Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Один и без оружия

№26 (1179) от 7 июля 2020 г.

Зная Елькина, его боевые товарищи не сомневались: во время своего последнего вылета он пошёл на какой-то отчаянный риск.  | Фото с сайта wikimedia.org

12 сентября 1943 года английская авиаразведка доставила из норвежского Альтен-фьорда бесценные сведения о месте базирования гордости Германии — линкора «Тирпиц», позволившие осуществить против этого фашистского корабля подводную диверсию. В действительности же англичане использовали данные уроженца Никольского уезда Вологодской губернии Леонида Елькина, впоследствии Героя Советского Союза.

Его заслуги признали: в мае 1944 года он был посмертно награжден орденом Британской империи V степени.

Но имя этого выдающегося воздушного разведчика, из-за ранения ослепшего на один глаз, а потом не вернувшегося с очередного задания и ставшего главным героем документальной повести Александра Ткачёва «Охота на «Тирпица», по-прежнему замалчивается в трудах западных историков войны. А вот в России он, например, включён в изданный в 2002 году энциклопедический словарь спецслужб «Разведка и контрразведка в лицах»...

Леонид Ильич Елькин (1916-1944) — командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка военно-воздушных сил Северного флота. За годы Великой Отечественной войны капитан Елькин произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций и военно-морских баз врага. А ещё Елькин перевозил раненых, доставлял боезапас и продовольствие спецгруппам, находившимся в глубоком тылу противника. Неоднократно встречался в воздухе с самолётами противника и выходил из боевых столкновений победителем.

Что с ним случилось в последнем полёте — загадка до сих пор.

Три родины

На право называть Леонида Елькина своим Героем претендуют две области (Вологодская и Костромская) и даже Москва: его имя внесено в дополнительный том московской Книги Памяти.

Сам же он считал себя вологодским. Во всех документах, заполненных на него кадровиками ВВС Северного флота, местом его рождения значится Вологодская область.

19 февраля 1944 года Елькин был командирован в Москву, где получил высшую награду из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина. | Фото с сайта взглядизпрошлого.рф

Родился будущий герой 19 марта 1916 года в семье сельского учителя в деревне Малый Завраг Никольского уезда Вологодской губернии. Тут-то и становится понятно, почему Елькин считается Героем сразу двух областей: этот населённый пункт позже войдёт в Вохомский район, который в 1937 году выделится из бывшего Никольского уезда, а в 1944 году будет передан в Костромскую область (ныне это Павинский район).

Семья Елькиных в двадцатые годы покинула Малый Завраг, переехав в Великий Устюг. Здесь Лёня начинал учиться в школе. А через год Елькины навсегда поселяются в Москве (вот вам и третья родина Героя!). В столице юноша поступил в авиационный техникум, а в 1935 году Леонида направляют в Ейское военно-морское авиационное училище. В 1937 году он получает назначение в Заполярье, в ВВС Северного флота. Участвует в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. За короткий срок этой военной кампании совершил 85 боевых вылетов.

«Подарок» от подлодки

С первых дней Великой Отечественной Елькин — летчик 118-го разведывательного авиаполка.

При выполнении задания по поис­ку новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Елькина был обстрелян немецкой подводной лодкой и получил тяжёлые ранения в голову, лишился одного глаза. После госпиталя вернулся в свой полк и, несмотря на то, что был признан негодным к службе, добился разрешения продолжать полёты. С сентября 1943-го — командир авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Но главный подвиг был впереди.

Благодаря информации, добытой Елькиным, английским подводникам удалось нанести повреждения «Тирпицу» (на снимке линкор запечатлён в норвежском Альтен-фьорде) и на полгода вывести его из строя. | Фото с сайта wikimedia.org

Охота на линкор

В конце августа 1943 года из Англии в СССР, в порт Мурманск, на эскадренном миноносце прибыло подразделение британской воздушной разведки. Тройка «спитфайров», выделенная в его распоряжение, вскоре приземлилась на аэродроме под Мурманском. Самолёты были оборудованы для ведения фоторазведки. К операции под кодовым названием «Брон» (цель — уничтожить фашистский линкор «Тирпиц») привлекались также шесть океанских подводных лодок и шесть карликовых субмарин.

