Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Обязательная реформация

№1 (1102) от 8 января 2019 г.

Сейчас «вилка» тарифов по ОСАГО на каждый вид транспорта устанавливается регулятором. | Фото с сайта cs8.pikabu.ru

В 2019 году Вологодская область станет одним из первых российских регионов, на котором будет опробована система либерализации полиса ОСАГО.

Реформаторы обещают по­этапный переходный период на новые расчеты стоимости, а эксперты уже заявляют, что цена полиса станет на 20% выше для водителей, которые чаще нарушают правила и провоцируют высокую аварийность.

Сгорели на работе

Не первый год страховщики говорят о плановых убытках от ОСАГО. В минувшем, 2018 году с рынка ОСАГО по разным причинам ушли еще 7 страховых компаний. По итогам 11 месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО в России составила 66 625 рублей. Это на 13% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом сами страховщики констатируют, что выплаты сократились не из-за снижения ДТП, а из-за роста числа отказов в урегулировании убытков. Кроме того, частично выплаты перешли на «натуральное возмещение». При этом средняя цена полиса ОСАГО в Вологодской области сегодня составляет 5,7 тысячи рублей.

Однако эксперты отмечают, что всё больше автолюбителей вообще не оформляют «автограж­данку», при этом точное количество незастрахованных назвать не может никто, поскольку сегодня всё чаще на дорогах сотрудников ГИБДД заменяют камеры, фиксирующие нарушения. Видео- и фотокомплексы, констатирующие отсутствие полиса ОСАГО есть пока только в Москве. С сентября они работают в тестовом режиме. В дальнейшем такой функцией планируется снабдить и остальные российские регионы.

«По этой причине автолюбителю иногда проще заплатить штраф в 400 рублей (1/2 суммы) за отсутствие полиса ОСАГО, чем приобретать страховку за 6-8 тысяч рублей», — констатирует автоюрист Андрей Воронов.

Такая ситуация не устраивает ни страховые компании, ни самих автолюбителей. В итоге еще в 2016 году заговорили о необходимости реформы ОСАГО по принципиальному изменению подходов к тарификации. И начнется реформа уже в январе 2019 года с Вологодской области после вступления в силу указания Центробанка.

Цель реформы — уход от уравнительной системы к индивидуальному справедливому тарифу. 

Отпустить тарифы

Напомним, сейчас «вилка» тарифов по ОСАГО на каждый вид транспорта устанавливается регулятором. Согласно новым поправкам в закон об ОСАГО, грядёт либерализация — страховщики смогут самостоятельно устанавливать ставку тарифа внутри утвержденных Центробанком базовых значений.

«Во всех странах с нашим уровнем проникновения автомобилей в жизнь людей уже давно ОСАГО — это базовое каско, цена которого не является фиксированной. Почти во всех странах есть нижняя граница цены, чтобы не было демпинга, и верхняя граница — чтобы не было завышения тарифа. Но такого жесткого тарифообразования, невозможности варьировать цену в зависимости от того, как водят люди, в развитых странах нет», — прокомментировал цель реформы президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Цель реформы — уход от уравнительной системы к индивидуальному справедливому тарифу. По проекту, который разработал Минфин России, реформа разделена на два этапа. Первый этап предполагает с 1 января 2019 года расширение коридора базовой ставки тарифа для легковых автомобилей физических лиц на 20% вниз и вверх. Сейчас этот диапазон составляет 3432–4118 рублей. 

С 1 января он должен составить 2746–4942 рубля. Сами водители будут разделены на 58 категорий по возрасту и стажу вместо действующих четырех. В зависимости от категории и будет даваться скидка.

Второй этап либерализации стартует 1 сентября 2019 года и предполагает поэтапную отмену коэффициента мощности, а с 1 сентября 2020 года — территории. Вместо этого страховые компании получат право устанавливать базовый тариф с отклонением сначала на 30%, а затем на 40% вверх и вниз от границ коридора. Вынося решение по тарифу, страховщик будет учитывать характеристики автомобиля, цели его использования, манеру вождения автолюбителя. При этом максимальный размер страховой премии по ОСАГО, согласно поправкам, не сможет превышать трёхкратного значения базовой ставки тарифа.

В конце реформы будут введены в оборот три полиса ОСАГО с разными вариантами лимитов. Первый «экономвариант» 500 тысяч рублей за вред жизни и здоровью и 500 тысяч рублей за вред имуществу. Второй вариант — соответственно 1 миллион и 2 миллиона рублей. Кроме того, Минфин предлагает запустить в продажу полисы ОСАГО со сроком действия до 3 лет.

Автолюбителю иногда проще заплатить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, чем приобретать страховку.

Пусть сами заплатят

«Вряд ли можно спорить с тем, что в тарифах ОСАГО нужно заложить финансовую мотивацию ездить аккуратно и соблюдать правила, — говорит исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования» Павел Самиев. — Но опасения высказываются такие: не получится ли так, что тариф просто вырастет для всех? Действительно ли сработает индивидуализация тарифов в пользу «хороших» водителей? Получится ли снизить объем мошенничества, которое «съедает» деньги и страховщиков, и страхователей?»
Мнения по предстоящей реформе ОСАГО очень разные.

«Что такое по сути реформа ОСАГО? Да это просто уход от государственного регулирования, — считает автоюрист Андрей Воронов. — То есть страховые компании получают от свободных тарифов большую прибыль. Соответственно, автолюбители заплатят на порядок больше за покупку полиса».

«Не думаю, что ОСАГО должно покрывать все убытки. Если человек волнуется и не уверен в своих навыках вождения, то пусть за дополнительную плату увеличит данный порог в добровольном порядке», — высказывает свою точку зрения директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

А тем временем в конце 2018 года в Государственную думу был внесен еще один законопроект, который расширяет возможности полиса автогражданской ответственности и позволит водителю управлять другим автомобилем той же категории без вписывания его в другой полис.

В настоящее время, если по вине вписанного в полис водителя происходит ДТП, то стоимость полиса для владельца возрастает в любом случае. Благодаря обновленному законопроекту россияне смогут самостоятельно выбирать, какой вид договора ОСАГО — привязанный к водителю или автомобилю — является для них наиболее выгодным.

305
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 25 декабря' 18 | Реклама

    До начала работы новой схемы по обращению с мусором осталась неделя. «Премьер» разобрался, что ждет жителей нашего региона.

    284
    0
  • 07 декабря' 17 | Транспорт

    Дочерняя компания ОАО «РЖД» требует у правительства Вологодской области повысить тарифы на пригородные электрички.

    276
    0
  • 18 июня' 19 | Об этом говорят

    С 1 июля в Вологодской области вырастут тарифы на свет и газ, а бензин уйдёт в «свободное плавание». 

    75
    0
  • 10 октября' 18 | Реклама

    Хотя региональную схему по обращению с бытовыми отходами утвердили ещё год назад, а региональных операторов определили в апреле, для многих это нововведение оказалось огромной неожиданностью.

    636
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.