На расстоянии здоровья

№29 (1182) от 28 июля 2020 г.

В государственной медицине телеконсультирование активно используется при консультировании с другими специалистами при постановке диагноза. | Фото с сайта media.rbcdn.ru

Шагнувшие далеко вперёд информационные технологии выводят на первый план новое направление в здравоохранении — телемедицину, позволяющую получить консультацию врача, не выходя из дома.

Несмотря на ТО, что данная методика, называемая также дистанционной медициной, существует в России уже два года, большинство рядовых граждан до пандемии коронавируса не то что не пользовались ею, но даже не слышали о ней.

Между тем ещё в 2016 году, выступая с Посланием Федеральному со-бранию, президент Владимир Путин в блоке, посвященном здравоохранению, объявил курс на тотальное подключение больниц и поликлиник к высокоскоростному интернету для повсеместного внедрения телемедицины, которая дает возможность дистанционной медпомощи и диагностики с помощью современных коммуникационных технологий. В январе 2020 года в очередном Послании президент вновь акцентировал внимание на овладение в рамках нацпроекта «Здравоохранение» современными технологиями в оказании врачебной помощи особенно на первичном этапе диагностики, имея в виду и развитие телемедицины.

«Премьер» попытался разобраться, существует ли подобное на Вологодчине и действительно ли это направление эффективно.

Доктор под рукой

Телемедицина подразумевает проведение врачебных консультаций, ре-комендации и даже назначение курса лечения при установлении диагноза пациенту как при использовании видеосвязи, так и посредством электронной почты и мобильных приложений — главным образом в тех случаях, когда пациент не имеет физической возможности прибыть на приём к врачу.

Такой вариант особенно актуален для нашей страны в первую очередь из-за её гигантских площадей. Многие жители проживают в местах, удалён-ных от поликлиник, больниц и фельд­шерско-акушерских пунктов (ФАПов) на десятки, а то и сотни километров. Добраться к специалисту (или к пациенту) бывает непросто не только из-за расстояний, но и из-за труднодоступности: отсутствия транспорта и плохих дорог. До некоторых населённых пунктов врач может добраться только на вертолёте...

Телемедицина должна помочь в решении и традиционных проблем: сокращении очередей в учреждениях здравоохранения и снижении нагрузки на врачей при увеличении потока пациентов.

А как у нас?

Доступность и востребованность телемедицины в регионах, применение новых технологий при оказании медицинской помощи, а также перспективы развития онлайн-консультаций обсудили недавно онлайн на пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Вологодскую область представлял заместитель начальника Департамента здравоохранения области Игорь Ульяновский.

«На Вологодчине на базе областного Медицинского информационно-аналитического центра развернута региональная телемедицинская информационная система, — цитирует слова Игоря Ульяновского пресс-служба правительства Вологодской области. — Сейчас ведутся работы по подключению к ней 42 медицинских организаций для проведения дистанционных консультаций типа «врач — врач». Региональная информационная система позволяет организовывать телемедицинские консультации с 62 федеральными медорганизациями и национальными медицинскими исследовательскими центрами Минздрава РФ. Такую возможность имеют 18 медицинских организаций области».

На сегодня в поликлиники и больницы области поставлено 54 комплек-са компьютерной техники для проведения телемедицинских консультаций. В этом году начнут оснащать планшетными компьютерами врачей скорой помощи, что позволит получать полную информацию о пациенте из региональной информационной системы.

Диагноз в законе

Подобный вид услуг регулируется принятым в июле 2017 года Федеральным законом № 242, который внес изменения в основные законодатель-ные акты, регулирующие вопросы информатизации сферы охраны здоровья граждан. В том же году Минздрав издал приказ № 965н от 30 ноября 2017 года. Им был утверждён порядок оказания услуг по телемедицинскому консультированию.

Важно иметь в виду: ставить точные диагнозы и расписывать лечение заочно на сегодняшний день первичным пациентам врачи не имеют права. В лучшем случае, что может сделать доктор при первичном обращении, это описать варианты, куда стоит обратиться очно, как скоро, какие исследования сделать, описать методики решения возможных проблем не применимо к конкретному случаю. И настоятельный призыв как можно скорее показаться врачу.

Цифры

В 2019 году в Вологодской области было проведено 106 консультаций с применением телемедицинских технологий. С начала этого года в регионе состоялось уже 180 телемедицинских консультаций с национальными медицинскими исследовательскими центрами.

| Источник: пресс-служба правительства Вологодской области

«С повторными пациентами ситуация несколько иная. Здесь мы уже можем позволить себе некоторые варианты коррекции лечения, комментарии по поводу уже проведенных исследований, возможности и необходимости посещения контрольного осмотра и т.д.», — поясняет вологодский врач-флеболог Игорь Алёшин.

