Под куполом

№7 (1160) от 25 февраля 2020 г.

Мия Горлицкая — ученица вологодской Школы римской мозаики и фрески Александра Асафова. Готовые фрагменты крепятся на цементный раствор. Эту работу выполняют строители, а затем ими снова занимаются художники. 

Вологжанка Мия Горлицкая создает монументальные мозаики по старинным технологиям в главном храме Вооруженных сил Российской Федерации.

Вместе с Мией над мозаиками храма трудятся десятки художников. Само архитектурное сооружение расположено в парке «Патриот» под Москвой. На сегодня это один из крупнейших проектов федерального значения.
Храм Победы

Храм в честь Воскресения Христова посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и более ранним ратным подвигам русского народа. Каждый из приделов посвящен святому, покровительствующему одному из родов войск и видов Вооруженных сил России.

Даты и числа, связанные с Великой Отечественной войной, легли в основу строительства: их можно проследить в высоте и пропорциях здания. По проекту диаметр барабана главного купола составит 19,45 метра в соответствии с годом победы над фашистскими войсками. Высота звонницы, согласно плану, 75 метров (юбилейная дата, которую мы будем отмечать в этом году 9 мая). Высота малого купола составит 14,18 метра, так как 1418 дней и ночей сражались советские солдаты в этой страшной войне.

Торжественное открытие храма состоится 9 мая этого года.

«Я работаю в мастерских над отдельными фрагментами мозаичных композиций по эскизам главного художника Василия Нестеренко. Атмосфера творческая, дружественная, рабочая. Сейчас чувствуется возросший интерес к монументальному искусству, и, на мой взгляд, мы наблюдаем период возрождения этого древнего направления», — считает Мия Горлицкая.

Для мозаик в храме используются смальта и сусальное золото, запеченное между стеклянными пластинами.

На строительство главного храма Вооруженных сил Мия попала, откликнувшись на вакансию, размещенную на специализированном портале. Работать иногда приходится на высоте 20-этажного здания. Под куполом находишься в 40 метрах от земли.

«Большой лифт поднимает людей на купол — там есть площадка. Нам не видно, что внизу, потому что весь круг — пол, с нормальными лагами. Разглядеть что-то можно, только когда едешь в лифте или спускаешься в люк», — объясняет мозаичист.

Первый опыт

По профессии Мия дизайнер. Она работает над созданием фирменного стиля компаний, занималась наружной рекламой, дизайном упаковок ретушью фотографий и коллажом. К технике мозаики пришла не сразу.

Образование живописца Мия Горлицкая получила в МГХПА им. Строганова, параллельно училась в классе известного художника, члена Академии художеств Валентины Куцевич. Мозаи­кой интересовалась как одним из важных художественных направлений, но опыта создания подобных работ не было.

«Переехав жить в Вологду, я познакомилась с творчеством северных художников и была восхищена их работами. Меня заинтересовал вопрос художественной преемственности Вологодчины, актуальной творческой жизни — так мы познакомились с Сашей Асафовым. Я с удовольствием откликаюсь на его проекты, и, конечно, не отказалась от предложения поучаствовать в его Школе мозаики», — рассказывает художница.

Храм спроектирован в монументальном русском стиле. Он объединит современные архитектурные подходы и старинные техники православного храмоздательства. | Фото с сайта hram.mil.ru

Первой работой Мии в технике мозаики стала вариация на картину Кандинского: «Люблю произведения этого мастера, и для мозаики они отлично подходят».

«Я познакомился с Мией недавно, и она меня сразу поразила своим глубоким знанием живописи, вниманием к тем деталям, которые от моего взгляда обычно ускользают. Для нашего первого учебного курса была большая удача, что она там появилась, мне было понятно, что она справится и сделает интересную работу, — делится впечатлениями об опыте работы с художницей основатель Школы римской мозаики и фрески в Вологде Александр Асафов. — Некоторые детали создания таких мозаик мы знали на тот момент только по книгам, поэтому вместе приходилось изучать всё на практике. Думаю, мы смог­ли научиться друг у друга определенным вещам в искусстве, а в этом и есть смысл совместной работы. Я уверен, что у Мии еще будут мозаики, и с интересом их жду».

А пока работы в храме непочатый край. Вставать приходится рано, и снова под купол или же в мастерские. Но Мия ни о чем не жалеет и по окончании проекта с удовольствием бы приняла участие в другом таком же.

| В качестве иллюстраций использованы фото с личной страницы Мии Горлицкой в соцсети «ВКонтакте»

213
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.