Нестареющая классика

№11 (1215) от 23 марта 2021 г.

Премьерный показ спектакля «Мнимый принц» (0+) по одноименной сказке  Вильгельма Гауфа состоялся 18 марта. 

Действие разворачивается в древней Александрии. Главный герой — скромный и трудолюбивый портной Лабакан. Однажды его коллеги по цеху в шутку начинают расхваливать его благородную осанку, называя его прирожденным принцем. 

Слова насмешников вскружили Лабакану голову, и он корит судьбу за то, что та не дала ему знатного происхождения и обделила счастьем.

«Каждому свое ремесло», — делится древней мудростью со своим учеником мастер Саид. Но Лабакан уже вознесся мыслями выше «Александрийского столпа». И судьба дает ему шанс исполнить свою мечту, вот только какой ценой? И принесет ли это счастье герою? 

«Душа, а не лицо — истинный щит», — учит сказка.

Спектакль ставила болгарский режиссер Христина Арсенова, которая ранее работала в «Теремке» над созданием постановки по пьесе Уильяма Шекспира «Как вам это понравится».

В «Мнимом принце» задействована новая для вологодского театра система кукол — паркетные куклы. Они отличаются большими (практически с человеческий рост) размерами. Тело у них мягкое, а руки и ноги управляются актерами.  

«Они достаточно тяжелые, и с непривычки всё болит, ведь куклу приходится держать практически на вытянутой руке. Но есть интерес, а когда интересно, тогда несложно, и сам процесс поиска и работы с куклой захватывает. Этими куклами можно управлять вдвоем или в одиночку, но в одиночку только одной рукой: другая держит саму куклу. А если нужно двумя руками работать с предметом, тогда присоединяется партнер по сцене.

При этом зрители порой даже не замечают, что руки у кукол разные», — поделился с «Премьером» актер «Теремка» Валентин Овсянников. Он исполнил в спектакле роль мастера Саида и грозного Султана. 

Большой интерес у юных зрителей вызывают маленькие куколки — уменьшенные копии главных героев. 

Педагогам постановка тоже пришлась по вкусу. «Спектакль очень нравится учителям, потому что там есть воспитательный аспект. Они заявляют: «Это то, что мы должны говорить детям», — отмечает руководитель литературно-драматургической части театра Ольга Плисс.  По ее словам, пока спектакль смотрят только организованные группы в будние дни, но скоро он будет доступен и для семейного просмотра в выходные.

Спектакль «Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного» привезли в Вологду актеры Театра Романа Виктюка. Столичные артисты выступили на сцене Вологодского драмтеатра. 

Еще до начала действия зрители могли погрузиться в «удушающую атмо-сферу тоталитаризма». Режиссер Роман Виктюк учитывал при создании спектак-ля политическую обстановку, в которой писал роман Михаил Булгаков. 

На сцене возвышается каркасная пирамида, внутри которой громоздятся бюсты вождей пролетариата. Ближе всех к зрителю оказывается бутафорский Иосиф Сталин, показывающий ярко-красный язык. 

Действие начинается в психиатрической больнице, куда пролетарского поэта Ивана Бездомного привезли после его попыток привлечь внимание милиции к некоему интуристу. Врачи — они же сотрудники КГБ — с новым пациентом ласковы до боли. Они нежно уговаривают его не выходить за пределы больницы и в нужный момент успокаивают метким ударом по голове. 

Из романа в спектакле оставлены две основные линии: любовная (Мастера и Маргариты) и философская (события в Ершалаиме). Проделки свиты Воланда остаются за кадром. 

Глазами Ивана Бездомного зритель видит встречу с таинственным иностранцем на Патриарших, смерть Михаила Берлиоза и знакомство с Мастером. Последний предстает перед зрителем в черно-белом одеянии, напоминающем костюм доктора Фауста. Отсылки к знаменитому произведению Гёте неоднократно встречаются в спектакле: это и продекламированный эпиграф к роману, и отрывок из оперы Шарля Гуно «Фауст». 

В ершалаимских главах актеры Игорь Неведров и Павел Новиков перевоплощаются в Иешуа и Понтия Пилата. Всё в той же обстановке психиатрической больницы, сидя на медицинских каталках, ведут беседу об истине прокуратор Иудеи и арестант Га-Ноцри. А знаменитый бал у Сатаны проходит в тесном пространстве металлической пирамиды, где актеры, надев на головы бутафорские бюсты вождей, ходят и сталкиваются друг с другом.

 

Роль Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного» уже на протяжении 20 лет исполняет «секс-символ» Театра Романа Виктюка  Дмитрий Бозин (на фото второй слева). | Фото Алины Махлиной

Завершается спектакль речью товарища Сталина на предвыборном собрании избирателей  Сталинского избирательного округа, где он говорит о людях «неопределенного типа», которые представляют опасность для страны. 

Премьера «Мастера и Маргариты» состоялась в 2001 году. «Темные силы собрались для того, чтобы донести, наконец, истину, которую никто не хочет услышать», — заявил тогда Роман Виктюк на пресс-конференции, посвященной спектаклю. 

В свое время постановка вызвала неоднозначную реакцию в прессе. «Известия» спектакль окрестили «абсолютно бессмысленной нарезкой из популярного булгаковского романа». «Виктюк ставит так, словно статья за «антисоветскую агитацию» по-прежнему числится в УК», — писал «Коммерсант» о премьере.

Вологжане впервые увидели «Сны Ивана Бездомного» в 2007 году на фестивале «Голоса истории».

«Тогда всё показалось мрачным и не очень понятным, а сейчас по-другому, — поделилась с «Премьером» вологжанка Людмила Николаевна. — На одном дыхании смотрится. Даже не ожидала, что так легко будет восприниматься. Спектакль оставил очень яркое впечатление. Есть неожиданные приемы. И само по себе такой огромный роман уложить в спектакль — это невероятно! Роман Виктюк правда гениален. Жаль, что его земной путь завершился…»

«Образы, костюмы, свет, музыка и декорации идеально сочетаются друг с другом и не перегружены. Само по себе повествование идет плавно и гармонично. Я думаю, что те, кто роман Булгакова не читали или только о нем отдаленно слышали, не ушли из зала с ощущением какого-то недопонимания», — отметил зритель Александр Подхомутов.

28
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.