На практике законодательные ограничения способствуют тому, что телемедицинские консультации сегодня в основном проводят врачи общей практики — терапевты и педиатры. Более узкие специалисты резонно предпочитают очное взаимодействие с пациентом.

«Хирурги в телемедицине не самое востребованное звено. Мы лишены в случае с интернетом, телевизором, телефоном главного — возможности непосредственной манипуляции и многих методов обследования, без которых наша специализация существовать в принципе не может», — подтверж­дает Алёшин.

Цена вопроса

К сожалению, до сих пор не существует утвержденной тарификации телемедицинских услуг в системе ОМС, что в свою очередь создает некоторую проблему проведения необходимых процедур в сфере здравоохранения дистанционным методом.

Это связано и с техническим обеспечением рабочего места врача государственных или муниципальных клиник, и со сложностями информационного характера.

Так что, свидетельствуют эксперты, пока телемедицина практикуется главным образом в рамках добровольного медстрахования или как один из каналов коммуникаций между специалистами и пациентами частных клиник.

В государственной медицине телеконсультирование активно используется при консультировании с другими специалистами при постановке диагноза. То есть взаимодействие осуществляется в основном не по линии «врач — пациент», а по линии «врач — врач».

Доверяй, но проверяй

«Я никогда не слышала о телемедицине, — признаётся пенсионерка Маргарита. — Считаю, что это полный бред. Так ведь любой мошенник может надеть белый халат и лечить. Не верю я в такое лечение…»

Да, действительно, риск нарваться на мошенников, желающих обогатиться на доверчивости граждан, очень велик. Поэтому очень важно выбирать специалиста из реально существующего медицинского учреждения, имеющего лицензию на осуществление меддеятельности.

Вторая проблема, которая может возникнуть, — это утечка персональ-ных данных и врачебной тайны. Но пока российским пациентам в этом во-просе остается уповать на профессионализм и порядочность медперсонала.

Сам себе доктор?

Согласно опросам, лишь третья часть населения Вологодчины под-держивает новое направление в медицине, хотя относится к этой теме с некоторыми оттенками скепсиса. Вологжане убеждены, что функции медперсонала нужно разграничить на тех, кто может вести больного дистанционно, и на тех, кто должен производить прием традиционно.

«Ко всему всегда нужно относиться объективно, — полагает медработник Наталья. — С точки зрения медицинского работника могу сказать точно, что в любом случае первичный осмотр должен проходить в стенах поликлиники, как положено. Кто бы что ни говорил, но невозможно поставить диагноз дистанционно, потому что пациент, далекий от медицины, как правило, ошибочно передает симптоматику того или иного недуга. Вот когда диагноз поставлен, назначено первичное лечение, тогда уже можно консультироваться со своим лечащим врачом дистанционно. Например, если препараты не подходят либо появились аллергические реакции на то или иное лекарство».

«Я думаю, что цифровые технологии необходимы как фактор прогресса в любой отрасли. Медицина не исключение, — считает врач-флеболог Игорь Алёшин. — Это довольно удобно, не нужно по несколько дней ждать записи в учреждение. Нет прямого контакта с другими людьми, что очень оценили пациенты в условиях пандемии… А вообще я на связи со своими пациентами 24 часа в сутки семь дней в неделю по многим цифровым каналам абсолютно безвозмездно. Это, кстати, касается и дистанционной помощи коллегам смежных специальностей».

В конце концов, как и каким способом проходить диагностику, полу-чать ли консультацию дистанционно — решает каждый лично. Главное, не забывать: никто, кроме нас самих, не позаботится о нашем здоровье...

Арсен Лавров, Сергей Викторов

25
0
Похожие статьи
  • 02 декабря' 18 | Реклама

    В последнее время количество пациентов, жалующихся на проблемы в работе желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), увеличивается в геометрической прогрессии. Заболевания ЖКТ диагностируются у детей и взрослых, у мужчин и женщин. Их появление может возникать по различным причинам, но все они требуют проведения диагностики и правильного своевременного лечения.

    115
    0
  • 27 ноября' 19 | Реклама, Медицина

    Сталкиваясь с подозрением на онкологическое заболевание, крайне важно как можно раньше установить диагноз, начать лечение и не упустить драгоценное время, поэтому пациентам нужно знать свои права в системе обязательного медицинского страхования и сроки оказания медицинской помощи. Какие же этапы нужно пройти пациенту?

    84
    0
  • 28 ноября' 18 | Здоровье

    В регионе закончилась массовая вакцинация населения против гриппа.

    49
    0
  • 23 октября' 19 | Здоровье, Медицина

    Общественное здоровье должно стать национальной идеей, считает председатель ассоциации «Здоровые города, районы и посёлки», губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

    32
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.