«Неправильная» монахиня

№23 (1227) от 15 июня 2021 г.

Выдержать длительный обет молчания, а затем начать петь рок смогла жительница Кирилловского района Татьяна Васильева.

Высокооплачиваемой должности судьи она предпочла монашество, совершила христианский подвиг – выдержала полуторагодовалый обет молчания, после которого начала... петь рок и стала родоначальницей нового литературного жанра – коза! Всё это – Татьяна Васильева из Кириллова, или, как привыкли её именовать, Татьяна Васса. Татьяна – её мирское имя, а Васса – монашеское.

«Монахиня в миру – это такая же монахиня, но живёт не в монастыре, не за церковной оградой, – объясняет Татьяна Викторовна, – а как обычный человек, который трудится, занимается какими-то делами, но при этом обязан соблюдать монашеские обеты – послушания, целомудрия и нестяжания».

О козах с иронией

Всем этим постулатам Васса соответствует: живёт в социальной квартире, богатств не имеет (если не считать двух подобранных с улицы собак, за которыми ухаживает, и продвигает идею создания приюта для бездомных животных), обет держит – помогает облагораживать церковь в селе Чарозеро Кирилловского района, которую когда-то восстанавливала вместе с односельчанами и благотворителями, а ещё… занимается творчеством. Изучает и сохраняет диалект севера Вологодской области, рассказывает на нём старинные белозерские сказки и сказки Кирилловского уезда, сохраняя красоту и уникальность вологодской речи. Пишет книги, стихи, статьи, богословские и философские труды… козы!

О зарождении нового литературного жанра писательница рассказывает так: «Я писала поэму «Фея с топором. Просто Женщина и Коза». Написала по главкам, с иронией, с философским подтекстом и поняла, что передо мной сверхдлинный стих. Такой формы изложения нет ни у басни, ни у сказки, ни у притчи. Я поняла, что это новая форма».

Жанр, который вышел из-под её пера в виде философии, изложенной в весёлом, ироничном виде, она назвала «козами». Почему именно так? «Наверное, по имени одного из главных персонажей, более часто повторяющемуся, Козы, которая символизирует в этих произведениях саму жизнь», – ответила Васса.

К слову сказать, автор полюбившихся многим небольших ёмких, колких, искромётных, поучительных произведений получила не только признание читателей на крупном российском литературном сайте «Проза.ру», но и  авторские права как основоположница жанра! Произведений авторства Татьяны Вассы много. Больше тысячи. Читателей в интернет-пространстве – около полумиллиона. Но книгой книг она называет «Книгу не для всех».

«Я даже не могу её назвать своей, хоть и подписано «Татьяна Васильева», – объясняет автор. – Она буквально сошла с небес. Всё-таки христианские подвиги дали свои плоды. Я, естественно, не призываю никого их совершать и брать обетов. Уверяю, это очень опасно. Но именно они открыли мне новые знания. Правда, некоторые вещи там есть такие, до которых я сама ещё не доросла. О будущем, о настоящем… Книга для тех, кто выходит за пределы религии. Религия – это костыль, как считаю, есть знания и другого, более высокого порядка. Наверное, это связано с развитием человеческого сознания».

Чарозерская молчальница

Путь Татьяны Васильевой до Татьяны Вассы был длинным. Она получила два образования – геологическое и юридическое. Работала в полевой геологии, а после юрфака Ленинградского университета – адвокатом, юрисконсультом, начальником юридического отдела. «Фактически в монашество я ушла с должности председателя третейского суда Мурманской области, а все документы были уже в областном арбитраже. Долго оформлялись документы, полтора года. Меня уже утвердили судьей, должна была выходить на работу, но я пошла дальше. Бог призвал. Когда Он зовет, не откажешься, – говорит Васса. – С точки зрения ума я должна была вцепиться в это место, очень денежное, с огромной пенсией… И служить Фемиде, но я предпочла служить Богу. Спросите, пожалела ли я о своём решении спустя время? Ни на секунду».

Она пела на клиросе, училась у профессиональных певчих, работала пресс-секретарем Мурманской епархии, когда вдруг пришла… к обету молчания.

