Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

«Пешка» выходит на охоту

№17 (1170) от 5 мая 2020 г.

С датами рождения и гибели Ивана Стружкина (на снимке) до сих пор неразбериха. Во всех официальных биографиях указано, что родился он 11 апреля 1914 года, тогда как в его личном деле приведена другая дата – 25 марта. И с днём гибели тоже путаница: это случилось то ли 23 марта 1942 года, то ли 6 апреля того же года. Официальной считается последняя дата – именно тогда, как считается, он отправился в свой последний полёт. Справа - фрагмент наградного листа: Ивана Стружкина представили к высокому званию. | Фото с сайта booksite.ru

Рассматривая сделанные с его самолёта фотоснимки, он просил дешифровщиков составить ему на память альбом фашистского зверья, выслеженного им в разное время. Но просьба эта осталась невыполненной: он погиб, не дожив всего чуть-чуть до своего 28-летия...

До заслуженной награды он тоже не дожил: звание Героя Советского Союза воздушному разведчику Ивану Стружкину, родившемуся в нынешнем Бабаевском районе Вологодской области, присвоили уже посмертно...

Впрочем, «похоронили» его ещё раньше, в первые дни войны: в сообщении Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии командир звена 125-го скоростного бомбардировочного авиационного полка лейтенант Стружкин значится без вести пропавшим на Западном фронте...

Но он никуда не пропал.

Целыми днями, летая на своей «пешке» (это прозвище, официально самолёт именовался Пе-2, а Стружков вообще называл свою машину «лисичкой») на высоте семи тысяч метров над территорией противника, наш земляк ловил в фотообъектив «змеи» автоколонн и «пауки» аэродромов.

Как свидетельствует Николай Богданов в книге «Записки военного корреспондента», Стружкин любил их снимать «до» и «после» — до того, как они были обнаружены, и после того, как по ним ударила наша авиация.

Первым делом – самолёты

Строго говоря, Иван Васильевич Стружкин родился не на Вологодчине, а в Новгородской области. Это теперь его родная деревня Улкино, ныне не существующая, находится на территории Володинского сельского поселения Бабаевского района Вологодской области.

Начальную школу выходец из простой крестьянской семьи окончил там же, в Улкине, а семилетку — в Бабаеве. В 1930 году поступил в Ленинградский мелиоративно-строительный техникум, после его окончания попал по распределению в город Иваново. Но проработал там всего ничего — в сентябре 1935 года был призван в Красную армию и направлен в лётную школу, которую и окончил два года спустя.

Службу начинал в авиационных частях Киевского военного округа. В 1939 году в составе 150-го скоростного бомбардировочного полка участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 12 боевых вылетов и за успешное выполнение заданий был награждён орденом Красного Знамени.

А Великую Отечественную встретил в должности командира звена 125-го скоростного бомбардировочного полка. В первые же дни из-за царившей на фронте неразберихи его внесли в список пропавших без вести, но на самом деле он продолжал воевать, был ранен.

Зимой 1942 года принял участие в испытаниях бомбардировщика Пе-2, который был оборудован лыжами для взлёта в зимних условиях. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции Владимира Петлякова, получивший прозвище «Пешка», стал самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной. Высокая скорость также позволяла использовать самолёт и для воздушной разведки.

Вот и Стружкин, как наиболее опытный пилот, на самолёте Пе-2 чаще всего выполнял задания по воздушной разведке противника. И во время одной из таких вылазок «рассекретил» тщательно замаскированный вражеский аэродром, на поиски которого была брошена вся разведка фронта.

Примеры боевого применения самолёта Пе-2 (на снимке) можно увидеть в советском фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967). Сам самолёт не отличался особой живучестью. И в случае, если вражескому истребителю удавалось выйти на дистанцию атаки, Пе-2 мог спасти только опыт летчика и активное маневрирование. | Фото с сайта popmeh.ru

«Нам сверху видно всё...»

В феврале 1942 года задачей номер один было найти аэродром немецких транспортных самолетов, которые гитлеровское командование использовало для снабжения шести своих дивизий, оказавшихся в Демянском котле.

Часами летала «пешка» Стружкина над районом предполагаемой дислокации немецких воздушных извозчиков, но всё безрезультатно. Но однажды, вернувшись из очередного поиска, Стружкин, отдавая дешифровщикам фотоплёнку, уверенно заявил:

– Это действующий аэродром.

