По дереву как по маслу

№25 (1229) от 29 июня 2021 г.

Вологжанин Михаил Кирьянов развивает ряд художественных промыслов, чуть было не утраченных в 90-е.

Художник декоративно-прикладного искусства, художник-реставратор и член Союза художников России Михаил Кирьянов объединяет в себе самые разные ипостаси. Его руке подвластны и резные блюда с пряничными досками, и тонкие узоры на средневековых крестах. 

Дерево как основной материал Михаил Кирьянов выбрал для себя еще в художественной школе. Там он застал двух подвижников вологодского искусства супругов Николая Воздвиженского и Алевтину Кротову. Оба они преподавали в Вологодской художественной школе с первых лет ее создания. Выставка работ педагогов (12+) сейчас проходит в галерее «Красный мост» в Вологде, в ее создании Михаил Рудольфович принимал непосредственное участие: он готовил материалы для выставки, помогал в их поиске.

Среди экспонатов есть весьма трогательные предметы. Например, это список, который Алевтина Петровна составила, отмечая выпускников, продолживших художественное образование после окончания школы. Михаил Кирьянов выведен там под номером 12. «Меня привлекала прикладная часть, поэтому я поехал поступать в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Виктора Васнецова на отделение художественной обработки дерева».

«Деревенщики», как в шутку называли студентов этого отделения, изучали рисунок, особое внимание уделяли скульптуре, потому что будущим художникам по дереву важно научиться чувствовать объем. Путь к созданию изделия начинается на белом листе ватмана: сначала делается рисунок, а затем эскиз воплощается в дереве, кости или камне.

Дипломной работой Михаила Кирьянова стало резное блюдо, выполненное в технике абрамцево-кудринской резьбы. С тех пор более сорока лет он живëт и работает в Вологде.

К сожалению, большинство предприятий, на которых практиковались тогдашние студенты, уже не существуют: канули в Лету фарфоровые заводы, художественный комбинат, снабжавший своей продукцией весь Союз. То же случилось и с художественными мастерскими, которые давали работу многим художникам-прикладникам.

| Фото с сайта cultinfo.ru

«Когда я работал в Художественном фонде (1990 - 1994 годы. — Прим. ред.), у нас были здесь мастерские, которые занимались художественными заказами. Помню, мне дали задание сделать наличник в детский сад, но наличник в интерьер плохо вписывается, и я предложил сделать картину-наличник с вологодским пейзажем. Сначала сделал эскиз, вырезал его из картона в объеме и представил на суд Совета. После их одобрения я сделал всё в дереве. Были мысли дальше и раскрасить, и расписать, чтобы детям было интересно, но потом всё оказалось не нужно: мастерские закрыли. Это были 90-е годы», — вспоминает Михаил Рудольфович.

Предания старины

Впоследствии художник по дереву проявил себя не только как прикладник, но и как реставратор темперной живописи и по резьбе.

Михаил Кирьянов, в частности, трудился в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике над копией киота для иконы Кирилла Белозерского.

«По церковному преданию, этот образ был написан при жизни преподобным Дионисием Глушицким. Для этой иконы в 1613 году был сделан киот. Всего таковых существовало три, но две московские копии были утрачены. Старый киот оставался в Кириллове. Сейчас он в музее. А в действующий храм решили сделать точную копию. Два списка с образа преподобного Кирилла сделали московские иконописцы (оригинал иконы находится в Третьяковской галерее). Один из списков был подарен патриарху Кириллу, когда он приезжал сюда». Работа заняла два года.

Копия реликвии Спасского собора Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря — Киликиевский крест — также была результатом коллективного труда.

По преданию, сам крест принес в Вологду преподобный Димитрий в XIV веке. «Копию украшают фигуры святых, в том числе и северных подвижников. В оригинале последних нет, ведь на момент существования креста некоторые еще не родились», — поясняет Михаил Кирьянов. 

Мастер также освоил искусство позолоты. В его библиотеке даже есть свой «Кодекс позолотчика». Автор пособия начинал с золочения куполов Смольного собора в Питере в 1905 году, а закончил в 1950-е годы золочением купола колокольни Ивана Великого в Кремле. | Фото с сайта cultinfo.ru

На создание 84 миниатюр потребовалось 8 килограммов мамонтовой кости. «Для косторезца это хороший материал, потому что он ровный, белый и его не надо специально обезжиривать», — отмечает реставратор.

Основа, на которую помещались пластины из мамонтовой кости, делалась из кипарисового дерева. Крест освятили 24 февраля 2014 года, в День памяти преподобного Дмитрия Прилуцкого.

В работе с оригиналом, однако, отклонений позволить нельзя. «Старинный предмет не тема для творчества, здесь основная задача в том, чтобы выявить старину, показать авторское, а не свое. Это основополагающий принцип реставрации», — объясняет Михаил Кирьянов.

Вкусное искусство

Михаил Кирьянов одним из первых в Вологде возродил искусство пряничных досок. Не только доски, но и сами пряники создает Михаил Рудольфович. Помогает ему супруга Ольга Борисовна. По словам мастера, поскольку пряничное тесто густое, чтобы размешать его, требуются определенные физические усилия.

Работал художник и с пряничными досками, созданными еще в дореволюционные времена. Таковые были собраны при создании в 1990-е годы Музея хлеба. Туда специально подбирались предметы хлебного обихода, среди которых и старинные пряничные доски.

 «Однажды наш музей делал выставку «У самовара». В запасниках хранилась коллекция старинных пряничных форм, и я напек с них пряников раза в четыре больше, чем надо. Мы поменялись. У Гиляровского в произведении «Москва и москвичи» упоминается булочная «У Филиппова» на Тверской. Правнучка этого Филиппова работает в кондитерской промышленности, и она в обмен на наши пряники напекла нам филипповских булок, кренделей, и я их привез в наш музей», — рассказывает Михаил Рудольфович.

На его взгляд, пряничное искусство можно развивать и популяризовать через рождественские праздничные ярмарки. Все-таки это свое, родное, из натуральных ингредиентов.

21
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.