Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Отходы с воза

№24 (1228) от 22 июня 2021 г.

В России меняются требования к транспортировке отходов.

Правила транспортировки отходов, особенно наиболее опасных, ужесточаются. Поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» принимали стремительно. Первое чтение по ним прошло весной, а второе и третье – 15-16 июня, в последние дни работы Госдумы нынешнего созыва. Так вышло, что последние два чтения попали на антикоронавирусные ограничения, которые ввела мэрия Москвы на фоне резкого роста заболеваемости. Поэтому принятие поправок проходило спешно и фактически без обсуждения.

Новый метод

Все отходы российское законодательство делит на классы опасности. Самые опасные – I и II классы. К первому относятся отходы, содержащие свинец, ртуть, таллий, плутоний, полоний. Речь может идти о конденсаторах, трансформаторах, ртутных и люминесцентных лампах, градусниках, ракетном топливе, синтетических маслах. Ко второму классу относят блоки питания и батарейки, отработанные автомобильные аккумуляторы, растворы щелочей и кислот, остатки нефтепродуктов, гидравлические и трансформаторные масла с галогенами, инсектициды, органические растворители.

Суть поправок сводится к следующему. За обращением отходов I и II классов опасности должен следить федеральный экологический оператор. Кроме того, он отвечает за строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности в соответствии с инвестиционной программой. За разработку инвестпрограммы отвечает госкорпорация «Росатом».

Для организации транспортировки отходов логистической компании необходим паспорт отходов при транспортировании отходов I – IV класса опасности, документация для транспортирования и передачи отходов. Главным новшеством является обязательность маркировки транспортных средств, контейнеров, цистерн, используемых при транспортировании отходов. Образцы специальных знаков и порядок их нанесения должен разработать Минтранс РФ.

Типовые правила перевозки опасных грузов в 2015 году приняла ООН, рекомендовав их для всех государств. При этом ООН делит отходы по степени опасности не на пять классов, как это принято в России, а на девять, причём с подклассами. Таким образом, Россия вплотную приблизилась к внедрению этих правил.

Устранения избыточного

«Концептуально комитет его (законопроект. – Прим. ред.) поддерживает, потому что он направлен, с нашей точки зрения, на повышение прозрачности транспортирования отходов, на установление единых стандартов и требований к транспортированию отходов в рамках двух областей законодательства, гармонизацию природоохранного, транспортного законодательства, а также на устранение избыточных требований к бизнесу», – заявил 9 февраля нынешнего года во время первого чтения законопроекта председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Мусоровозы в ближайшее время получат специальную маркировку в зависимости от перевозимых грузов | Фото с сайта www.ulk.ru

После первого чтения к законопроекту у парламентариев был ряд технических нареканий. К примеру, есть особенности вывоза отходов с Крайнего Севера, финансирование нанесения маркировки на мусоровозы (не будет ли это включено в тариф для граждан?) и так далее. «Перед нами стояла задача привести нормы в соответствие с международными требованиями, актами, ранее принятыми Российской Федерацией, с точки зрения транспортировки отходов и соответствующей маркировки. Безусловно, мы просчитали расходы на транспортировку, они не превышают 0,0013 процента исходя из одной единицы коммунальных отходов, с одной стороны. С другой стороны, подготовлены соответствующие предложения. В настоящее время федеральный закон обязывает при транспортировке использовать систему «ГЛОНАСС». Так вот, уже подготовлены предложения с целью исключения допзатрат, в случае если используется отслеживание с помощью спутниковой системы навигации «ГЛОНАСС». Также подготовлен ряд других предложений, которые позволяют синхронизировать требования в области перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и, соответственно, грузов повышенной опасности, отходов, относящихся к категории опасных, либо отходов, которые не входят в категорию I–V классов опасности», – заявил представлявший законопроект в первом чтении замминистра транспорта Дмитрий Зверев.

Открытость и монополизация

«Ко второму чтению в комитет поступило 28 поправок, в том числе правительственные поправки. Из них 20 поправок комитет рекомендует к принятию, восемь – к отклонению. Просьба поддержать предложенные комитетом таблицы поправок и поддержать во втором чтении указанного законопроекта», – заявил 15 июня во время второго чтения Владимир Бурматов, не конкретизировав, какие конкретно замечания учтены, а какие нет.

В третьем чтении Владимир Бурматов сослался на поручение президента, на основании которого разработан законопроект. «Помимо гармонизации природоохранного и транспортного законодательства, этот законопроект очень существенно повышает прозрачность в сфере транспортирования отходов в зависимости от их класса опасности, повышает прозрачность обращения с самыми опасными отходами – отходами первого и второго классов опасности, а также устанавливает, что федеральная схема обращения с такими отходами сегодня будет вестись в электронном виде, что также повышает прозрачность всей этой системы. Кроме того, законопроект устанавливает открытость федеральной схемы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», – добавил господин Бурматов.

Депутат Олег Шеин заявил, что поправки приведут только к усилению монополизации, в то время как на рынке обращения с отходами нужно развивать конкуренцию. «После предыдущей гармонизации законодательства в области обращения с коммунальными отходами в стране резко выросло количество свалок и помоек, – подчеркнул он. – Потому что в регионах были введены противоестественные монополии, которые подчас в разы подняли плату с населения, но при этом, как и свойственно монополиям, они загнивали и разлагались, причём применительно к мусору в буквальном смысле этого слова».

32
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 01 октября' 19 | Страна и мы

    С октября 2019 года в силу вступает ряд поправок в законодательство РФ. Что нас ждёт?

    293
    0
  • 22 июля' 21 | ЖКХ

    Жильцы двух многоэтажек на Благовещенской улице Вологды не могут добиться замены сломанного мусорного контейнера

    27
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.