Но вот беда: из-за плохой погоды английские лётчики-разведчики никак не могли сделать снимки Альтен-фьорда, где базировался линкор. Операция оказалась на грани провала. И тогда 12 сентября в 14:30 в этот район вылетел капитан Елькин. Над всей акваторией фьорда — заряд дождя и мокрого снега. Летчик снизился до пятидесяти метров, но и на такой высоте видимость нулевая. Возвращаться? Ни в коем случае. Запас горючего позволяет кружиться над фьордом, тем более что никто по его «спитфайру» ни разу не выстрелил.

Через полчаса непогода несколько утихомирилась. И тотчас береговая и корабельная зенитная артиллерия открыла по одинокому самолету огонь из всех стволов. Тем не менее капитан снизился до бреющего и трижды пролетел над фьордом, фотографируя все крупные корабли.

Когда спустя шесть часов со времени вылета его самолет приземлился на своем аэродроме, англичане не поверили, что он сумел выполнить задание. А когда на снимках увидели фашистские линкоры, стреляющие по самолету, и всю вражескую морскую базу, недоверие сменилось восхищением. По их признанию, советский летчик совершил невозможное: фотографировал с бреющего полета, в то время как английские летчики ниже пяти тысяч метров не спускались: на этой высоте «спитфайры» были для зениток недосягаемы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое воспитание подчинённых и образцовое руководство эскадрильей капитан Елькин был удостоен звания Героя Советского Союза.

А 29 февраля 1944 года он не вернулся с задания, производя разведку в район Нарвика (Норвегия)...

Леонид Елькин охотился на фашистский линкор на самолёте «Спитфайр» (англ. Spitfire, в буквальном переводе — «злюка, вспыльчивый»). Всего было собрано более 20 тысяч «спитфайров», часть машин досталась СССР по ленд-лизу. | Фото с сайта wikimedia.org

Последний вылет

В отчёте о боевой деятельности 118-го разведывательного авиаполка за первый квартал 1944 года есть такие строки в графе «Потери материальной части»: «29.02.44 г. «спитфайр», вылетевший на разведку порта Нарвик, с задания не вернулся».

В дневнике адмирала Головко под той же датой читаем: «Не вернулся с разведки Елькин. Ходил на «спитфайре» до Нарвика. Видимо, не хватило горючего. Мог встретить на высоте ветер. У него на самолёте запас продовольствия на 1,5 месяца. Хочется верить, что Елькин сможет добраться до своей территории. Во всяком случае, думаю, что он жив».

Последние слова, которые услышали от Елькина на командном пункте полка, были: «Атакован «фоккерами...»

Он не мог даже вступить в бой с истребителями противника. Потому что бортового оружия на «спитфайре»-разведчике не было никакого — не положено. А три фотопулемёта никого не защитят...

На территории Музея ВВС Северного флота Леониду Елькину установлен памятник. Имя Героя увековечено в числе имён 898 летчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Северного флота, погибших в боях 1941-1945 годов, чьих могил нет на земле. Имена высечены на каменных плитах мемориала, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива, в посёлке Сафоново.

352
0
Похожие статьи
  • 1600 км на велосипедах преодолели студенты педагогического института в честь 30-летия Победы.

    194
    0
  • В Год памяти и славы проходит множество мероприятий и акций, посвященных 75-летию Великой Победы. «Дороги памяти» — один из масштабных проектов, охватывающих всю страну.

    78
    0
  • В годы Великой Отечественной войны вологодские железнодорожники сражались за Родину не только на передовой, но и на своих рабочих местах.

    200
    0
  • Свой вклад в Победу вносили не только взрослые, но и дети. Их мамы заменяли мужчин на трудовом фронте. Домохозяйки осваивали профессии токарей, радистов, плотников. И дети тоже не отставали: школьники помогали колхозам, присматривали за младшими.

    54
    0
  • В Пионерском парке города Сокола вот уже полвека стоит памятник двум Героям Советского Союза одновременно — Николаю Мамонову и Сергею Орешкову. И хотя надпись на нём гласит: «Вечная слава героям-сокольчанам», погибшие в Великую Отечественную Мамонов и Орешков родились отнюдь не в Соколе.

    476
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.