Картина, сфотографированная старшим лейтенантом, была хорошо знакома дешифровщикам. Не аэродром, а кладбище разбитых самолётов противника. Как раскидало их по летному полю во время бомбёжки, так и валялись они уже не одну неделю. Взлётная полоса вся изрыта воронками...

Но если аэродром «брошенный», то почему так усиленно охраняется зенитками и мессерами, от огня которых Стружкин едва ушёл?

Он полетел туда снова, уже перед самым заходом солнца. Несмотря на яростный огонь, который фашисты обрушили на одинокую «пешку», над аэродромом лётчик перевел её в крутое пике, и когда до земли оставалось несколько сот метров, подал штурману команду включить фотоаппарат...

А поздним вечером командующий ВВС Северо-Западного фронта с лупой рассматривал снимки и удивлялся:

— Хвост закрасили так, будто его и нету, а на тени он есть! Полкрыла закрасили, а на тени оба крыла целы...

Воронки на взлетно-посадочной полосе тоже оказались камуфляжем: чёрно-серая краска на хорошо укатанной снежной дорожке...

В ту же ночь полк тяжёлых бомбардировщиков нанес удар по этому аэродрому, а на рассвете штурмовики завершили «работу». Днём Стружкин последний раз наведался сюда, чтобы заснять результаты ночного налёта. Более тридцати фашистских транспортников пополнили настоящую аэродромную свалку.

Братская могила в поселке Лычково Демянского района Новгородской области. На мемориальной плите надпись: «Здесь покоится прах членов экипажа самолета Пе-2 Героя Советского Союза, старшего лейтенанта И.В. Стружкина, штурмана лейтенанта А.П. Зеленина, стрелка-радиста сержанта А.А. Варавенко. Вечная память героям-лётчикам». | Фото с сайта booksite.ru

Он не вернулся из боя...

В свой последний разведывательный полет заместитель командира эскадрильи 514-го полка капитан Стружкин ушёл 6 апреля 1942 года.

В небе над деревушкой Русская Болотница Лычковского района Новгородской области самолет, пилотируемый Стружкиным, был атакован тремя мессершмиттами, один из которых наши лётчики всё же успели сбить. Получил повреждение и наш самолет. Командир приказал экипажу выпрыгнуть с парашютом, а сам покинул гибнущую машину лишь в последний момент, но в воздухе его безжалостно расстреляли фашисты...

Через несколько дней жители деревеньки, наблюдавшие бой, нашли нашего отважного земляка, но, к сожалению, он умер, так и не приходя в сознание.

Его похоронили в братской могиле в посёлке Лычково Демянского района Новгородской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года Ивану Васильевичу Стружкину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в новгородском поселке Лычково и в городе Бабаево Вологодской области.

Согласно официальным данным, всего за период своих боевых действий в Великую Отечественную войну Иван Васильевич совершил 124 боевых вылета. Экипаж под его руководством уничтожил 7 фашистских самолетов, подверг бомбардировке десятки вражеских эшелонов, разведал несколько аэродромов, сбросил миллионы листовок на оккупированную врагом территорию, тем самым давая возможность людям узнать правду о ходе войны.

И только до своего 28-летия дожить Стружкину так и не удалось...

313
0
Похожие статьи
  • 12 сентября 1943 года английская авиаразведка доставила из норвежского Альтен-фьорда бесценные сведения о месте базирования гордости Германии — линкора «Тирпиц», позволившие осуществить против этого фашистского корабля подводную диверсию. В действительности же англичане использовали данные уроженца Никольского уезда Вологодской губернии
    Леонида Елькина, впоследствии Героя Советского Союза.

    105
    0
  • 31 октября' 19 | След в истории

    Осенью 1944 года в лесу близ Вожеги, ориентируясь на зажжённые костры, приземлились три немецких парашютиста, засланные на Вологодчину с особым заданием. Но их поджидал сюрприз...

    1410
    0
  • Горожане и даже коллеги по разведгруппе знали её как Асю. Шифровки в Центр она подписывала «Лили». А в родном селе Новое Усть-Кубинского района Вологодской области её помнили как Любу Лебедеву и четверть века считали пропавшей без вести...

    914
    0
  • В годы Великой Отечественной войны вологодские железнодорожники сражались за Родину не только на передовой, но и на своих рабочих местах.

    186
    0
  • 14 августа' 19 |

    В 2005 году в лесной глухомани под Шексной откопали сбитый фашистский самолёт «Юнкерс-88» — редкость для наших краёв. Но ещё больше удивил груз, который обнаружился на борту.

    748
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.