
e-mail: alex-kudr@mail.ru
По следу мумии

Сначала купленная в Каире мумия хранилась в доме Бурылина, а через два года её перенесли в построенный Дмитрием Геннадьевичем великолепный музей, где она и находилась до 1960 года. Сейчас её «место жительства» — в Ивановском художественном музее. Учёные считают, что мумия египтянки относится к позднему периоду египетской истории — второй половине I тысячелетия до н.э. Бронислав Горб в статье «Имя мумии в ивановском музее установлено» «с большой долей вероятности» заявил, что это дочь Нефертити и Эхнатона, принцесса Макетатон... | Фото с сайта podlinnik.org
В Ивановском художественном музее можно увидеть диковинный для российской глубинки экспонат — настоящую египетскую мумию, привезённую из Каира в 1913 году по заказу местного фабриканта и коллекционера Дмитрия Бурылина. Но в том же году у Бурылина появилась и вторая мумия, которая затем исчезла при странных обстоятельствах. По одной из версий, владелец попытался спрятать её... на Вологодчине.
Сами ивановцы уверены, что чудак Бурылин был похоронен вместе с этой мумией. Вот только могилу коллекционера никак не могут найти...
А ещё среди местного населения распространена легенда, будто вторая мумия замурована в подземном ходе, соединяющем дом Бурылина (сейчас — Музей ситца) и расположенное через дорогу здание, воздвигнутое фабрикантом для своей огромной коллекции древностей (сейчас там Музей промышленности и искусства).
Но если серьёзно, то учёные утверждают, что ивановская мумия действительно является самым первым появившимся на территории российской глубинки египетским артефактом в качестве музейного экспоната.
А вот о судьбе другой мумии до сих пор почти ничего не известно.
Гостья из прошлого
В начале 1964 года в местной газете «Рабочий край» была напечатана статья ивановского врача-психиатра А.М. Беневоленского «Тайна мумии раскрыта», посвященная древнеегипетскому памятнику (инв. № А-599) из собрания Ивановского областного художественного музея, ранее находившемуся в коллекции Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924). В 1966 году вышла в свет (и была переиздана шесть лет спустя в Ярославле) его брошюра «По следам древней тайны», рассказывающая об истории поступления в провинциальный музей столь необычного экспоната.
Автор впервые рассказал, как мумия была приобретена для Бурылина в Каирском музее в 1913 году неким Александром Левиным после возвращения фабриканта и его жены из поездки на Восток.
В письме Дмитрию Геннадьевичу из Каира, датированном 14 мая 1913 года, Левин пишет: «Гробницу, которую мы видели в музее, я с удовольствием вам вышлю…» А 25 июня того же года сообщает: «После получения вашего первого письма, в котором вы меня просите купить сейчас же эту гробницу, я отправился в музей и её сейчас купил».

Страсть к коллекционированию досталась Дмитрию Бурылину (на фото), как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка передала Дмитрию всю коллекцию деда: старинные книги, монеты, редкие вещи… Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая раритеты у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редкостей он не раз выезжал за пределы страны — в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию. | Фото с сайта wikimedia.org
Кто такой Александр Левин, где и когда произошло знакомство с ним Бурылина, неизвестно. Из письма дочери Бурылина — Софьи Дмитриевны Кузьминой, которое приводит Беневоленский в своей книге, следует, что Левин был студентом, а в путешествии Бурылиных исполнял роль гида и переводчика.
Перевозка «роскошной гробницы» обошлась Бурылину через агентство «Бансель» в 90 франков наложенным платежом. Пока договаривались и ждали оказии с морским транспортом, мумия «проживала»... под кроватью Левина, что, судя по письмам, его очень нервировало. Стоит отметить, что после отправки «груза» студент заболел неизвестно чем, и дальнейшие следы его теряются...
А вот мумия не потерялась и была благополучно доставлена Бурылину.
Сколько мумий?
Известно, что Левин составил «паспорт» мумии на английском и русском, но фабрикант этот документ не получил. В упомянутой выше газетной статье Беневоленский предполагает, что паспорт на мумию мог ошибочно «уехать» в Воронеж, в музей циркового артиста Анатолия Леонидовича Дурова (1864-1916), который в Иванове экспонировал свою коллекцию «редкостей», среди коих также имелась мумия.
В 1913 году Бурылин купил у циркача его собрание целиком за 10 тысяч рублей. Беневоленский приводит письмо к нему Софьи Кузьминой, в котором она описывает купленные отцом экспонаты из дуровского собрания: «Там было много разных вещей, главным образом это были чучела и шкуры животных, птиц, а среди них и мумия». Внучка Бурылина Татьяна Зражевская, родившаяся в 1911 году, вспоминала, что ей среди множества интересных вещей (книг, ваз, статуэток, монет, картин и другого) «ещё… запомнились египетские мумии — непонятные и страшноватые».
Считается, что Бурылин, вознамерившийся сделать из своей коллекции грандиозный частный музей, не рискнул показывать приобретение публике, поскольку сохранность «дуровской» мумии из-за частых перевозок была не ахти. А вот первую мумию, купленную Левиным, экспонировал охотно.
Надо сказать, мумии имели для русского фабриканта особое значение. Бурылин был из семьи старообрядцев и серьёзно задумывался о том, как сохранить своё тело нетленным после кончины, чтобы душа смогла в него вернуться. Специально для этой цели он собирал тайные секреты и древние рецепты бальзамирования по всему миру. По городу Иваново тогда расползлись слухи, что Бурылин мистик и колдун, а его мумии навлекли на город божественное проклятие...
Но настоящим проклятием для коллекционера стала Октябрьская революция 1917 года и последующие события.

