На расстоянии клика

№38 (1242) от 28 сентября 2021 г.

За пять лет Пенсионный фонд РФ сократил в Вологодской области более 10 % своих рабочих мест.

Концепция цифровой трансформации социальной сферы предполагает получение пособий без хождений по учреждениям. Всё больше социальных услуг оказывается на электронных платформах, и пандемия только ускорила этот процесс, что подвигает людей старшего поколе- ния осваивать новые технологии.

Распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2021 года была утверждена концепция цифровой трансформации социальной сферы, рассчитанная до 2025 года. К этому времени взаимодействие граждан и социальных органов должно будет строиться по модели «социального казначейства», при которой ведомствам не нужно будет отправлять запросы, чтобы назначить пособие или сделать выплату. А у самого гражданина отпадет необходимость ходить по социальным учреждениям, писать заявления и собирать документы. Всё необходимое он сможет получить в проактивном порядке, то есть без посещения офиса.

В качестве иллюстрации разработчики концепции приводят пример с оформлением пособия по рождению ребенка. В настоящее время для этого родителю требуется собрать необходимые документы, получить справку от органа соцзащиты о том, что он не получал пособие. Всё вышеперечисленное гражданин предоставляет страхователю, который направляет сведения в Фонд социального страхования РФ. Там информация проверяется, после чего назначается пособие.

| Фото с сайта unsplash.com

При реализации концепции пособие родитель получит автоматически по факту получения информации о рождении ребенка. А все необходимые для проверки сведения уже будут находиться в общей для всех социальных ведомств цифровой базе данных.

В цифровую экосистему для этого будут объединены информационные системы Минтруда РФ, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), Федерального бюро медико-социальной экспертизы, а также федеральных, региональных и муниципальных органов соцзащиты.

Два в одном

Единая цифровая платформа призвана уменьшить трудозатраты и минимизировать человеческий фактор при оказании соцуслуг. Значительную часть процессов планируется автоматизировать и централизовать за счет создания межрегиональных центров ПФР и ФСС, а также объединенных клиентских офисов на базе обоих ведомств. Стоить отметить, что процесс цифровизации начался еще до принятия кон- цепции. «Информационная система ПФР создавалась 30 лет с момента его основа- ния. Главная становая конструкция — это персонифицированный учёт граждан для назначения пенсий и других выплат. От- деление ПФР по Вологодской области се- годня ведёт страховые пенсионные счета более 1 миллиона 200 тысяч граждан. Ре- зультат вологжане видят в своих личных кабинетах», — объясняют в пресс-службе УПРФ по Вологодской области.

С внедрением электронных сервисов и цифровизации рабочих процессов сокращается штат работников. Особенно это ударяет по районам. Так, в системе ПФР по Вологодской области в настоя- щее время трудятся чуть более тысячи человек. А с 2016 года сокращено 166 рабочих мест. При этом необходимость в оказании услуг офлайн не отпала, и офисы ПФР попрежнему действуют в каждом районе. «Ликвидация клиентских служб не предусмотрена, поскольку на местах ведётся приём граждан. В самой малочисленной клиентской службе работают два специалиста ПФР», — сообщили «Премьеру» в отделении Пенсионного фонда по Вологодской области.

То же касается и органов соцзащиты. «У нас есть получатели социальных услуг, у которых нет ни компьютера, ни интернета. Это и пожилые люди, которым за 70, за 80 лет. Они не умеют пользоваться гаджетами, и их уже не научить по состоянию здоровья. К ним выезжают социальные работники, и все услуги им оказывают на дому», — говорит директор Тотемского комплексного центра социального обслуживания Вероника Перевязкина.

Руководитель, однако, отмечает и другую категорию пожилых граждан 60 плюс, которые не только не нуждаются в помощи в быту, но и сами готовы помогать и подбадривать. «Они объединяются на базе нашего центра активного долголетия «Забота», которому в этом году исполняется пять лет. У этих людей есть и техника (планшеты, смартфоны, компьютеры), и навыки работы с ней. Сейчас мы с ними проводим много мероприятий в дистанционном формате: видеолекции по «Школе безопасности», обучение финансовой грамотности и даже туристический слет восточных районов, где наша команда пенсионеров заняла второе место», — рассказывает Вероника Перевязкина.

