Невидимка

№11 (1215) от 23 марта 2021 г.

Руководитель литературно-драматургической части Вологодского театра кукол «Теремок» Ольга Плисс первой в Вологодской области освоила тифлокомментирование. О тонкостях этого непростого ремесла и сложностях его освоения специалист рассказала «Премьеру». 

В «Теремке» Ольга работает уже восемь лет, но ей кажется, что всю жизнь. Хотя самый первый опыт знакомства с кукольным театром не предвещал крепкого и взаимного чувства. 

«Мы с родителями пришли на уличный спектакль. Он проходил в сквере, актеры работали за ширмой. Было очень много народу, видно плохо, душно, жарко, хотелось лимонада, но родители просили подождать, посмотреть спектакль», — вспоминает Ольга.

Надолго у девушки закрепилось представление о кукольном театре как об уличном балагане с перчаточными куклами. Но потребность в театральном искусстве постепенно прорастала в сердце. Позже Ольга открыла для себя ТЮЗ и драматический театр, потом во время учебы на историческом факультете в Вологодском пединституте посещала театральную студию, а в «Теремке» перед ней предстал мир искусства кукольников во всем своем разнообразии. 

Ольга Плисс: «Первым выйдет спектакль «Жизнь человека» в драмтеатре. Я понимаю, что даже для тифлокомментатора с большим опытом такой материал — это профессиональный вызов. Но это безумно интересно, и я чувствую азарт сделать этот спектакль. Это очень сложно, потому что столько условностей, столько символов как в самой пьесе, так и на сцене. Такой сильный литературный материал ни в коем случае нельзя перекрывать. Моя задача — сделать такой тифлокомментарий, который бы в соединении с восприятием текста со сцены, ощущениями давал бы полную картину происходящего на сцене». 

Теперь Ольга Плисс хочет разделить эти радостные ощущения от познания театра с людьми, для которых обыкновенный поход на спектакль — целое испытание. 

Тифлокомментированием руководитель литературно-драматургической части заинтересовалась, когда Вологодский театр кукол посетили специалисты по организации доступной среды. 

«Мы составили план, как постепенно театр сделать доступным для людей с разными возможностями здоровья. Тогда и был поднят вопрос о такой социальной услуге, как тифлокомментирование, но он не стал первоочередным, так как сначала нужно было адаптировать пространство театра: сделать пандусы, провести реконструкцию входной группы и зрительного зала, чтобы мы могли принять людей, передвигающихся на инвалидных креслах, приобрести специальный подъемник для них и многое другое. А тифлокомментирование значилось в планах на ближайшее будущее, но мне стало интересно, что это за специалисты и где их обучают», — рассказывает Ольга Плисс.

ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД

Как оказалось, в России только одно учебное заведение имеет лицензию на подготовку тифлокомментаторов — Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых. 

Трехнедельный курс там стоит около 100 тысяч рублей  плюс проживание в Москве. Для театра сумма была бы неподъемной, но Ольгу выручил грант по программе «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Конкурс проходил летом 2020 года. 

Кандидаты на обучение тифлокомментированию (даже те, кто собирается учиться платно) проходят строгий отбор. На этапе подачи заявок участников тестируют: проверяют кругозор, умение грамотно излагать свою мысль.

В пандемию такое собеседование проходило в дистанционном формате. 

Тифлокомментатор — это специально обученный человек, который создает описание предмета, пространства или действия так, чтобы они стали понятными незрячим или слабовидящим людям.

«В некоторых вопросах я уже понимала, что экзаменаторы не столько содержание самого ответа оценивают, сколько слушают мою речь: четкость, внятность, звучание голоса», — делится впечатлениями тифлокомментатор. 

Когда Ольга прошла отбор, радости не было предела. Однако три недели интенсивного обучения потребовали немалых усилий и кардинальной перестройки мировосприятия. 

