Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Мы вышли на подмостки

№14 (1218) от 13 апреля 2021 г.

16 апреля вологодский Театр для детей и молодёжи празднует своё 45-летие. 

Театр создали в 1976 году, изначально он назывался Театр юного зрителя, со временем поменяв название на Театр для детей и молодёжи. «Премьер» поговорил с пятью актёрами, которые вспомнили, как когда-то начинали служить вологодскому зрителю. 

Тамара Четникова 

В 1976 году перешла из областного драматического театра вместе с мужем. Сейчас на пенсии. 

– Мы с мужем приехали в Вологду 1968 году, чтобы работать в драматическом теат-ре. В какой-то момент в театр пришёл новый режиссёр, и он стал «расползаться». Мы уже собирались увольняться и уехать из Вологды, но Яков Фёдорович (Нусс – поочерёдно директор драматического и кукольного театров, создатель ТЮЗа – прим. ред.) стал нас уговаривать остаться, потому что в Вологде создавался новый театр, в репертуаре которого должно было быть много классики. Начинали репетировать в кукольном театре. Шли работы в новом здании театра, во время наших репетиций на колосниках ходили рабочие; репетировали даже в складах для декораций. Первым спектаклем был «Прости меня» по пьесе Виктора Астафьева, получивший Государственную премию РСФСР. Спустя несколько лет Виктор Петрович уехал из Вологды жить в Красноярск и пригласил нас с собой, мы с мужем несколько лет играли в театре в Минусинске, поставили его «Черёмуху». Надо сказать, в нашей с мужем судьбе Виктор Петрович сыграл большую роль.  

Всеволод Чубенко 

В 1984 году переехал в Вологду из Ростова-на-Дону. Сейчас работает в АНО «Свой театр». 

— После окончания Саратовского теат-рального училища меня распределили в Ростов-на-Дону. Когда я приехал в отпуск в родной Саратов, то узнал в училище, что наш выпускник, режиссёр Константин Воробьёв окончил ГИТИС и ему нужен актёр вроде меня. Главным режиссёром в ТЮЗе тогда был Феликс Демьянченко, а Константин Воробьёв остался в памяти зрителя тем, что поставил в Вологде «Кота Леопольда». Вобщем, я приехал и остался. В 1984 году я был одним из самых молодых профессиональных актёров Советского Союза: я же поступил в училище в 15 лет и в 19 лет выпустился. Если ничего не путаю, моей первой ролью, не считая вводов в спектакли, была роль Ивана-царевича, по сюжету всем троим героям исполнялось по 20 лет, мне единственному тогда исполнилось 20, остальные были старше. 
До Вологды я всегда жил в крупных городах — Саратов почти миллионник, Ростов — миллионник, но в Вологде меня поразили широкие улицы, простор, зелень, я приехал в солнечный день. С другой стороны, народу на улицах было мало, машин почти не было, и это было неуютно. Саратовские актёры в Вологде уже были — и Марина Боброва, и Валерий Лебедев, и Михаил Вальтер. Я скучал по однокурсникам, и все знали, что если в выходные меня нет дома, то я где-то в Советском Союзе: улетал на пару дней то в Ростов, то в Москву, то домой в Саратов, то во Владимир.  

Валентина Бурбо 

В 1976 году переехала из Новосибирска с группой актёров во главе с Кирой Осиповой. Сейчас играет в Театре для детей и молодёжи (ТЮЗе). 

— Когда я училась в Новосибирском театральном училище, у нас на курсе была режиссёр-педагог Кира Осипова. Благодаря ей мы поняли принцип своего существования на сцене. Мы пробовали разные направления театра, занимались мощным творческим поиском. 

В какой-то момент мы поняли, что хотим создать свой театр, и стали искать, где бы нам осесть в Новосибирске. Наша активность привела к тому, что нам были перекрыты все дороги, все пути, потому что мы фактически пошли против нашего директора. И мы начали искать место, куда бы мы могли поехать все вместе. И выяснили, что в Вологде организуют новый театр, через друзей связались с Вологдой, и в результате к нам приехал режиссёр Валерий Баронов. Он посмотрел наши дипломные работы и пригласил семь человек во главе с Кирой Павловной. Надо сказать, что она была готова бросить всё ради нас и работать вместе с нами.  
Официально я была устроена на работу в ТЮЗ с 1 апреля, а откуда возникла дата 16 апреля, я не знаю. Цифры и техническая часть всегда были далеки от нас, я даже не задумывалась, чтобы как-то их запоминать. Возможно, в этот день и произошло что-то важное. 

