Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Найти библиотеку

№20 (1121) от 21 мая 2019 г.

В игре есть четыре героя: святой Герасим, Иван Грозный, Пётр Первый и наш современник — их образы привязаны к игровым фишкам, которые передвигаются по клеткам. | Фото Светланы Мельниковой

Вологжанин Михаил Глазов придумал краеведческую настольную игру про родной город «В поисках библиотеки Ивана Грозного».

Идея создать что-то подобное пришла к нему во время работы в архиве: Михаил Юрьевич исследовал историю собственной семьи, пытаясь разобраться в происхождении своей фамилии.

Постепенно придумал вопросы, а затем получил президентский грант и сделал первую в истории нашего города краеведческую игру.

Были на селе

Имя Михаила Глазова в сфере вологодских некоммерческих организаций довольно известно. Несколько лет назад он работал в отделе по взаимодействию с общественными институтами областного правительства. Сейчас он трудится в городском центре по работе с населением, где занимается взаимодействием с НКО. Два года назад он на волне собственного интереса к генеалогическим исследованиям решил создать общественную организацию «Держаться корней».

«Мне улыбнулась удача, и мне удалось отыскать целое дело на 50 листах с фотографиями по моему прадеду, — рассказывал Михаил Глазов. — Мои родственники жили в Янгосорской волости Вологодского уезда, все они были крестьянами, и особой информации по ним нет — только имена, отчества и род занятий. Параллельно изучал информацию по окрестным церквям, по волости в целом. В итоге в деревне, откуда родом мои предки, я купил дом, и сейчас у меня там дача. Теперь, когда я копаю грядку, думаю о том, что мои предки в этих местах жили ещё в 1630 году».

Постепенно вологжанин пришёл к тому, что для реализации своих идей нужно создать общественную организацию. Название «Держаться корней» отражает её основную направленность: активистам интересно всё, что связано с историей родного города, краеведением и генеалогией. Проекты получали поддержку областных и муниципальных грантов. В каж­дом случае вологжане изучали историю своих семей, рассказывали о соседях, делились фотографиями и историями. В результате был создан своего рода общий семейный альбом Вологды.

Игра состоит из игрового поля, состоящего из 60 клеток. Участник кидает кубик, делает ход на соответствующее количество клеток, берёт карточку. Если ответ правильный, то он получает право двинуться на один шаг вперёд. Если нет, то он двигается на один шаг назад.

 

Гусиная история

Следующей идеей, которую реализовала организация Михаила Глазова, стала игра «В поисках биб­лиотеки Ивана Грозного». Мысль создать её пришла Глазову около года назад. На реализацию удалось получить президентский грант. К созданию игры автора побудили не только собственные изыскания в архивах, но и беседы с его друзьями и знакомыми.

«Подстегнуло то, что в беседе со сверстниками я пришёл к выводу: очень мало кто знает историю родного города, познания основной массы моих друзей и знакомых не идут дальше легенды про кирпич, упавший когда-то на голову Ивана Грозного, — говорит вологжанин. — Причём у меня информации на этот счёт было немногим больше. Мне стало интересно, как подтянуть эти знания у максимально широкой аудитории. Хотелось в популярной форме донести до людей информацию, которую я накопил к тому моменту, сидя в архивах».

Создать игру оказалось не так просто, как казалось изначально. Михаил Юрьевич решил, что это будет классическая настольная «бродилка», в которой игрок кидает кубик, делает ход на соответ­ствующее количество клеток, а затем отвечает на вопрос, указанный в карточке. Подобные игры возникли во Франции в XVII веке и первоначально именовались Jeu de l’Oie («Гусиная игра»). У игр были самые разные темы, поле печаталось типографским способом на картоне и было довольно долговечным. В России такой тип игр назывался «Гусёк», они пользовались необычайным интересом у публики как до Октябрьской революции, так и в советские годы.