| Фото с сайта turizm.ru
Проклятое наследство
В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его сокровищницу переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению видного командира времён Гражданской войны Михаила Фрунзе, главным хранителем. Позднее было национализировано родовое имение Бурылиных, и Дмитрий Геннадьевич со своей семьёй был вынужден жить в полуподвальном помещении собственного дома.
Усадьбу Бурылину так и не возвратили. Более того, ложно обвинили его в сокрытии и расхищении музейных ценностей и в 1924 году отстранили от должности музейного хранителя.
13 сентября 1924 года 72-летний Бурылин скончался. Первоначально он был похоронен на Благовещенском кладбище, но в 1969 году перезахоронен на кладбище «Балино». Потом часть этого кладбища закатали в асфальт, превратив в городскую площадь, и могила мецената затерялась...
Как затерялись и следы второй мумии.
Логично предположить, что Бурылин, когда над его головой начали сгущаться тучи, решил спрятать самое ценное, что у него было, — мумии. Однако ту, которая экспонировалась в музее, изъять незаметно было уже невозможно. Но вот вторую, которую, говорят, складировали куда-то под лестницу, можно было незаметно передать надёжным людям.
Что, вероятно, Бурылин и сделал. Вот только кому он доверил своё сокровище?
Ивановские учёные говорят, что, мол, вторую мумию отдали в Москву, однако подтверждающих документов нет, да и в Музее антропологии МГУ, куда якобы отправили мумию, ни о чём таком не в курсе. Впрочем, с мумиями у нас в стране и впрямь бардак: говорят, что только в столице их на музейных складах аж 27 (!), вот только показывать публике эти реликвии никто не спешит...
Между тем, изучая визитки Бурылина (а их у него обнаружилось больше восьми сотен), обращаешь внимание на странную деталь: отсутствие любых контактов из Вологодской губернии — и это несмотря на то, что ивановский ситец с фабрик коллекционера успешно у нас продавался. А что, если Дмитрий Геннадьевич специально «подчистил» свои визитницы, дабы никто не стал искать человека, который увёз «дуровскую» мумию? И значит, тот человек именно из наших краёв.
Вот только сокровище Бурылина этот неизвестный, по всей видимости, так и не доставил до места назначения: 300 километров от Иванова до Вологды для двухтысячелетнего забальзамированного трупа не лучшей сохранности оказались роковыми. По крайней мере, в вологодской прессе начала XX века нам не удалось найти ни одного упоминания о подобном раритете.
Кто теперь узнает, где закончила свой путь египетская реликвия?..
- 06 ноября' 19 | УвлеченияВ мире животных
Настоящий охотник — это человек, который любит природу и заботится о ней. Так считает представитель этой профессии Алексей Гончаренко, рассказавший газете «Премьер» об особенностях вологодской охоты.
260 - 18 сентября' 19 | ПолитикаПосле боя
Итоги выборов в Вологодскую гордуму для партии власти и оппозиции в цифрах.
3250 - 20 ноября' 19 | БаскетболСоветы чемпионки
Олимпийская чемпионка Ирина Сумникова посетила Вологду.
190