«У нас была группа из 16 человек со всех городов России. Это были люди самых разных профессий. Но стресс испытывали все. Занятия проходили с утра до вечера, домашнее задание иногда делали по ночам. Поначалу мало что получалось. Приходилось преодолевать себя, учиться по-другому смотреть на привычные вещи, чтобы рассказать о них людям с особенностями зрения». 

Курсами руководил автор российской концепции тифлокомментирования Сергей Ваньшин. Он сам незрячий человек и разработал курс, опираясь на свой и зарубежный опыт аудиодискрипции. 

«С первого дня Сергей Николаевич от нас требовал, чтобы мы рассказывали так, что каждому было понятно. Убирали лишние эмоции, воду, свою личность, потому что, конечно, хочется сказать так, чтобы все поняли, какой ты умный, начитанный, но это не нужно. Нужно чтобы незрячий человек видел только картинку, которую тифлокомментатор описывает, а не самого тифлокомментатора», — объясняет Ольга. 

МЕЧТА

Вологжанка сравнивает тифлокомментирование с работой кукольника в театре. 

«Они тоже должны становиться невидимыми на сцене, чтобы зрители обращали внимание только на куклу, а не на артиста, — поясняет руководитель литературно-драматургической частьи. — Это сложно. Зная свою страсть к обилию слов, свой тифлокомментарий я редактирую до бесконечности. После первой редакции кажется, что убрать больше ничего нельзя, а потом оказывается, что это не только возможно, но и нужно сделать, и текст сокращается в разы». 

В России это направление молодое. Пока оно практикуется в основном в столице. Так, в Московском Губернском театре спектакли с тифлокомментированием существуют уже с 2011 года. 

В Вологодской области эта социальная услуга в новинку. «Теремок» и Вологодский драмтеатр, выигравшие грант фонда «Искусство, наука и спорт», будут первопроходцами в этом отношении. Сейчас работа в обоих театрах уже кипит. Со дня на день ждут необходимую аппаратуру. 

Два спектакля с тифлокомментированием представят в вологодских театрах этой весной. 

«Записать тифлокомментарий к спектаклю, как это делается к фильмам, невозможно, поскольку спектакль — это живая материя. Проводится прямое скрытое тифлокомментирование. Незрячим посетителям при входе в зал выдают наушник и портативный приемник. Тифлокомментатор, находясь в специальном помещении, через передающее устройство дает комментарии к происходящему на сцене. Иногда приходится импровизировать вслед за актерами», — объясняет Ольга Плисс.

Перед спектаклем зрителям будут рассказывать об особенностях постановки, ведь многие незрячие и слабовидящие вологжане не имеют представления о том, что такое тифлокомментирование. «Моя мечта, чтобы тифлокомментирование стало обычной практикой во всех театрах области», — говорит специалист.

В последствии Ольга хочет выйти за рамки театра, так как получила универсальные умения и навыки: на курсах их учили комментировать не только постановки, но и экспозиции музеев, концертные программы, спортивные мероприятия. Со временем Ольга хочет предложить свою помощь в этом направлении и другим учреждениям культуры Вологодчины. 

37
0
Похожие статьи
  • 20 мая' 19 | Театр

    Поиграть в абсурд приглашает Вологодский драматический театр. 15 мая на малой сцене состоялась премьера спектакля «Человек из Подольска» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова.

    90
    0
  • 05 января' 21 | Театр

    12 спектаклей за четыре дня показал вологодским зрителям Саратовский театр кукол «Теремок».

    27
    0
  • 04 декабря' 20 | Театр

    Нешуточное сражение разыгралось на сцене Вологодского драматического театра. Премьера спектакля «Баба Шанель» по одноименной пьесе Николая Коляды состоялась 20 ноября.

    85
    0
  • 19 августа' 20 | Кумиры

    20 августа исполняется 80 лет актрисе Вологодского областного драматического театра, заслуженной артистке России Светлане Трубиной.

    262
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.