Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Одна на миллион

№42 (1246) от 26 октября 2021 г.

Череповчанка хочет сделать поэтическую перепись России.

Увидеть проблему, придумать решение, а потом получить на это серьёзный грант. Череповецкая учительница русского языка и литературы, заместитель директора Центра образования имени Ивана Милютина Анна Горушкина увидела способ приобщить школьников к литературе, заодно создав новый инструмент для туристов. Поможет ей в этом грант некоммерческой организации «Обрсоюз». Его Анна получила по итогам Всероссийского конкурса и форума «СОТ» («Сквозные образовательные траектории»), победив в одной из шести номинаций.

Подбирать материалы для своего проекта Анна Горушкина начала, изучая творчество Наты Сучковой, Марии Суворовой и Леты Югай. | Фото из личного архива Анны Горушкиной

Выбор на всю жизнь

Когда Анна Горушкина оканчивала школу, то очень хотела стать журналистом. Проблема в том, что бюджетных мест для этой специальности в Череповецком госуниверситете не было. Изучив все возможности, она решила пойти на филфак. Это был поворот судьбы, который было не так просто принять, признаётся Анна. Но почти сразу выяснилось, что это именно то, чего ей хотелось от жизни.

«С первой лекции я поняла, что это моё, что мне нравится специальность, на которую я поступила. Пока я училась, я даже не думала, кем я буду работать, мне было важно, что мне нравится учиться, – рассказывает наша героиня. – Оказалось, что я попала туда, куда должна была попасть. Я до сих пор не могу определиться, кто я – лингвист или филолог, мне нравятся обе специальности. После окончания университета я сразу же поступила в аспирантуру, а потом защитила кандидатскую диссертацию, и по ней моя специализация – русский язык».

Во время учёбы в ЧГУ Анна впервые приняла участие во всероссийских фестивалях. В 2014 и 2015 годах она участвовала в «Российской студенческой весне», отбор на которую проходит в несколько этапов. В 2015 году она стала лауреатом на общероссийском уровне в номинации «Художественное слово», в рамках которой участники соревнуются в чтении художественных текстов. Анна читала стихи Ольги Берггольц, посвятив своё выступление  70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участие в конкурсе и форуме «СОТ» для Анны стало первым в своём роде. Более того, эта была её первая попытка написать заявку на грант, и результат сразу же стал стопроцентным. Заявки на конкурс принимали с 1 июня, а форум «СОТ» прошёл в Ялте с 15 по 17 октября. В его программе были тренинги, круглые столы, участники разрабатывали форсайты, участвовали в панельных дискуссиях и проводили открытые уроки. Среди партнёров форума – Минпросвещения РФ, Российская академия образования, издательство «Просвещение», Российское движение школьников и другие.

Всего в конкурсе «СОТ» шесть номинаций – «Здоровье» (победитель – Вероника Кобелева из Краснодарского края), «Социальное партнёрство» (победитель – Ольга Белькова из Петербурга), «Цифровизация» (победитель – Наталья Иванова из Чувашии), «Проектная деятельность» (победитель – Максим Чередниченко из Томской области), «Культурное многообразие» (победитель – Анна Горушкина из Вологодской области) и «Непрерывное образование» (победитель – Ольга Репина из Татарстана). Также в рамках номинации «Социальное партнерство» эксперты приняли решение поддержать проект Татьяны Садовничевой из Алтайского края.

Победители в номинациях получили гранты до миллиона рублей и могут реализовать инновационные проекты при поддержке «Обрсоюза». Финалисты конкурса, занявшие второе место, тоже не остались без призов – для них организаторы подготовили планшеты, которые пригодятся педагогам в дальнейшей работе. При этом все участники форума получат сертификаты, а самые активные – ценные призы от партнеров и организаторов.

В двух из шести номинаций конкурса «СОТ» победили представители СЗФО. | Фото предоставлено организаторами

Отечество – вся Россия

Идея у Анны Горушкиной очень простая. Она хочет сделать интерактивную карту России, где каждому региону будет соответствовать подборка стихов, в которых разные современные авторы упоминают местные города, сёла или улицы. В идеале это мог бы быть интернет-сайт или приложение для смартфона, в котором воплощена эта идея. У филологов это называется репрезентацией топоса через художественный текст.

«Современная литература отражает нашу эпоху. К примеру, Петербург Достоевского – это не совсем тот Петербург, который мы знаем сейчас, – объясняет концепцию проекта Анна Горушкина. – Началось всё с того, что я несколько лет назад защитила кандидатскую диссертацию по творчеству Али Кудряшевой, которое содержит много топонимических отсылок. После этого я заинтересовалась и топонимическими реалиями Вологодской области, для этого изучала творчество Наты Сучковой, Марии Суворовой и Леты Югай».

Помощь Анна уже получает от коллег-педагогов из других регионов. К примеру, она участвовала в летней школе учителей литературы, которая проходит на родине Льва Толстого в Ясной Поляне под Тулой. Среди прочего участники обсуждают современную литературу, современных российских авторов. Теперь участники летней школы, которых Анна знает лично, подключаются к этой работе. Не останутся в стороне и участники и победители номинаций конкурса «СОТ», которые уже договорились помогать друг другу в реализации проектов, получивших гранты.

«Есть ошибочное мнение, что сейчас ничего не пишут, что нет хороших современных авторов и хороших современных книг, что в современной российской литературе непонятно что происходит, что всё закончилось на Бродском, – рассуждает Анна Горушкина. – Школьная программа по литературе действительно кончается на шестидесятниках. Но сейчас есть очень много хорошей литературы, в том числе детской и подростковой, которую стоит читать. По моим наблюдениям, детям гораздо интереснее знакомиться с современной литературой, а классическая литература даётся им с огромным трудом».

Проблема, которую предстоит решить в рамках проекта, состоит в следующем. В школе есть такой предмет, как родная литература, в рамках которой ребята изучают литературу родного региона. Но если предмет существует, то учебников по нему нет. По-этому перед каждым учителем стоит серьёзная проблема, как быть. Анна Горушкина полагает, что может хотя бы отчасти заполнить этот пробел. Таким образом, реализовав свой проект, она принесёт реальную пользу и педагогам, и филологам, и туристам. В первую очередь поэтическую карту России можно будет применять как учебное пособие на уроках по литературе и истории родного края.

Проект нужно реализовать в течение года – к октябрю 2022-го года. «То, что я выиграла этот грант, дало мне новые силы и вдохновение, мне хочется создать поэтическую карту, – говорит Анна Горушкина. – Если раньше это были просто идеи, то теперь у меня есть уверенность в том, что я смогу эти идеи реализовать. Я готова уже сейчас начать этим заниматься. Жду, когда начнутся школьные осенние каникулы, и тогда я плотно засяду за проект».

266
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.