«Неправильность» Татьяны Вассы притягивает к ней людей | Фото из архива Татьяны Васильевой

«Может быть, я думала, что это самый короткий путь к Богу. Обет молчания считается одним из самых опасных обетов. Дело в том, что когда ты молчишь, твои мысли начинают звучать очень сильно. Ты же не разговариваешь, остаешься наедине сама с собой и сама про себя очень много узнаёшь: кто ты такая, что думаешь. Помимо того, что обет очень эффективный, он очень опасный, – рассказывает Васса. – Я прочитала у святых отцов, что это может привести тебя к прелести. Прелесть – это когда ты про себя думаешь лучше, чем есть на самом деле. Полтора года длился мой обет молчания, и вдруг я про себя стала понимать, что я не такая, как другие люди. А это признаки прелести уже. Так нельзя. Ты не лучше. Сначала прелесть подбирается аккуратно – не в виде мыслей, а в виде какого-то высокомерного отношения, что ты особенная. И мне стало казаться, что если я еще немного в этом обете побуду, я вообще буду святая. Поэтому и решила из него выйти. Выходить из него было страшно, народ-то думал, я немая...»

За время молчания Татьяна успела пожить в Пскове (по житейским делам пришлось уехать) и даже выучиться там в автошколе! Естественно, все считали её инвалидом, и, видимо, поэтому, когда она сдавала на права, гаишник сказал: «Ну, в таксисты-то тебя не возьмут». Васса улыбнулась, мол, я и не хотела. Продала свой ноутбук, купила старенькую «шестёрку» и именно на ней впоследствии уехала в Кирилловский район, в село Чарозеро, где искала уединения и затворничества. «Жители Чарозера думали, что я инвалид, немая. Не разговаривает женщина… Потом узнали, что я монахиня, так как ездила в церковном облачении на службы в Ферапонтово», – вспоминает Васса.

Время петь

Она продолжала молчать и выживать на подаяния: «Кто-то продукты пошлёт, крупы. Семья военных присылала сухие пайки, которые им выдавали. Меня они очень выручали. Помню, соседка, Нина Докичева, царствие ей небесное, увидела трудное моё житьё и каждое утро у меня на крыльце оставляла пол-литровую баночку молока и половину буханки ржаного хлеба и молча уходила. Как она меня тогда выручила! Помогли мне уже после того, как прекратила своё молчание, и местный фельдшер Наталья Горохова, и сотрудники Кирилловской муниципальной аптеки в Чарозерском поселении, когда, понимая, что мне в свой допенсионный период не на что жить, взяли туда подрабатывать».

Тем не менее всё проходит, прошло и это. Настало время выходить из обета молчания. «Прихожу я в магазин и человечьим голосом молвлю: «Дайте мне хлеба, пожалуйста», –  эмоционально рассказывает Васса. – Шок был и у продавщицы, и у меня. Мы обе впервые за долгое время слышали мой голос… У нее такой вид был ошарашенный! Я извиняться сразу начала, мол, пожалуйста, простите, я не немая – я брала обет молчания. Нехорошо же это вышло перед людьми – невольный обман».

Вскоре в селе голос Татьяны Васильевой услышали не только в магазинах, но и на сцене! Она создала ансамбль «Чарозёрочка», которым успешно руководила, вводила в репертуар современные песни, а позднее прославилась как исполнительница песен в рок-жанре, выступала в Кириллове, Вологде, Череповце, Петербурге. Завоёвывала победные места в музыкальных фестивалях и прославляла своим талантом и креативом Кирилловский район.

Васса называет себя «неправильной монахиней». Тем не менее именно эта «неправильность» и притягивает к ней обычных и необычных людей. Таких же, как она: улыбчивых, идейных, понимающих, умных, всепрощающих и особенных. Таким, к примеру, был её духовный друг – отец Георгий (Мицов). Искусствовед, реставратор, служивший в одно время в Псковской епархии священником, а затем – в селе Теребени недалеко от Пушкинских Гор.

У Вассы особое мировоззрение. Быть может, поэтому и произведения её особенные, наполненные смыслами, показывающие честность, справедливость в разных формах и видах, людские пороки и слабости, с которыми мы боремся всю жизнь и не всегда выигрываем. Но это в жизни. В литературе места для подвигов, возможно, и больше. Тем более что Васса любит хеппи-энды.

Привязка к району: 
208
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.