Неплакатный героизм

№16 (1220) от 27 апреля 2021 г.

Накануне 35-летия аварии на ЧАЭС в России прошла премьера художественного фильма «Чернобыль».

Взрыв четвёртого энергоблока на Чернобыльской атомной электростанции произошёл 26 апреля 1986 года. В ликвидации аварии принимали участие около шестисот вологжан.  

Российский блокбастер 

В преддверии 35-летия трагедии в прокат вышел фильм Данилы Козловского «Чернобыль», в котором режиссер исполняет главную роль. Герой Козловского пожарный Алексей Карпушин расстается со своими сослуживцами и планирует уехать из Припяти ближе к морю, перевестись в другую часть. Мужчина встречает в парикмахерской свою прежнюю любовь Олю, которая живет одна с сыном Лёшей. Главный герой предлагает уехать всем вместе, но планы расстраивает взрыв реактора на Чернобыльской АЭС, и Карпушину приходится взять на себя роль спасателя и спасителя человечества.  
 
«Картина и небезупречная, и интересная, которая меня неожиданно тронула. Определенно скажу, что после сериала HBO, чтобы выпускать такое, надо быть совсем бесшабашным. Кино вышло другое, во многих смыслах антипод», — написал на своей странице в «Фейсбуке» кинокритик Антон Долин.  
 
В материале «Медузы» киновед заметил, что «Чернобыль» Данилы Козловского больше напоминает голливудский блокбастер, чем одно-именный американский сериал. Пожарного Алексея Карпушина радиация не берет, и ему одному удается совершить подвиги, которые в реальности совершали разные люди: он и спасает своих товарищей из огня во время тушения реактора, и вывозит пострадавшего на скорой, и спускается в бассейн-барботёр, чтобы откачать воду под реактором. И после этого герой остается цел и почти невредим.   

В фильме «Чернобыль» взрыв снимает на подаренную камеру мальчик Алёша. Интересно, что первые документальные кадры, показывающие реактор внутри и снаружи после взрыва, запечатлел наш вологжанин Николай Кузнецов, сын адмирала Николая Кузнецова. Николай Николаевич, когда произошла чернобыльская катастрофа, был главным инженером Института атомной энергетики им. И.В. Курчатова.| Фото: кадр из фильма

Особо отметил главный редактор «Искусства кино» работу оператора Ксении Середы, которая также участвовала в съемках фильмов «Дылда», взявшего приз Каннского кинофестиваля, и «Звоните ДиКаприо».   
«Операторская работа удивительная — надеюсь, вам удастся это рассмотреть за сценарными условностями и огрехами (увы, слишком часто наш литературоцентричный человек обращает внимание только на это и дальше не идёт)», — пишет Антон Долин. 
 
На операторскую работу обратила внимание и вологодский киновед Татьяна Канунова. «Съемки пожара произвели сильное впечатление. В фильме показан героизм пожарных, которых ждала страшная участь — все они погибли буквально в первые две недели после катастрофы. Любовная история несколько разбавляет сюжет. Возможно, она нужна была, чтобы через простых людей показать события и сделать фильм более привлекательным для молодежи. Показан и судьба мальчика Алёши, но в конце непонятно, что же случилось с самим главным героем. Хотя мы подспудно догадываемся, что он получил смертельную дозу радиации, пока оставался на дне бассейна-барботёра», — поделилась она с «Премьером» своими впечатлениями. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ? 

По мнению Татьяны Николаевны, на фильм можно идти без подготовки, он должен вдохновить на изучение темы. Киновед сожалеет, что наш фильм вышел позже американского сериала. «Чернобыль» 2019 года производит более сильное впечатление и вполне реалистично показывает советскую жизнь того времени, хотя в некоторых моментах нагнетание ситуации и осуждение советского руководства там тоже чувствуется.  
 
