
e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com
Наука против мифов

| Карикатура Виталия Подвицкого/ТАСС
В Вологде решили собрать силы для борьбы с фальсификациями истории.
Российское историческое общество (РИО) хочет провести в Вологде съезд учителей истории и обществознания, чтобы научить их бороться с фальсификацией истории.
В среде учителей также бытует множество исторических мифов в то время, как необходимо развивать и продвигать в педагогической среде научное понимание истории. Об этом шла речь на недавнем заседании РИО в областном центре.
О проблеме фальсификации (переписывания) истории в России говорят давно. Среди самых больных тем — заявления западных историков и политиков о том, что во Второй мировой войне победили США, а отнюдь не СССР. Тему ещё раз актуализировал в своём Послании президент Владимир Путин 15 января нынешнего года: «Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты».
Уже в нынешнем сентябре Следственный комитет России создал отделение по расследованию преступлений, связанных с реабилитацией нацизма и фальсификацией истории Отечества.
Пятый элемент
Проблема фальсификации истории характерна для многих стран. К примеру, псевдоисторической считается написанная в XII веке «История королей Британии», описывающая историю страны со времён Троянской войны. Именно в ней впервые описаны биографии легендарных королей Артура и Лира. Хотя в большинстве случаев подлинность описанных событий подтвердить не удалось, книга считается выдающимся средневековым произведением и входит в британский мифологический цикл.
Среди ярких примеров — «Протоколы сионских мудрецов», созданные в конце XIX века. Первоначально их восприняли как подлинный документ, однако уже в середине 1930-х во время «Бернского процесса» суд впервые признал их фальсификацией, хотя его решение затем не устояло в апелляции. С 2012 года «Протоколы…» в России внесены в федеральный список экстремистских материалов.
По словам ректора Вологодского госуниверситета и председателя Вологодского отделения Российского исторического общества Вячеслава Приятелева, в современной России существует пять основных проблем, связанных с фальсификацией истории. Во-первых, это проблема достоверности исторических источников, касающихся Великой Отечественной войны. Вторая проблема — это проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Третья тема — это Вологодский край в годы Великой Отечественной войны.
«Четвёртая тема — это ответственность за развязывание Второй мировой войны, тема, по которой случаются манипуляции чаще всего. Роль союзников антигитлеровской коалиции, всё чаще говорят, что в войне победили США. И, наконец, проблема искажения истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, война памятей», — рассказал участникам заседания РИО Вячеслав Приятелев.
Фальсификация — это продуманная, осознанная политика, направленная на подмену исторических фактов, либо их тенденциозное изложение, подчёркивает Вячеслав Викторович.

По словам ректора Вологодского госуниверситета и председателя Вологодского отделения Российского исторического общества Вячеслава Приятелева, его огорчает «гражданская общественно-политическая апатичность учителей, которая основана на незнании ни истории, ни современных социально-экономических процессов». | Фото Владимира Пешкова
Не только для школьников
В первую очередь противодействие фальсификациям истории связано с просвещением и образованием. У проекта — самая широкая аудитория, от школьников до ветеранов. Можно искать разные причины присутствия мифов в головах у широких масс, но метод должен быть один: объяснять людям, как отличать исторические источники от фантазии авторов и от целенаправленных искажений. Многим просто не хватает информации. Причём касается это не только Великой Отечественной войны.
«Сегодня уже выросло поколение, которое не то что не знает и не застало войны, но даже и ветеранов, которые участвовали в войне, — размышляет Вячеслав Приятелев. — Выросло поколение, которое не жило в условиях административно-командной системы, которое вообще не знало тотального советского дефицита, не испытало на себе перестройки, экономического кризиса 1998 года, им всё это вообще ни о чём не говорит. Им не с чем сравнивать, и они сравнивают Россию не с предыдущей историей, а с Западом, Востоком. В силу того, что за границей они бывают в лучшем случае в Турции, в основном сравнивают с виртуальными Западом и Востоком».
Заместитель мэра Вологды Вадим Цепа заявил, что администрация города готова поддержать инициативу РИО, став стартовой площадкой: «Работа с аудиторией — более чем актуально. Было бы замечательно раскрыть эту тему и в рамках проекта «Забота» — даже там, ведь наше умудрённое опытом «серебряное» и «золотое» волонтёрство тоже находится в смятении».
Начальник областного Комитета по охране объектов культурного наследия Елена Кукушкина привела пример из своей практики: «Мы начиная с 2016 года активно проводим ежегодные акции по выходу в школы, ходят и специалисты комитета, и подведомственное учреждение «Вологдареставрация». Когда я впервые пришла в четвёртый класс, то с удивлением обнаружила, что учитель слушал с таким же интересом, как и дети, то есть, он вообще не владел этой информацией, а у меня была подготовлена презентация для уровня учеников четвёртого класса. Когда я затем пошла в седьмой и одиннадцатый классы, я не поменяла в презентации ни слова, независимо от возраста дети слушали с одинаковым вниманием. Мне кажется, это относится сегодня к большому спектру знаний».
Научить учиться
Вячеслава Приятелева огорчает «гражданская общественно-политическая апатичность наших (школьных. — Прим. ред.) учителей, которая основана на незнании ни истории, ни современных социально-экономических процессов». В первую очередь это касается учителей истории и обществознания из районных школ. Поэтому он предлагает провести областной съезд таких педагогов по примеру прошлогоднего съезда учителей русского языка и литературы.
Учителя истории и обществознания должны быть базой — не столько идеологической, сколько просветительской, чтобы дети знали реальные исторические факты и понимали. Дело в том, что попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны сегодня тиражируются и применительно к другим историческим периодам и событиям. Учителям истории на это сказать, в общем, нечего, потому что их никто этому не учит.
«Есть определённые методологические проблемы, связанные с руководством проектной деятельностью, а мы это хорошо можем показать, — говорит директор Института истории и филологии ВоГУ Наталья Ястреб. — Фундаментальное содержание — это хорошо, но методическая подготовка учителей тоже очень сильно хромает. С учётом экстраординарной ситуации с переходом в дистант (дистанционное обучение. — Прим. ред.) тоже можем научить учителей многому полезному, это действительно так».
- 05 января' 21 | ОбществоБезрезультатно
В Нюксенском районе на минувшей неделе завершили активную фазу операции по поиску людей, которые находились на борту вертолета, потерпевшего крушение в районе Бобровского. Окончание активных поисков, которые велись практически три недели и не принесли результатов, отметили весьма оригинально: районные чиновники вручили сотрудникам МЧС благодарственные письма.
610 - 13 ноября' 20 | Об этом говорятПравила перехода
В Вологде работники управляющей компании «Фрязиново» боятся, что в ближайшее время каждого пятого из них могут уволить.
4690 - 01 ноября' 20 | МедицинаНе молчите!
После сообщений в СМИ и соцсетях о проблемах в вологодском моногоспитале на Советском проспекте, где из-за нехватки мест пациенты были вынуждены проходить лечение в коридорах, Департамент здравоохранения сообщил об открытии второго моногоспиталя, а людей из коридоров перевели в палаты.
11540