Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Общий знаменатель

№4 (1208) от 2 февраля 2021 г.

Минздрав планирует вернуться к согласованию кандидатур глав региональных департаментов здравоохранения.

В 2015 году соответствующая процедура была отменена, с тех пор в разных регионах назначение происходит по-разному. 

В 2019 году президент дал поручение проработать новый порядок согласования кандидатур на должности руководителей региональных департаментов и министерств здравоохранения. Пандемия коронавируса стала дополнительным стимулом для введения нового порядка. Наконец, в конце минувшего января Государственная дума в первом чтении утвердила правитель-ственный законопроект, о дальнейшей судьбе которого волноваться не приходится.

Хорошо забытое старое?

Процедуры согласования начальников региональных органов власти — не такая большая редкость. Например, буквально в середине минувшего января вологодский губернатор утвердил новый порядок назначения на должность начальника Департамента финансов. Согласно ему, материалы на кандидатов на должность направляют в федеральный Минфин на проверку, которые там рассматривает соответствующая комиссия. Что же касается системы здравоохранения, то аналогичную процедуру практиковали до 2015 года, а затем отменили.

Некоторые регионы продолжают проводить согласование в министерстве. Например, когда в 2018 году назначали на должность нынешнего начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Сергея Бутакова, ключевое решение по его кандидатуре принимали именно в Москве. В процессе он, в частности, встречался с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. Но это было сделано в большей степени по инициативе региональной власти, обязательств перед федералами у главы региона не было. Теперь же процедуру назначения всех начальников региональных департаментов здравоохранения хотят подвести под общий знаменатель.

 

Кандидатуру ныне действующего руководителя областного Департамента здравоохранения Сергея Бутакова (на фото — в центре) утверждали в Москве. | Фото с сайта GorodChe.ru

«Сложные задачи в сфере здравоохранения диктуют необходимость предъявления определённого набора знаний, навыков и компетенций к руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации. Оценка таких знаний и компетенций будет происходить в рамках предлагаемой законопроектом процедуры согласования. При этом выбор кандидатов на должность региональных министров здравоохранения по-прежнему будет оставаться за главами регионов. Минздрав в этом процессе будет лишь в роли согласующего. Сохранится также автономия губернаторов при принятии решения об освобождении соответствующих лиц от должности», — заявила 26 января на пленарном заседании в Госдуме заммини-стра здравоохранения Александра Дронова.

Председатель думского Комитета по здравоохранению, единоросс Дмитрий Морозов склонен увязывать предложенный законопроект с принятыми в прошлом году поправками в Конституцию. «К полномочиям Российской Федерации добавлен вопрос установления единых правовых основ системы здравоохранения и в этой связи, конечно же, проведения единой кадровой политики в нашей системе медицины, которое коррелирует с новыми условиями усиления централизации властных полномочий в сфере охраны здоровья», — заявил он.

Изначально в законопроекте была прописана также процедура отзыва руководителя регионального здравоохранения с должности. Кроме того, там была прописана процедура отзыва согласия со стороны министерства. Но затем эти положения из него убрали, по словам Александры Дроновой, по итогам обсуждения с регионами. В редакции первого чтения положительное заключение на законопроект направили 60 регионов. По всей видимости, министерство таким образом решило избежать трений с регионами, о возможности которых при согласовании кандидатур говорил справедливоросс Игорь Моляков.

ШКВАЛ ПРОБЛЕМ

Проблемы в здравоохранении очевидны для всех фракций, и особенных возражений законопроект не вызвал. На фоне проблем в здравоохранении при борьбе с пандемией коронавируса ушли в отставку министры здравоохранения Ставропольского края, Омской и Астраханской областей, Республики Коми. 

«Практически во всех субъектах вскрылось огромное количество проблем в здравоохранении, в том числе и по поводу эффективности работы руководителей. Ведёт ли министерство анализ по показателям работы министерств? Мы знаем, что часть министров уже ушла в отставку. И будете ли настаивать после принятия этого законопроекта на увольнении неэффективных министров, не дожидаясь окончания срока их полномочий?» — заявил депутат от ЛДПР Сергей Натаров.

Единоросс Борис Менделевич напомнил также о петиции медработников Кургана к президенту о ненадлежащем исполнении своих обязанностей региональными чиновниками от здравоохранения. 

«Пандемия новой коронавирусной инфекции обнажила действия, а точнее, бездействие некоторых руководителей органов региональной исполнительной власти в сфере здравоохранения, — заявил господин Менделевич. — Единая государственная политика в сфере охраны здоровья граждан — это необходимое условие для обеспечения единых стандартов оказания качественной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в соответствии с новыми нормами нашей Конституции».

Оценка профессиональных знаний и компетенций кандидата на должность руководителя регионального здравоохранения будет происходить в рамках предлагаемой законопроектом процедуры согласования. 

Возврат к системе федеральных согласований кандидатур на посты руководителей регио-нальных органов здравоохранения спровоцировала именно пандемия коронавируса, заявила Александра Дронова. «Мы исходим из того, что это должен быть человек, который имеет опыт в системе здравоохранения, имеет медицинское образование. У него должны быть дополнительные навыки: управленческие, по управлению финансами, управлению персоналом, понимание правовых основ деятельности системы здравоохранения. С тех пор (с 2015 года, когда согласования отменили. — Прим. ред.) изменились условия в здравоохранении, ситуация, которая существует сейчас, однозначно предъявляет требования, чтобы федеральные и региональные власти работали единой слаженной цепью, структурой по борьбе с теми вызовами, которые выпали на долю систему здравоохранения».

Депутат от «Единой России» Алексей Альшевских поставил вопрос об ответственности за кадровые назначения. Но никакой особенной ответственности в законопроекте, видимо, не будет. 

«Руководитель, который назначит на соответствующую должность руководителя органа исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения, всю полноту ответственности за свои действия в должности несёт сам в соответствии с действующим законодательством», — ответила ему Александра Дронова.

Алексей Куринный из КПРФ похвалил законопроект, но заявил, что для радикального улучшения ситуации нужно сделать ещё больше. 

«Нужен план работы над системой здравоохранения, и он должен быть комплексным, — заявил он. — Вторым шагом должен быть перевод территориальных фондов обязательного медицинского страхования под полный федеральный контроль. Деньги федеральные, они распределяются правильно, но тратят их, к сожалению, не всегда здорово. Федеральные средства перерас-пределяются и закрывают региональные недовыполненные полномочия».

150
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.