Наши казаки

№21 (1225) от 1 июня 2021 г.

Государственный театр танца «Казаки России» выступил перед вологжанами 26 мая.

На сцене «Русского Дома» раздавались пушечные залпы, звенели сабли и развевались русские знамена.  
 
Липецкий коллектив представил танцы и песни разных казачьих регионов: донских, кубанских, некрасовских, волжских. У каждого казачества своя особенная пластика движений, ритм, манера держать себя. Не говоря уже о своеобразии костюмов.  
 
Некрасовские казаки, к примеру, ведут свое происхождение от войска Игната Некрасова, который после подавления восстания Кондратия Булавина в 1708 году ушел с Дона. Около 2000 воинов вслед за командиром ушли с женами и детьми на территорию Крымского ханства и стали подданными султана Османской империи. И только во времена Советского Союза часть их вернулись в Россию и поселились в Ставропольском крае. Поэтому в танцах, костюмах и фольклоре некрасовцев присутствуют восточные турецкие мотивы.   

У театра есть свой швейный цех в коллективе. Костюмы от года к году становятся богаче и интереснее. При этом артистам их становится сложнее надевать из-за обилия разных элементов, но выступать в таких — одно удовольствие. | Фото Алины Махлиной

Труппа театра насчитывает 65 человек: это и балетный, и вокальный коллективы, а также оркестр. В Вологду прибыли 50 артистов. Они выступали без музыкантов под фонограмму.  
 
Артистка балета Екатерина Голованова в театре уже 17-й год.  
 
Маленькую Катю мама привела в детскую студию при Государственном театре танца«Казаки России» в шесть лет. Девочке понравилось, и она решила дальше развиваться, учиться всему. Теперь Екатерина Голованова — один из самых опытных членов балетного коллектива театра.  
 
«Казачья манера очень важна – это особый дух. Это не просто русский танец. Это идет из души  в душу», — говорит артистка.  
 
«Казаки России» по праву могут назвать себя театром. В их репертуаре есть полномасштабный трехчасовой спектакль по «Тихому Дону» Михаила Шолохова «Донская легенда», а в 2018 году состоялась премьера постановки «Пугачёв»  по «Капитанской дочке» Александра Пушкина. В ноябре этого года театр готовится выпустить новый спектакль, но сюжет его и название пока не разглашаются.  

КОРОЛЕВСКИЙ ПРИЕМ 

Как отмечает директор театра Виктор Попов, раньше из-за российских просторов сложнее было добраться до Дальнего Востока, чем до Европы. Коллектив был создан в 1990 году и выступал более чем в 30 странах мира.  
 
Особенно запомнился артистам теплый прием в Канаде, когда трибуны Ледового дворца гремели от аплодисментов. В португальском театре «Колизей Порту» казаки выступали перед 3000-ной аудиторией.  
 
«Когда мы туда приехали в 1994 году, взошли на сцену, оттуда люди как комарики маленькие были. Весь зал был забит (продюсер хорошо поработал)», — вспоминает балетмейстер Максут Кубанов. 
 
А в 2012 году казачий театр танца единственный из российских коллективов был приглашен на бриллиантовый юбилей правления английской королевы Елизаветы II. Поскольку Ее Величество большая любительница лошадей, к ней на юбилей свезли скакунов со всего мира – со всех пяти  континентов самых разных мастей и пород. Были среди них и кремлевские лошадки.  
 
Для грандиозного концерта было обустроено несколько сцен.  
«Нас позвали, чтобы мы показали рубку и другие номера. У организаторов было одно условие: никакой фонограммы — всё исполнял Королевский оркестр. Они умели играть всё, и когда мы их пытались поправлять, они говорили, что это у нас что-то неправильно. Так и получалось: они что-то играли, и мы что-то танцевали, пытались подстраиваться. Саму королеву мы видели. Она далеко сидела, хлопала. Прием был хороший», — рассказывает Максут Кубанов.  
 
Руководитель театра Леонид Милованов даже пожал руку Елизавете II и ее супругу принцу Филиппу. Памятное фото с королевского приема у него хранится до сих пор.  

РЕАБИЛИТАЦИЯ  КАЗАЧЕСТВА 

Директор театра танца Виктор Попов считает, что в России наконец-то началась серьезная реабилитация казачества:  
 
«Долгое время после революции на казаков смотрели как на приспешников царя. Их выселяли, уничтожали, расстреливали. Сейчас есть совет при президенте России. При нем есть постоянно действующая профильная комиссия поддержки и развития казачьей культуры. Леонид Петрович (Милованов) возглавляет первую рабочую группу профессионального искусства, а я скромный участник второй группы, которая тоже занимается сохранением и развитием казачьей народной культуры».  
 
Казаки разных регионов приходят на концерты липецкого коллектива. Самая высшая похвала для выступающих — услышать из зала заветное «Любо!» Так казаки выражают свое одобрение.  
 
На концерте в Вологде также среди многочисленных «Браво!» несколько раз прозвучало и «Любо!»
65
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.