Продвинулись

Рост онлайн-активности пожилых граждан отмечают и в Сокольском районе. «В период пандемии пенсионеры стали более активными пользователями интернет-ресурсов, — отмечает заместитель директора КСЦОН Сокольского района Юлия Киселева. — В группе нашего центра активного долголетия «Забота» в соцсетях заметно увеличилось число подписчиков. Благодаря этому пожилых людей стало легче собирать на мероприятия. Также у нас есть группа «Рука в руке» (совместный проект с ПФР по Сокольскому району), где граждане старшего возраста получают информационные материалы и консультативную онлайн-помощь».

Один из самых популярных запросов пожилых граждан — восстановление доступа к личному кабинету на «Госуслугах», с чем им помогают в социальном центре.

У пожилых сокольчан также есть возможность бесплатно посещать компьютерные курсы, которые с марта этого года действуют на базе Сокольского лесопромышленного политехнического техникума по договору с Союзом пенсионеров. «Мы предлагаем две программы: на нулевом уровне учим включать и выключать компьютер, создавать документы, а на более продвинутом уровне объясняем, как работать в Excel и других программах. К нам также приходят и трудящиеся пенсионеры, которым для работы необходимо освоить тонкости Power point, функции в Excel.

Почти во всех группах поступали заявки на обучение со смартфонами. У большинства людей старшего возраста есть сенсорные телефоны, но не все умеют ими пользоваться. Мы показывали им, как действовать в приложениях «Госуслуги», «ВКонтакте», «Одноклассники», — говорит заведующая учебным центром техникума Татьяна Демичева. Обучение ведется в группах по 10 человек. По словам заведующей учебным центром, основная сложность, с которой сталкиваются пенсионеры при работе с гаджетами, это их собственный страх не туда нажать или сломать что-то. Этот страх часто тормозит обучение.

«Большинство пенсионеров и ветеранов уже активно осваивают современные технологии, работают и общаются в соцсетях. Другой вопрос, что в силу возраста у них есть потребность в живом общении, и компьютеры не могут его заменить. Отсюда и такая доверчивость к мошенникам, которые просто ласково разговаривают с пожилыми людьми. Поэтому мы призываем детей и внуков уделять больше внимания своим пожилым родителям, бабушкам и дедушкам. Ведь нам не выжить без милосердия и заботы друг о друге», — считает председатель областного Совета ветеранов Надежда Тихомирова.

 

КСТАТИ

Единая цифровая платформа соцобеспечения будет включать: реестр получателей соцуслуг, реестр страхователей и единую нормативно-справочную информацию (туда же входят сведения из реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Для внедрения и обеспечения бесперебойной работы данной платформы Минтруд учредил казенную организацию «Информационные технологии в социальной сфере».

В ТЕМУ

С 1 января 2022 года стартует Открытая выездная приемная Вологодского регионального отделения Всероссийской организации ветеранов. Проект поддержан областным правительством и Фондом президентских грантов. Мобильная приемная начнет действовать в 12 районах области. Каждый месяц команда специалистов будет выезжать в отдаленные муниципалитеты, чтобы проводить обучение компьютерной грамотности, оказывать юридические консультации и другую помощь людям старшего поколения.

56
0
Похожие статьи
  • 23 октября' 20 | Ситуация

    Вологжанка, опекающая свою недееспособную сестру-инвалида c детства, внезапно узнала, что задолжала Пенсионному фонду почти 250 тысяч рублей.

    789
    0
  • 28 августа' 21 | Земля и доля

    Сельское хозяйство Вологодчины становится цифровым: на многих сельхозпредприятиях региона компьютеры вовсю управляют бизнес-процессами, контролируют работу водителей и трактористов, анализируют производственные показатели, проводят посевные кампании и даже доят коров.

    37
    0
  • 29 августа' 21 | Земля и доля

    Вологодский пчеловод впервые получил грант на развитие пасеки.

    49
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.