«Я решил, что нужно создать триста карточек с вопросами и ответами, — вспоминает Михаил Глазов. — Первые сто получилось сформировать относительно легко, после 150 стало сложно, после 200 получалось с огромным трудом. Мне не хотелось брать энциклопедические вопросы. Напротив, было желание сделать так, чтобы краеведческая информация крылась и в самом вопросе, и в ответах. Идеи рождались в самых разных ситуациях: где-то услышал разговор двух женщин, которые беседовали про известного вологжанина, а кто-то пытался вспомнить название памятника».

Александр СУВОРОВ, историк, археолог, директор Вологодского областного историко-архитектурного музея-заповедника в 2011-2015 годах:

— Создание подобной игры — дело, безусловно, полезное. Использован любопытный, привлекающий внимание массив вопросов, соответствует принятому сегодня тестовому характеру: есть вопросы и ответы, автор идёт за аудиторией, за потенциальными участниками игры, в этом смыс­ле он нашёл язык, который адекватен нынешнему восприятию. Всегда приятно, когда неравнодушный человек делает полезное дело. К тому же я только приветствую любое ответственное оперирование достоверными историческими фактами.

Путь в библиотеку

Игра состоит из игрового поля, состоящего из 60 клеток. В игре есть четыре героя: святой Герасим, Иван Грозный, Пётр Первый и наш современник — их образы привязаны к игровым фишкам, которые передвигаются по клеткам. Согласно сюжету, герои прибывают на вокзал Вологды и далее следуют по марш­руту в поисках библиотеки Ивана Грозного. На пути игрока подстерегают и традиционные ловушки (перемещение вперёд или назад в соответствии с указателями), и крае­ведческие вопросы. Участник кидает кубик, делает ход на соответствующее количество клеток, берёт карточку. Если ответ правильный, то он получает право двинуться на один шаг вперёд. Если нет, то он двигается на один шаг назад.

«Обидно за детей, молодёжь и за взрослое население, которые очень мало знают даже о знаковых зданиях за пределами центральной части города, они мало знают даже о Скулябинской богадельне, Ковыринской кружевной мануфактуре или канатной фабрике в Козлёнской слободе, — говорит Михаил Глазов. — Мы предполагаем, что библиотека Ивана Грозного находится на Соборной горке, это место отмечено книжкой — это финиш игры. Но, как мы пишем в аннотации, нам неизвестно, удастся ли её найти».

Вопрос, который за последние недели часто приходится слышать Михаилу Глазову: где и как купить? Но игра не продаётся, она сделана в образовательных целях и распространяется бесплатно. Она уже есть в городских библиотеках, в школах, в молодёжном центре «ГОР.СОМ35», в центре по работе с населением. «Но основную аудиторию мы видим в библиотеках и школах, и, пожалуй, даже в библиотеках в первую очередь, — рассуждает вологжанин. — Я думаю, с учётом количества карточек, один игрок может сыграть по крайней мере десять раз, и ему будет интересно. Со временем можно допечатать карточки: я уже придумал 20 вопросов сверх тех трёхсот».

Александр САЗОНОВ, краевед, экскурсовод, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в 1992-2014 годах:

— Любая познавательная игра интересна. Если она имеет патриотическое направление, у неё двойная ценность. Прежде всего игра предназначена для подростков, она может быть полезна для летних детских лагерей, для других детских коллективов, ведь всё, что ты читаешь в детстве и подростковом возрасте, врезается в память навсегда. Сначала я считал, что это — игра одноразового использования, но выяснилось, что каждый может сыграть в неё по три, четыре или даже по пять раз. Я считал, что вопросы довольно лёгкие, но потом оказалось, что не всё сразу отгадаешь.

152
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 12 декабря' 18 | Своё — родное

    Согласно легенде, это древнейшее каменное сооружение Вологды едва ли не изменило в корне ход отечественной истории, помешав нашему городу стать — ни много ни мало — столицей России.

     

    261
    1
  • 30 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Летом 1553 года во время паломничества царской семьи в Кирилло-Белозерский монастырь нелепая случайность погубила старшего сына Ивана Грозного Дмитрия. Обстоятельства трагедии, разыгравшейся на реке Шексне, до сих пор вызывают споры.

    276
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.