Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Наука против мифов

№39 (1192) от 6 октября 2020 г.

| Карикатура Виталия Подвицкого/ТАСС

В Вологде решили собрать силы для борьбы с фальсификациями истории.

Российское историческое общество (РИО) хочет провести в Вологде съезд учителей истории и обществознания, чтобы научить их бороться с фальсификацией истории.

В среде учителей также бытует множество исторических мифов в то время, как необходимо развивать и продвигать в педагогической среде научное понимание истории. Об этом шла речь на недавнем заседании РИО в областном центре.

О проблеме фальсификации (переписывания) истории в России говорят давно. Среди самых больных тем — заявления западных историков и политиков о том, что во Второй мировой войне победили США, а отнюдь не СССР. Тему ещё раз актуализировал в своём Послании президент Владимир Путин 15 января нынешнего года: «Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты».

Уже в нынешнем сентябре Следственный комитет России создал отделение по расследованию преступлений, связанных с реабилитацией нацизма и фальсификацией истории Отечества.

Пятый элемент

Проблема фальсификации истории характерна для многих стран. К примеру, псевдоисторической считается написанная в XII веке «История королей Британии», описывающая историю страны со времён Троянской войны. Именно в ней впервые описаны биографии легендарных королей Артура и Лира. Хотя в большинстве случаев подлинность описанных событий подтвердить не удалось, книга считается выдающимся средневековым произведением и входит в британский мифологический цикл.

Среди ярких примеров — «Протоколы сионских мудрецов», созданные в конце XIX века. Первоначально их восприняли как подлинный документ, однако уже в середине 1930-х во время «Бернского процесса» суд впервые признал их фальсификацией, хотя его решение затем не устояло в апелляции. С 2012 года «Протоколы…» в России внесены в федеральный список экстремистских материалов.

По словам ректора Вологодского госуниверситета и председателя Вологодского отделения Российского исторического общества Вячеслава Приятелева, в современной России существует пять основных проблем, связанных с фальсификацией истории. Во-первых, это проблема достовернос­ти исторических источников, касающихся Великой Отечественной войны. Вторая проблема — это проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Третья тема — это Вологодский край в годы Великой Отечественной войны.

«Четвёртая тема — это ответственность за развязывание Второй мировой войны, тема, по которой случаются манипуляции чаще всего. Роль союзников антигитлеровской коалиции, всё чаще говорят, что в войне победили США. И, наконец, проблема искажения истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, война памятей», — рассказал участникам заседания РИО Вячеслав Приятелев.

Фальсификация — это продуманная, осознанная политика, направленная на подмену исторических фактов, либо их тенденциозное изложение, подчёркивает Вячеслав Викторович.

По словам ректора Вологодского госуниверситета и председателя Вологодского отделения Российского исторического общества Вячеслава Приятелева,  его огорчает «гражданская общественно-политическая апатичность учителей, которая основана на незнании ни истории, ни со­временных социально-экономических процессов». | Фото Владимира Пешкова

Не только для школьников

В первую очередь противодействие фальсификациям истории связано с просвещением и образованием. У проекта — самая широкая аудитория, от школьников до ветеранов. Можно искать разные причины присутствия мифов в головах у широких масс, но метод должен быть один: объяснять людям, как отличать исторические источники от фантазии авторов и от целенаправленных искажений. Многим просто не хватает информации. Причём касается это не только Великой Отечественной войны.

«Сегодня уже выросло поколение, которое не то что не знает и не застало войны, но даже и ветеранов, которые участвовали в войне, — размышляет Вячеслав Приятелев. — Выросло поколение, которое не жило в условиях административно-командной системы, которое вообще не знало тотального советского дефицита, не испытало на себе перестройки, экономического кризиса 1998 года, им всё это вообще ни о чём не говорит. Им не с чем сравнивать, и они сравнивают Россию не с предыдущей историей, а с Западом, Востоком. В силу того, что за границей они бывают в лучшем случае в Турции, в основном сравнивают с виртуальными Западом и Востоком».

Заместитель мэра Вологды Вадим Цепа заявил, что администрация города готова поддержать инициативу РИО, став стартовой площадкой: «Работа с аудиторией — более чем актуально. Было бы замечательно раскрыть эту тему и в рамках проекта «Забота» — даже там, ведь наше умудрённое опытом «серебряное» и «золотое» волонтёрство тоже находится в смятении».

Начальник областного Комитета по охране объектов культурного наследия Елена Кукушкина привела пример из своей практики: «Мы начиная с 2016 года активно проводим ежегодные акции по выходу в школы, ходят и специа­листы комитета, и подведомственное учреждение «Вологдареставрация». Когда я впервые пришла в четвёртый класс, то с удивлением обнаружила, что учитель слушал с таким же интересом, как и дети, то есть, он вообще не владел этой информацией, а у меня была подготовлена презентация для уровня учеников четвёртого класса. Когда я затем пошла в седьмой и одиннадцатый классы, я не поменяла в презентации ни слова, независимо от возраста дети слушали с одинаковым вниманием. Мне кажется, это относится сегодня к большому спектру знаний».

Научить учиться

Вячеслава Приятелева огорчает «гражданская общественно-политическая апатичность наших (школьных. — Прим. ред.) учителей, которая основана на незнании ни истории, ни со­временных социально-экономических процессов». В первую очередь это касается учителей истории и общество­знания из районных школ. Поэтому он предлагает провести областной съезд таких педагогов по примеру прошлогоднего съезда учителей русского языка и литературы.

Учителя истории и обществознания должны быть базой — не столько идеологической, сколько просветительской, чтобы дети знали реальные исторические факты и понимали. Дело в том, что попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны сегодня тиражируются и применительно к другим историческим периодам и событиям. Учителям истории на это сказать, в общем, нечего, потому что их никто этому не учит.

«Есть определённые методологические проблемы, связанные с руководством проектной деятельностью, а мы это хорошо можем показать, — говорит директор Института истории и филологии ВоГУ Наталья Ястреб. — Фундаментальное содержание — это хорошо, но методическая подготовка учителей тоже очень сильно хромает. С учётом экстраординарной ситуации с переходом в дистант (дистанционное обучение. — Прим. ред.) тоже можем научить учителей многому полезному, это действительно так».

221
0
Похожие статьи
  • 03 декабря' 19 | Политика

    В областной Общественной палате через полгода после начала работы нового состава неожиданно поменялось руководство.

    526
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.