Огненное зерно

В марте 2018 года Андрея Баркова пригласили в качестве редактора специального выпуска Европейского журнала минералогии. Штаб-квартира журнала находится в Швейцарии. | Фото с сайта cherinfo.ru
Череповецкий учёный Андрей Барков открыл новый минерал — огнитит.
Открытие сделано в составе международной группы исследователей из России, Италии, Германии, Австрии, Англии, США и Канады.
Андрей Барков 12 лет жил и работал за рубежом, но решил, что дома лучше, вернулся в свой родной Череповец. Сегодня он — доктор геолого-минералогических наук и заведующий лабораторией промышленной и рудной минералогии Череповецкого госуниверситета. Свое открытие ученый совершил именно в городе металлургов, доказав, что вологодские ученые способны на великие научные достижения.
— Андрей Юрьевич, вы открыли новый минерал огнитит. Как это произошло, и что это за минерал?
— Огнитит был открыт в ходе реализации одного из многих научно-исследовательских проектов, которые наша лаборатория выполняет в сотрудничестве с университетами и лабораториями России, Европы, Канады и США.
Это уникальный минерал, который ранее нигде не был обнаружен. Нами он открыт в микроскопических количествах — в виде единственного и мельчайшего «зерна» размером в десятки микрометров. Нашли его в комплексе Огнит, расположенном в Иркутской области, неподалеку от озера Байкал. В честь Огнита он и получил свое название. Минерал детально исследован в научных лабораториях России, Италии, Германии, Австрии, Великобритании, США и Канады.
Огнитит — это природное химическое соединение трех элементов: никеля, висмута и теллура, в котором никель является основным компонентом. Кстати, в природе минералов никеля известно чуть более ста, а в целом человечеству известно менее пяти тысяч видов минералов.
Мы подали официальную заявку на открытие в специальную международную комиссию по новым минералам, их номенклатуре и классификации, и она утвердила его своим единогласным решением. Так что теперь огнитит — полноправный минеральный вид, который войдет во все минералогические энциклопедии и научную литературу.
— А какова значимость огнитита для науки и общества?
— На данный момент — теоретическая. Не будем забывать, что Земля — это космическое тело, в своей внешней части слагаемое минералами.
Ну и, конечно, минералы — это экономически важные ресурсы.
— Открытие было совершено большой научной группой. А может ли ученый сегодня вообще делать открытия самостоятельно, или их можно совершать только в составе научного коллектива?
— У разных областей наук своя специфика. Однако можно сказать, что международное сотрудничество существенно облегчает процесс подобных открытий. Во-первых, наукой сегодня накоплены очень крупные массивы самой разной информации с многообразием гипотез, моделей и интерпретаций. Во-вторых, достигнуты значительные успехи в развитии аналитических систем и программного обеспечения. Это позволяет применять при изучении минералов прорывные технологии, позволяющие исследовать их всё более детально и глубоко. В-третьих, современные интернет-технологии предельно облегчают глобальную коммуникацию.
Так что актуальность сотрудничества между странами очень высока, а коллективы, состоящие из международных исследователей с разной специализацией, всё более востребованы.
Однажды приходит время, когда жить вне России становится неинтересно и даже психологически невозможно...
— Вы 12 лет работали в университетах Канады, Финляндии и Норвегии, но затем вернулись домой, в Россию.
— Да, я уезжал на полные 12 лет — цикл восточного календаря. Всё это время проводил активную научно-исследовательскую работу, публиковал результаты в международных научных журналах по специальности. Защитил докторскую диссертацию в Финляндии.
Считаю, что посмотреть мир «изнутри» и состояться в других социальных системах не только интересно, но и важно. Приобретаются международный опыт, знания, профессиональная репутация. Но однажды приходит время, когда жить вне России становится неинтересно и даже психологически невозможно. Я вернулся, потому что я — русский и россиянин.
— Почему возвратились в Череповец, а не выбрали другой город?
— В Череповце я вырос, здесь работал мой отец, живут родные. Я категорически не согласен с бытующим негативизмом по отношению к нашему городу. Это крупный индустриальный центр, где есть все возможности для интересной, многообразной жизни и развития.
Всё дело в мотивации и целеустремленности личности. Человек должен стремиться к развитию и увеличению своего потенциала. А переезд навсегда в столицу или мегаполис — неважно, российский или западный, — совершенно не гарантирует, что вы добьетесь там успеха и обеспечите развитие своей личности.
— Отличается ли отношение к науке и ученым за рубежом и у нас в стране?
— На Западе уровень научной конкуренции существенно выше. То же самое можно сказать и о профессиональной мотивации, амбициозности индивидуальных исследователей. Система становления специалиста за рубежом более мобильна: успешный молодой ученый участвует в самых разных проектах, переезжая из одного научного центра мира в другой.
Более ответственное там и отношение к выбранной профессии: человек учится для получения знаний, а не формального получения диплома. И общественное мнение гораздо более категорично: считается, что не обстоятельства, а сам человек несет ответственность за все свои успехи или неудачи.
— Мы обнаружили в Интернете несколько ваших статей, посвященных политической ситуации в России. Как вы оцениваете сегодняшнее положение нашей страны, ее место на мировой арене, перспективы?
— Сейчас сложное время — конкуренция и соперничество в мире резко возрастают и будут расти. Но я реалист-оптимист и вижу много хорошего. У России есть всё для развития и успеха: самобытная цивилизация, суверенное государство, бесконечные просторы, экономические ниши, великолепный человеческий потенциал и, конечно же, колоссальные ресурсы.
Значительный потенциал развития нашей страны я вижу в усилении личностной мотивации и целеустремленности людей. Над этим надо работать.
— Каковы ближайшие цели и планы вашей лаборатории?
— В самый канун Нового года мы выиграли новый грант Российского фонда фундаментальных исследований. Этот проект посвящен малоизученному и загадочному Серпентинитовому поясу Кольского полуострова, его минералогии, геохимии и петрологии. Это интересное и важное исследование, которым мы будем детально заниматься, как и рядом других проектов. Например, мы обнаружили и изучаем потенциально новые минеральные виды с перспективой дальнейших открытий в минералогии.
— А Вологодскую область планируете изучать? Кстати, правда ли, что наш регион беден полезными ископаемыми?
— У него своя геологическая специфика — здесь в основном развиты породы осадочного происхождения. Наша лаборатория планирует провести довольно масштабное исследование россыпных проявлений регионов Русского Севера, в том числе и Вологодской области. Заявка уже представлена в Российский научный фонд, и вскоре ожидается его решение.
- 23 декабря' 20 | Знай наших!Уроки добра
Помочь как можно большему числу людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, и спасти как можно больше домашних животных, попавших в беду.
1510 - 11 декабря' 20 | Страна и мыДаёшь перестройку!
В рамках модернизации первичного звена здравоохранения на Вологодчине начинают строиться новые корпуса для медицинских учреждений.
620 - 11 декабря' 20 | Чтобы помнили. 75 лет ПобедыНеженское дело
С первых дней войны отправиться добровольцами на фронт выразили желание не только мужчины, но и женщины. По документам Вологодского областного архива новейшей политической истории, за первые шесть дней мобилизации в Вологодский горвоенкомат было подано 660 заявлений, из них 295 от девушек.
650