Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Недоставленный груз

№32 (1133) от 13 августа 2019 г.

До наших дней сохранилось не больше 20 самолётов «Юнкерс-88», причём большинство — в виде кучи запчастей и обломков. Целый «юнкерс» можно увидеть, например, в Национальном музее воздухоплавания в США. Или собрать пластмассовую масштабную модельку. | Рисунок с сайта ukrscale.com

В 2005 году в лесной глухомани под Шексной откопали сбитый фашистский самолёт «Юнкерс-88» — редкость для наших краёв. Но ещё больше удивил груз, который обнаружился на борту.

Позже по номеру самолёта установили и экипаж, и маршрут, по которому он летел, выяснили, как он был сбит. И, кажется, приблизились к разгадке груза.

...19 ноября 1941 года на совещании в Берлине немецкие генералы определяли «задачи на будущий год». Крайним сроком захвата Вологды вермахт тогда называл май 1942 года, но этим планам, к счастью, осуществиться так и не удалось. Между тем разведка велась очень активно: зафиксировано более ста попыток высадить на Вологодчине диверсионные группы, да и самолётов-разведчиков было послано немало. Одним из них и был найденный под Шексной «юнкерс».

Находка в глуши

Как потом выяснится, самолёт был перехвачен и сбит 25 апреля 1942 года.

Очевидцем его падения стал житель деревни Великое Дом­шинского сельского поселения Поликарп Рогулин, которому тогда было 12 лет. Он рассказывал, что на следующий день после крушения «юнкерса» приехали военные. Разделившись на несколько групп, они ушли в лес, однако поиски успехом не увенчались.

Говорили, правда, что место падения спустя несколько дней обнаружил лесник из деревни Покровское. Он утверждал, что неподалёку от разбившегося самолёта под деревом сидели, прижавшись друг к другу, два мёртвых летчика. По версии лесника, приземлившиеся на парашютах пилоты, обнаружив, в какую глухомань попали, приняли яд...

Впрочем, это больше похоже на байки. А вот Поликарп Рогулин действительно нашёл сбитый «юнкерс», правда, позже — в 1947 году. Но лишь в 2003-м показал это место заинтересовавшимся сбитым самолётом юношам и девушкам, занимавшимся в Федотовском филиале Областного центра детско-юношеского научно-технического творчества.

Вокруг на десятки метров — обломки, покрытые мхом и опавшей листвой. Это всё, что осталось от «юнкерса» на поверхности. Большая часть его с течением времени погрузилась в болото...

Груз без маркировки

В 2005 году «юные техники» под руководством начальника парашютной подготовки Вологодского аэроклуба Николая Хазинова занялись раскопками места крушения самолёта. Кстати, параллельно, а может, даже раньше на останки вышел Вологодский поисковый отряд, работавший по отважному советскому лётчику Евгению Шурупову, который 

2 июня 1942 года в небе над селом Домшино (в том же районе) на самолёте ЛаГГ-3 вступил в бой с другим немецким «юнкерсом». В воздушной схватке фашист был сбит, а Шурупов — смертельно ранен...
Занимаясь раскопками, юные исследователи нашли не только останки экипажа, но и болотоступы, надувные лодки и матрасы, два пистолета, пулемёт без ствола, кобуру, два парашюта, большое количество патронов, фонарики, личные вещи лётчиков: портсигар, перстень, обручальное кольцо, наручные часы, запонку...

Но самыми неожиданными находками стали упаковки икон, напечатанных на бумаге, женских платков, игл, булавок, а также девять нательных крестиков.

Значительно позже извлек­ли из земли два покорёженных двигателя «юнкерса» и обломки фюзеляжа, на которых отчётливо читался бортовой номер.

По нему и удалось установить, что это был за самолёт.

Фашистская форма, найденная при раскопках. | Фото с сайта kopateli.cc

Гибель разведчика

«Юнкерс-88» — один из самых универсальных самолётов люфтваффе: он применялся и как бомбардировщик, и как разведчик, и как истребитель, и как торпедоносец. Найденный под Шексной был модификации Ju-88 D-1 с бортовым номером 1648 и выполнял функции разведчика. Это подтверждают и найденные на месте крушения фотоплёнки и обломки аппаратуры.

Согласно немецкой базе данных по потерям дальней разведки этот борт вылетел 25 апреля 1942 года в Вологду (так указано в документах) из аэропорта Госткино. Эта деревня близ города Луги (145 километров от Ленинграда) с августа 1941 года была под оккупацией и активно использовалась люфтваффе как отправная точка для разведывательных полётов в сторону Вологды и Архангельска.

По данным нашего батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, самолёт засекли на высоте 6000 метров. Пройдя над рекой Шексной, разведчик повернул в сторону Кубенского озера.

