Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Пилот для особых поручений

№49 (1150) от 10 декабря 2019 г.

Это снимок из семейного архива родни Василия Копылова. То, что настоящий пилот из Василия получился, понятно уже из ранней характеристики 1917 года: «Василий Копылов пригоден для полётов на разведочных машинах или двухместных истребителях. Солдат отличный». | Фото с сайта kozelskcyclopedia.ru
А так изобразил Копылова неизвестный вологодский художник. Сфотографировать пилота не удосужились... | Вырезка из газеты «Красный Север»

В феврале 1925 года в Вологду в рекламных целях прилетел самолёт «юнкерс» — невероятная диковина для наших краёв. Пилотировавший его Василий Копылов позже примет участие в экспедиции вокруг света, два года спустя вновь побывает на Вологодчине, но после этого... бесследно исчезнет.

О дальнейшей судьбе героического лётчика расскажет лишь пара строк в старой газете, скупых на подробности.

...После окончания Гражданской войны в России, имевшей тысячекилометровые границы с недружественными соседями, в авиационных частях осталось не более 350 самолётов. К октябрю 1923 года в молодой республике насчитывалось всего 330 лётчиков и около 200 лётнабов (лётчиков-наблюдателей).

Это что касается военной авиации. А с коммерческой же, особенно актуальной для нашего бездорожья и огромных расстояний, вообще был полный швах. В российской глубинке вообще никогда аэропланов не видывали...

С этим надо было что-то делать.

Крылатая реклама

В марте 1923 года в России появились сразу две организации, призванные, как сейчас бы сказали, «пиарить» самолёты как передовое средство передвижения — это Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и «Добролёт».

Весь 1923 год прошёл под лозунгом «Трудовой народ, строй воздушный флот!» Каждый номер любой советской газеты содержал рубрику типа: «Помни о воздушном флоте!», где печаталась информация о гигантских суммах, собранных членами ОДВФ на развитие отечественной авиации. А 11 января 1924 года Совет труда и обороны принял постановление о полётах с агитационными целями, но активная, организованная Центральным советом ОДВФ, деятельность в этом важном направлении началась лишь год спустя.

К концу января 1925 года все подготовительные работы были закончены, и 2 февраля в 12 часов дня с Центрального аэродрома в Москве вылетели два «юнкерса» F.13, снабжённые агитационными материалами. Первый самолёт отправился по маршруту Москва — Рязань — Пенза — Самара — Оренбург — Уральск — Покровск — Тамбов — Москва. Второй — под красноречивым названием «Лицом к деревне» — по маршруту Москва — Вологда — Котлас — Вятка — Пермь — Уфа — Казань — Сормово — Москва.

Самолёт «Лицом к деревне», который в ходе агитперелёта в зимних условиях преодолеет более 9000 километров за 84 часа полётного времени, пилотировал лётчик Василий Борисович Копылов, а компанию ему составили механик и два представителя центрального аппарата ОДВФ.

Английская школа

Василий Копылов, получивший личный подарок из рук самого Будённого, был тогдашней знаменитостью.

По документам Василий считается уроженцем города Козельска Калужской губернии, хотя на самом деле он родился 1 августа 1897 года в деревне Дешовка Козельского уезда. Перебрался в Петро­град. Ещё до Октябрьской революции в числе 112 военнослужащих из России стал курсантом Русского авиационного корпуса, который располагался на базе Авиационной школы в городе Ридинг под Лондоном. 10 июля 1917 года там же, в Англии, получил свидетельство на право пилотирования «Морис-Фарман-Биплан». Во время одного из последних в рамках обучения полёта устроил авиакатастрофу, но остался жив...

К 1925 году это был уже опытный пилот, которому можно было доверить агитполёты по неизведанным маршрутам и посадки близ деревень.

Самолёт «юнкерс», прилетевший в Вологду в феврале 1925 года, был очень лёгкий (всего-то 120 пудов, это меньше двух тонн) и к тому же поставлен на лыжи, а потому приземлиться мог и в поле,  на лёд. | Рисунок из газеты «Красный Север»

Мягкая посадка

Первый прилёт в Вологду не обошёлся без приключений: из-за плохой погоды в самом городе на площадке близ Красных казарм Копылов приземлиться не сумел. Пришлось сесть в деревне Висляково, в версте от железнодорожной станции Скалино. Копылов с шиком подрулил к самым избам, чуть не сведя с ума местное население.

Такого ажиотажа, какой был там, мы уже, наверно, никогда не увидим. Ладно местные — к утру следующего дня (экипажу пришлось заночевать) поглядеть на диковину собрались чуть ли не все жители окрестных деревень в радиусе 10 километров! Пропагандистам пришлось прочесть импровизированную лекцию в избе-читальне, а улетая в Вологду, сделать круг над народом и разбросать листовки.