Первоначально база вологодского ТЮЗа находилась в театре кукол, в доме напротив нового здания драматического театра у нас были репетиционный зал, бухгалтерия и дирекция. Когда приехали, мы решили восстановить один из спектаклей, который всколыхнул Новосибирск — «Ночную повесть» по пьесе Кшиштофа Хоинского. Спектакль показали в ДКЖ при битком набитом зале. Столько аплодисментов я слышала только на «Поминальной молитве». Это был мощный спектакль, который взорвал Вологду. Но его показали только один раз, уж не знаю, по каким причинам он не вошёл в репертуар. 

Мы были молодыми, дерзкими, неуёмными, нам хотелось большего, больше хороших спектаклей, мы были максималистами, мы не были удобными. Это было великолепное время. 

Ольга Юганова 

В ТЮЗе с 1992 года.

— К моменту прихода в театр я успела окончить Вологодское медицинское училище и четыре года отработать фельдшером, сменила несколько медучреждений в поисках наиболее комфортных условий работы и комфортного для меня коллектива. Театр в моей жизни возник ещё в школе. Когда мне было 12 лет и я училась в 28-й школе, у нас был прекрасный педагог по русскому языку и литературе Алевтина Васильевна Дуванова. Она нам давала задание сделать инсценировку по пройденному материалу, по отрывку из повести и романа. Так мы изучали, к примеру, Гоголя, Пушкина, Толстого — всё из программы шестого, седьмого и восьмого классов. В 16 лет я пришла в ДКЖ, в котором работал театр эстрадных миниатюр, которым руководил режиссёр Владимир Ершов. У нас был замечательный коллектив, с которым мы объехали всю область. Затем я попала в театр-студию «Зеркало». В нём я успешно трудилась, пока училась в медицинском училище, оканчивала его и искала возможность поступить в театральный институт. Долгое время я воспринимала театр как хобби, а как о профессии я стала о нём думать, только когда оканчивала медучилище. В 1992 году я поняла, что в медицине я больше работать не хочу. В ТЮЗе как раз была набрана студия. Я пришла к Борису Александровичу (Гранатову — прим. ред.) и попросилась вольнослушателем, а потом в свободное от работы время ходила на сценическую речь, сценодвижение, актёрское мастерство. Через полгода были экзамены, и меня к ним почему-то допустили. Я их сдала, и Борис Александрович принял меня в студию сразу на второй курс. С этого момента я служу ТЮЗу — поначалу играла в массовках, потом пошли серьёзные роли, а затем получила и высшее театральное образование. 

Ирина Джапакова 

В 1979 году переехала из Орла. Сейчас играет в Камерном драматическом театре.

— Меня пригласил в Вологду легендарный Яков Фёдорович Нусс, ему меня порекомендовал его знакомый артист. Нусс мне прислал письмо, пригласил, и я приехала. Я как раз уходила из русского театра в Орджоникидзе и решила поехать в Вологду. В театре вовсю шёл ремонт, труппа была на гастролях, встретили меня не очень приветливо, и я поняла, что не особенно здесь нужна. Вместо Вологды я поехала на работу в Орловский драматический театр. Яков Фёдорович нашёл меня и там, вновь забросав меня письмами, обещал мне роли, что я буду играть Шурочку Азарову и Джульетту. В результате в Вологду я переехала уже из Орла. Когда я поступила на работу в ТЮЗ, выяснилось, что никаких Шурочек Азаровых и Джульетт здесь не замечалось, а режиссёры были не в курсе приглашения. Но очень скоро мы начали репетировать «Прости меня». Виктор Петрович Астафьев писал пьесу специально для ТЮЗа, над материалом они работали вместе с режиссёром Валерием Бароновым. Но по независящим от нас причинам «Прости меня» успели показать в Архангельске и Москве раньше нас. Зато именно наш театр получил за спектакль Государственную премию.

36
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 22 октября' 20 | Театр

    Премьера спектакля «Варшавский набат» (16+) о подвиге польского педагога Януша Корчака состоялась 16 октября в вологодском Театре для детей и молодежи. Постановка открыла 45-й театральный сезон.

    92
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.