«Юнкерс» встретили огнём зенитной артиллерии, а затем на перехват были подняты два наших истребителя «Киттихаук». Их пилотировали командир эскадрильи 731-го истребительного авиаполка майор Павел Чистяков и его ведомый, заместитель командира эскадрильи — старший лейтенант Николай Сидоренко. О том, как им удалось взять разведчика «в клещи» и расстрелять, подробно рассказано в книге очерков Валерия Вепринского и Леонида Годовикова «Истребители летят наперехват».

Пришлось атаковать пять раз, прежде чем замолчал вражеский пулемёт — Чистяков попал-таки в стрелка. Сидоренко зашёл в хвост «юнкерсу» сверху и, сблизившись, дал длинную пулемётную очередь. Самолёт-разведчик задымил и пошёл вниз. Майор Чистяков по полётной карте зафиксировал место: район деревни Курьяково, 15 километров южнее посёлка Чёбсара...

Было бы непростительно не сказать о дальнейшей судьбе наших героев-лётчиков, не пропустивших врага. Увы, старший лейтенант Николай Сидоренко погиб 14 сентября 1942 года в неравном воздушном бою под Сталинградом. Посмертно награждён орденом Красной Звезды. Майор Чистяков тоже участвовал в защите Сталинграда. В воздушном бою был ранен. В конце 1943 года назначен командиром истребительного авиаполка. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. К этому времени на боевом счету Чистякова имелось 4 лично сбитых вражеских самолета и 4 — в групповом бою. Умер Павел Константинович уже после войны...

Напечатанными  на обычной бумаге иконками вряд ли можно кого-то подкупить. Они могут разве что ненависть вызвать из-за кощунства над святынями... | Фото с сайта kopateli.cc

С мёртвыми не воюем

Теперь понятно, как закончили свой путь вторгнувшиеся на нашу территорию немецкие лётчики, чьи имена удалось установить по бортовому номеру «юнкерса»: лейтенант Мартин Шнайдер (пилот), наблюдатель-разведчик Иоханнес Бейер и два унтер-офицера — бортрадист Уилфрид Зиммер и бортстрелок Вилли Гослар. По немецким сводкам они проходят как пропавшие без вести.

Но мы же с мёртвыми не воюем. Потому часть найденных на месте крушения останков (они были погребены во временной могиле) и личные вещи были переданы «Фольксбунду» — это немецкое название Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями.

...Оборудуя стенд, посвящённый «юнкерсу», прикрепив иконки и крестик, учащиеся станции юных техников написали: «Для чего это было нужно немцам?»

По версии Николая Хазинова, руководившего раскопками, немецкие летчики прорабатывали план аварийной посадки на вражеской территории: «Возможно, эти вещи — иголки, платки, иконки — были предназначены для подкупа местных жителей».

Ещё одна версия — что фашисты готовили масштабную провокацию специально для верующих, пытаясь, разбросав псевдоиконы, разжечь в нашем вологодском тылу костёр религиозных беспорядков.
Не исключён также вариант, что груз предназначался разведгруппам как средство поощрения или подкупа склоняемых к сотрудничеству людей. Впрочем, когда в июне 1971 года в Вожегодском районе лесорубы обнаружили сброшенный с самолёта металлический контейнер для диверсантов, там были только деньги, оружие и боеприпасы...

Председатель Вологодского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Александр Метёлкин, принимавший участие в раскопках 2005 года в качестве заместителя командира Вологодского поискового отряда, тоже считает, что иконы, платки, крестики и швейные принадлежности — лишь аварийный комплект, который имелся у экипажа самолёта на случай вынужденной посадки в советском тылу.

«Питерские поисковики, специализирующиеся на самолётах, подтвердили, что этот груз не уникален, — рассказал Александр Метёлкин. — Это как раньше бусами пытались задобрить папуасов, так и фашисты думали иконами, иголками и платками заслужить расположение местных жителей».

Но вологжан ведь так просто не купишь. Лучше б и не пытались...

626
0
Похожие статьи
  • 06 марта' 19 | Культура

    В феврале исполнилось 65 лет с открытия в Вологодской области картинной галереи.

    157
    0
  • Свою коллекцию шедевров, положившую начало Эрмитажу, императрица Екатерина II не смогла бы собрать без помощи дипломата Андрея Белосельского — потомка наших белозерских князей.

     

    127
    0
  • 07 августа' 19 | Как это было

    В последней трети XIX века Вологодчина стала местом массовой политической ссылки.

    82
    0
  • 14 декабря' 17 | Как это было

    Вологодская область, отметившая в октябре этого года свой 80-летний юбилей, на самом деле впервые появилась на географических картах
    в екатерининскую эпоху.

    458
    0
  • 20 марта' 19 | След в истории

    По одной из версий, прототипом человека-амфибии из одноимённого фантастического романа Александра Беляева был неизлечимо больной... вологодский солдат.

    424
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.