Нелётная погода вынудила отложить демонстрационные полёты в Вологде до 8 февраля, успели слетать только до Череповца и обратно. Местное население, признаться, не горело желанием почувствовать себя авиапассажирами, хотя удовольствие и было бесплатным (два года спустя во время второго визита Копылова на Вологодчину на самолёте «Все в Авиахим» 15-минутные воздушные экскурсии будут проводить уже за деньги: по 6-10 рублей «с носа»). С трудом удалось уговорить полетать только троих смельчаков — одного пожилого вологжанина и двух жителей соседних деревень.

Помимо Вологды, Череповца и деревень, «юнкерс» Копылова побывал и в Тотьме. В инструкции ОДВФ было чётко прописано: «В местах, где будет останавливаться самолет, производить полёты, распределяя места преимущественно среди рабочих и крестьян членов ОДВФ», но во время последующего полёта в Великий Устюг (25 февраля) соблюсти это не удалось: там «покататься» выразил желание лишь один простой горожанин, а остальными пассажирами стали бонзы из местного руководства...

Главной же целью агитполётов по Вологодчине было сподвигнуть население на сдачу средств для покупки самолёта «Конёк-Горбунок» для сельхознужд. В Архангельской области нужную сумму собрали и аэроплан купили, в Костромской — тоже, а вот на Вологодчине местное население не спешило расставаться со своими кровными... Поэтому два года спустя Копылову пришлось прилететь в наши края для сбора средств ещё раз.
А в промежутке он успел прославиться участием в экспедиции... вокруг света и получить за это орден.

«Подбросил»

С момента выхода в 1873 году жюльверновского «Вокруг света в восемьдесят дней» многим не давали покоя лавры Филеаса Фогга. Так, например, американский журналист Джон Мирс в 1913 году установил очередной рекорд кругосветного путешествия, обогнув земной шар за 35 дней 21 час и 35 минут. Лишь в 1926 году американские репортёры Уэльс и Эвенс решили превзойти его.

В задачу журналистов, прилетевших в Москву 23 июня в 5 часов дня, входило догнать курьерский поезд Москва — Харбин, который вышел из Москвы в 10 часов вечера 22 июня и должен был прибыть в Омск 25 июня в 12 часов дня. Выполнение ответственной задачи и поручили лётчику Василию Копылову на самолёте «Все в Авиахим».

В Омск Копылов прилетел 25 июня в 6 часов утра, за 6 часов до прибытия курьерского поезда. Рекордная вынос­ливость лётчика позволила американцам Эвансу и Уэльсу установить новый рекорд — им удалось обогнуть земной шар за 28 дней 14 часов 36 минут и 5 секунд.

А заслуги пилота Копылова были оценены орденом Трудового Красного Знамени.

Дорога в небо

Завершающий визит знаменитого пилота на Вологодчину состоялся в январе 1927 года, вызвав ажиотаж не меньше, чем два года ранее. Но на этом биография воздушного аса, увы, обрывается.

Лишь в 1964 году в местной козельской газете «Вперёд» появилась заметка Михаила Бакаева, зятя Копылова, отчасти проливающая свет на то, что случилось потом. По словам Бакаева, Василий Борисович серьёзно заболел и в 1933 году скончался.

Но память о нём жива — по крайней мере в родном Козельске, где в учебных заведениях рекомендовано изучение его достижений. Занимается популяризацией личности пилота и народный интернет-проект «Энциклопедия Козельска».

Помнит ли Вологда о герое-асе, подарившем ей дорогу в небо?..

408
0
Похожие статьи
  • 04 декабря' 19 | Нераскрытые тайны

    Автором последнего прижизненного портрета Александра Сергеевича Пушкина считается устюженский живописец-любитель, ни одной другой работы которого не удалось найти до сих пор.

     

    472
    0
  • 26 декабря' 18 | Чтобы помнили

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагает рассекретить все «политические» дела времён сталинских репрессий.

    202
    0
  • 03 октября' 18 |

    Расположенный рядом с Соколом городок Кадников не может похвастаться развитой промышленностью и всемирной известностью, но зато в нем живет история.

     

    681
    2
  • 06 февраля' 19 | Культура

    Почему жители одной деревни, как правило, дальние родственники друг другу? Имеет ли население восточных районов Вологодчины польские корни? Кто из вологжан является потомком обрусевших калмыков? На вопросы «Премьера» отвечает заместитель директора Государственного архива области по научной работе Илья Кузнецов.

    907
    0
  • 20 марта' 19 | След в истории

    По одной из версий, прототипом человека-амфибии из одноимённого фантастического романа Александра Беляева был неизлечимо больной... вологодский солдат.

    506
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.