Папа Деда Мороза

№52 (1153) от 31 декабря 2019 г.

Современный Дед Мороз из Великого Устюга — царственная особа, в преддверии Нового года объезжающая всю страну. | Фото с сайта nso.ru

Дед Мороз старше, чем вы думаете. У него есть настоящий день рождения, не совпадающий с тем, который празднуется в Великом Устюге. Более того, у зимнего волшебника имеется папа! И только с его мамой до сих пор непонятки...

Днём рождения великоустюгского Деда Мороза официально считается 18 ноября. Но эта дата условна — она была выбрана лишь потому, что в этот день в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы. Однако на самом деле именины у сказочного дедушки... 30 января.

На этот день приходится популярный в Древней Руси языческий праздник: наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса — символа богатства и благополучия (в противовес Яру — весенней ипостаси всё того же покровителя древних славян Велеса).

Согласно более поздним народным легендам, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары (богини смерти в славянской мифологии) и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь (отнюдь не внучка!) — Снегурочка.

Но не так просто. Да что там говорить о семейных узах, если у Мороза даже отчество вымышленное!

Трескунец под шубой

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Так, в восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. А ещё он предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами Студенец, Трескунец или как даритель при правильном поведении сказочного героя («Морозко»).

В русской народной сказке «Мужик и Мороз» мужик, у которого Мороз побил всходы пшеницы, пошёл в лес искать виновника, чтобы «взыскать с него убытки»; найдя в глуши ледяную избушку, снегом укрытую, сосульками обвешанную, он увидел Мороза — «старика в белом»; вознаграждая потери крестьянина, Мороз одаривает его скатертью-самобранкой.

Но это фольклор. А в литературе сказочный волшебник впервые появился только в 1840 году. Именно этот год, пожалуй, и следует назвать годом рождения хорошо знакомого нам с детства зимнего волшебника.

В 1840-1860-е годы Владимир Одоевский служил при дворе: стал камергером, затем гофмейстером двора, потом действительным статским советником, а в 1861 году был избран сенатором. Скончался 11 марта 1869 года в Москве, похоронен на Донском кладбище столицы. Вместе с ним умер и княжеский род Одоевских, так как у них
с женой так и не появилось детей. | Фото с сайта wikimedia.org

Папин сын

Придумал первого литературного Деда Мороза писатель, мистик и фантазёр Владимир Одоевский. Популярный впоследствии персонаж объявился в выпущенном Одоевским сборнике «Сказки дедушки Иринея». В вошедшей в книгу истории под названием «Мороз Иванович» (кстати, отчество автор специально подобрал самое что ни на есть русское, а происхождение персонажа проигнорировал) впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза.

Справедливости ради стоит заметить, что созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого нам новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а... весна. Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не сам волшебник приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к определённой дате он не делает.

Однако образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега». Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо сереб­ра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в воспитателя и наставника.

Впрочем, потомственный князь Одоевский вообще не придавал особого значения своим литературным опусам, а в конце 1840-х годов и вовсе забросил сочинительство, ударившись в мистику и общественную деятельность. Последние годы жизни он много времени потратил на изучение музыки, став основоположником новой для России ветви науки — музыкознания.

Почти сразу брошенный увлекающимся «отцом», Мороз Иванович начал самостоятельную жизнь. И судьба у него была непростая.

«Заморочился»

По другой версии, наш Дед Мороз — это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Кстати, бог Морок также считался богом лжи, обмана и заблуждений. Отсюда сохранились такие выражения в русском языке, как «упасть в обморок», «морочить голову». Возможно, этот вариант «родословной» зимнего волшебника и подпортил ему репутацию. Поначалу.

Достаточно долго Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай-угодник у их западных сверстников.

Известный сказочными картинами художник Виктор Васнецов в 1885 годы попытался изобразить Деда Мороза, но до образа классического старика в красной шубе было ещё далеко. Да и дедушка у Васнецова получился какой-то недобрый. | Репродукция с сайта wikimedia.org

Привязанность Мороза к Рождеству сыграла с ним злую шутку после Октябрьской революции 1917 года. Дед Мороз (Мороза уже никто не величал к тому времени по отчеству, прижилось простое «дед» — сообразно возрасту, на который он выглядел) вместе со всеми рождественскими традициями подвергся гонениям. В канун 1929 года Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна — не готовится ли кто к празднику.

«Реабилитировали» несчастного деда только через несколько лет. В 1935-м член Президиума ЦИК СССР Павел Пос­тышев опубликовал в газете «Правда» статью, в которой в патриотических целях и в противовес религиозному Рож­деству предложил попробовать провести для детей празднование Нового года.

30 декабря 1935 года в Харьковском Дворце пионеров прошла первая в СССР официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз (уже со Снегурочкой, которая считалась его внучкой) приветствовал гостей на празднике в московском Доме союзов.

На вечное поселение

Очень долго Дед Мороз был «бездомным» — жил где-то на севере и появлялся с подарками только в новогоднюю ночь.

Первая официальная родина Деда Мороза — Архангельск — появилась по инициативе местного обкома ВЛКСМ, поддержанной в самом конце 1980-х годов директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 года были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки.

Но властям показалось, что уж очень далеко от обжитых мест «поселился» сказочный дедушка. И тогда по инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва в 1998 году возник государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», существующий по сию пору. Именно туда теперь пишут письма доброму дедушке и дети, и взрослые.

Не забудьте поздравить Деда Мороза с днём рождения, а то останетесь без подарков! Не успели к 18 ноября? Не беда — есть ведь ещё 30 января. А вообще Дед Мороз у нас «круглогодичный», поселился на Вологодчине надолго. Понравилось ему у нас!

289
0
Похожие статьи
  • 04 декабря' 19 | След в истории

    Неизвестную авторскую версию самого знаменитого полотна Василия Перова «Охотники на привале» приютил, сам того не ведая, украинский музей, основанный в память о художнике-череповчанине.

    313
    0
  • 23 октября' 19 | Культпросвет

    В этом году свой юбилей — 75 лет со дня открытия — отметила Вологодская районная детская библиотека.

     

    113
    0
  • Летом 1941 года в районах Вологодчины в обстановке строжайшей секретности началась подготовка кадров для подпольной работы на случай вероятной оккупации наших территорий фашистами. Даже родственникам будущих подпольщиков не полагалось знать, чем те занимаются.

    336
    0
  • 27 ноября' 19 | Нераскрытые тайны

    ...Эту узницу привезли в Горицкий Воскресенский монастырь в один из зимних дней 1739 года. Имя её никогда не называлось, но настоятельница при виде её перепугалась настолько, что закрыла доступ в обитель всем паломникам.

    663
    0
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    523
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.