителя на одно из иллюстрированных изданий — своеобразную хрестоматию с выдержками из произведений древнерусской литературы: «Подлинной жемчужиной рукописи являются миниатюры, иллюстрирующие текст. На 245 листах текста 215 миниатюр на отдельных листах, наклеенных на страницы книги. Иконописная утонченность и изящество линий, акварельная прозрачность красок, гармоничность цветовой гаммы выдают руку профессионала, знакомого с древними образцами книжных миниатюр».

54
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 21 мая' 19 | Культпросвет

    Очередная «Ночь музеев» состоялась на Вологодчине. Праздник, по мнению многих его участников, однозначно удался.

    96
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.