Как признался Данила Козловский в интервью Ирине Шихман (бывшая тележурналистка, ведущая собственный видеоканал на YouTube), идея «Чернобыля» у него возникла еще задолго до выхода одноименного сериала HBO. Уже работая над фильмом, на съемках «Викингов» в Ирландии он узнал от коллег о об американском проекте, посвященном событиям в Чернобыле, и обрадовался этому. По словам актера, эта тема заслуживает того, чтобы о ней сняли не один фильм. 
 
«Мы не претендуем на документальную интонацию. Наша история в первую очередь о конкретной паре, о конкретном эпизоде в ликвидации аварии, через призму которого мы рассказываем о людях», — объяснил Данила
Козловский журналистке. 

ОБЫЧНЫЕ ГЕРОИ 

Режиссер старался сделать акцент на том, что персонажи «Чернобыля» — «герои поневоле». Они обычные люди и далеки от плакатных примеров для подражания: они боятся, сомневаются, не хотят принимать свой жребий.  
 
«Это специфичный фильм. Здесь показано начало трагедии: действия пожарных. Я не пожарный — я офицер химзащиты. Я прошел училище, Военную академию и ехал в Чернобыль уже подготовленным в этом вопросе. Многие же приезжали туда, не зная, что их ждет. Хорошо, что есть такие фильмы. Герой фильма вначале кажется бесшабашным парнем, а в итоге чувство долга в нем перевешивает. Раньше так и воспитывали, что кроме «хочу» есть слово «надо». И это «надо» перевешивает всё», — высказал свое мнение полковник химических войск вологжанин Николай Стариченков, командовавший отрядом ликвидаторов в июле-августе 1986 года.  
О работе Николая Фёдоровича на ЧАЭС «Премьер» писал в 2016 году в материале «Заговоренные», посвященном 30-летию аварии. Ликвидатор отмечает, что спустя месяцы после взрыва обстановка на станции уже была более спокойная, работа отлажена, были определены суточная и общая дозы радиации для солдат и гражданских, работающих на станции.  

Основной защитой ликвидаторов были респираторы, но они защищали только органы дыхания от попадания внутрь радиоактивной пыли.| Фото:  кадр из фильма

Как вспоминает заместитель председателя Совета Вологодской городской ООИ «Союз-Чернобыль», ликвидатор Сергей Норкин, иногда рабочий день на Чернобыльской АЭС длился 40 секунд.  

«Нужно было очень быстро подойти или подползти, поставить датчик и уйти. Мне довелось служить четыре месяца и побывать в двух разных организациях: служил в строительном батальоне, который чистил машинный зал АБК третьего блока и бетонировал оставшиеся пустоты под реактором, и АБК четвертого блока. Я работал на самом реакторе, видел его сверху с десятой отметки и снизу из бассейна-барботёра и сквозь скважину, которую бурила наша группа — лаборатории научного сопровождения объектоукрытия», — рассказывает Сергей Михайлович. 

Особенно ликвидатору запомнился запах спелой чернобыльской клубники, которую нельзя было есть. Сергей Норкин полагает, что авария стала предостережением человечеству. После чернобыльских событий отношение к атомной энергетике в мире изменилось в сторону ужесточения требований безопасности.  

Мнением о фильме с «Премьером» поделилось и молодое поколение. 

«Настолько тяжелая тема, трогающая до глубины души, катастрофа, но почему-то главный акцент сместили на парне, который половину фильма бегал за женщиной, от которой десять лет назад ушел, — высказалась о фильме вологжанка Виктория. — Да, фильм не исторический и не документальный, но как человек я хочу знать более точные подробности аварии, а этого в фильме нет. При этом никакой сюжетной линии, раскрытия персонажей, объяснения поступков: ты сидишь, на грудь положили пару тонн камней, переживаешь и не находишь выхода эмоций, потому что фильм заканчивается. Я не разочарована, но и не очарована — скомканные ощущения. К фильму у меня осталось больше вопросов, чем ответов: мне непонятно, на что режиссёр сделал акцент».  

31
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.