Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Направление движения

№23 (1176) от 16 июня 2020 г.

В 2019 году на баланс вновь созданного автотранспортного предприятия ПАТП-1 были переданы приобретенные в рамках областной программы модернизации городского транспорта 25 новых автобусов. | Фото с сайта mupatp1.ru

Вологда планирует войти в Федеральную программу по модернизации системы общественного транспорта.

Если заявка будет одобрена, то в рамках проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», который является частью нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», город получит субсидию на приобретение новых автобусов. Это значительно снизит стоимость покупки, экономия может составить десятки миллионов рублей.

При этом требуется выполнить несколько условий. Среди них — организация выделенных полос для общественного транспорта длиной не менее 1 километра и регулируемый тариф на проезд.

Полная несостоятельность

Грустную историю двух автотранспортных предприятий Вологды наша газета рассказывала на протяжении нескольких лет.

До 2012 года, когда в Вологде действовал регулируемый тариф на перевозку пассажиров, муниципальное предприятие ПАТП-1 ежегодно получало субсидии из бюджета Вологодской области на компенсацию проезда пассажиров, имеющих льготы. То есть город устанавливал тариф на проезд, который утверждала Вологодская городская дума, а выпадающие доходы компенсировал бюджет. В год МУП ПАТП-1 получало таким образом около 80 миллионов рублей (в ценах 2012 года) и тратило их в том числе на обновление автопарка.

В 2012 году правительство Вологодской области отменило субсидии в связи с высоким объемом внешнего регионального долга. Регулируемый тариф, соответственно, тоже был отменен, денег МУП «ПАТП-1» больше не получало, но и диктовать условия на рынке, где оно занимало ведущие позиции в соответствии с антимонопольным законодательством не имело права. Все убытки по перевозке льготных категорий пассажиров, обновлению и содержанию автопарка МУП ПАТП-1 взяло на себя. Одновременно на рынок вышли частные перевозчики, которые частично спасли ситуацию, обеспечив вологжан автобусными маршрутами, но при этом заявились в рамках конкурсных процедур на самые выгодные маршруты.

В 2013 году МУП ПАТП-1 (в 2015 году преобразованное в АО ПАТП-1) купило в лизинг за собственные средства несколько новых автобусов-гармошек у ООО «Транспортная лизинговая компания», но не смогло рассчитаться и 4 декабря 2017 года было признано банкротом. Автобусы пришлось вернуть.

В мае 2019 года администрация города принимает решение создать новое автотранспортное предприятие — ПАТП-1. На его баланс были переданы приобретенные в рамках областной программы модернизации городского транспорта 25 новых автобусов на газомоторном топливе. Готом ранее за счет городского бюджета были закуплены еще 10 новых машин.

На этом обновление муниципального автобусного парка закончилось. В итоге по данным на июнь 2020 года 38% от общего числа городских автобусов, находящихся в распоряжении всех перевозчиков, имеют солидный возраст около 12 лет.

История троллейбусных перевозок требует особых пояснений. В 2015 году предприятие «Вологдаэлектротранс» обанкротилось, а троллейбусную сеть города Вологды выкупило предприятие ОАО «Рыбинскэлектротранс». Чтобы не останавливать троллейбусное движение, ООО «ТрансВод», учреж­денное двумя вологодскими МУПами, вынуждено было арендовать сеть за 750 тысяч рублей в месяц.

В апреле 2018 года город отменил все троллейбусные маршруты, кроме № 4, на котором курсировали 15 машин, находящихся не в лучшем состоянии.

Очевидно, что покупать новые автобусы и троллейбусы нужно, но в условиях выпадающих из-за карантинных мер доходов без помощи федерального бюджета сделать это невозможно.

КСОДД велит: «Поехали!»

В 2019 году город подал заявку на модернизацию городского транспорта в федеральный бюджет, однако она была отклонена по причине несоответствия условиям: нет достаточного количества выделенных полос для движения городского транспорта, и отсутствует регулируемый тариф на проезд.

«В Вологде есть только одна выделенная полоса для движения автобусов. Это отрезок улицы Панкратова от улицы Петина до улицы Щетинина — 700 метров, — объяснил начальник Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Алексей Шумилов. — По условиям федеральной программы городу необходимо иметь не менее километра. В то же время город у нас старинный, с плотной застройкой и узкими улицами, не рассчитанными в свое время на интенсивный поток автотранспорта».

С подобной проблемой столкнулся и соседний Ярославль, который тоже не смог попасть в Федеральную программу по обновлению троллейбусного парка. Еще в январе руководство «ЯрГЭТа» заявило о планах купить троллейбусы на автономном ходу с привлечением субсидии федерального бюджета, что позволило бы снизить стоимость троллейбуса с 20 до 10 миллионов рублей. Однако 21 мая 2020 года власти Ярославля сообщили, что субсидирование не получат.

А вот Череповец в проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» вошел. Заявка города была одобрена Минтрансом России, и до конца лета 2020 года Череповец купит 17 новых автобусов. 40% стоимости должен обеспечить городской бюджет, остальные 60% покроет федеральная казна.

В 2020 году в Вологде было принято решение в рамках разработанной Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) организовать выделенные полосы на Пошехонском шоссе — на отрезке магистрали от Окружного шоссе до улицы Новгородской в обоих направлениях.

«Мы приняли решение начать с Пошехонского шоссе, поскольку это широкая дорога, здесь проходит много автобусных маршрутов. Выделенная полоса стабилизирует скорость общественного транспорта, он не стоит в пробках, а от этого зависит напрямую соблюдение графиков движения, — пояснил Алексей Шумилов. — Пробок на этом участке не будет, поскольку движение здесь не столь интенсивное, как, например, на перекрестках Пошехонского шоссе с улицами Петина или Ярославской. Но при обустройстве выделенной полосы поток автомобилей станет более равномерным. Кроме того, сделав выделенную полосу, мы уберем стоянки автомашин не только на асфальте на дороге, но и на газонах».

Город-регулятор

Еще одно нововведение, которое ожидает город, — возвращение регулируемого тарифа. Сейчас такой подход действует только в Череповце, где мэрия города ежегодно принимает тариф на проезд в общественном транспорте и доводит его до перевозчиков, самым крупным из которых является муниципальная автоколонна № 1456. В свою очередь автотранспортное предприятие получает субсидии из городского бюджета.

«На непостоянной основе, — уточняет помощник мэра Череповца Сергей Климушкин. — То есть нет какого-то регулярного субсидирования. Автоколонна получает средства по мере возможности бюджета».

Вологда тоже обсуждает переход на регулируемый тариф на проезд в общественном транспорте. Вопрос сейчас совместно прорабатывают ПАТП-1 и администрация города. Пока непонятно, коснется это всех маршрутов или только нескольких.

Экономические расчеты будут представлены позже, а тариф на проезд при этом, как пообещали в администрации города, для вологжан повышен не будет.

64
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.