Подпольный гений

№14 (1167) от 14 апреля 2020 г.

Часть интервью актрисы Ирины Горбачёвой с Иваном Беляевым снимали в гончарной мастерской вологжанина. | Скриншот видео программы «Вдудь»

Вологжанин Иван Беляев создает абстрактные скульптуры из глины и считает, что не только художник работает над материалом, но и материал работает над художником. Его произведения выставлены в галереях Лондона, Парижа и Токио.

К сожалению, в период карантина пришлось ограничиться разговором по телефону с этим удивительным человеком вместо основательной беседы в мастерской…

Путь чая и глины

К керамике художника привел… чай.

Когда-то Иван работал в кофейне «На Глинках», и там понадобился человек, который бы занимался приготовлением этого напитка. Работа переросла в увлечение китайской чайной церемонией.

«Непривычный ритуал делает людей внимательными. Это метод повышения внимания к процессу. Чайная церемония меня многому научила, многое открыла во мне», — говорит художник.

Когда Иван готовился поехать на один из первых чемпионатов чайных мастеров, ему понадобилась керамика. За ней он пришел в гончарную мастерскую к своему будущему учителю Владимиру Холщагину. Владимир Васильевич живет в Вологде и работает в традициях местных гончаров, изготавливает бытовую посуду и декоративные изделия.

После долгого обсуждения мастер попросил молодого человека немного поучаствовать в процессе, чтобы прояснить некоторые нюансы. Заказ Иван тогда так и не забрал, но через год вернулся в мастерскую уже в качестве ученика.

Художник начал с освоения форм традиционной гончарной керамики. Сейчас он возвращается к ним только на уроках в Школе традиционной народной культуры, где с сентября 2019 года ведет курс керамики.

«Я давно хотел преподавать официально, и так получилось, что Школа традиционной народной культуры — это единственное место в Вологде, где я пригодился именно таким, какой я есть со своими знаниями. На занятиях мы касаемся корней традиции. Больше времени уделяем именно традиционной керамике, но не только русской. Я построил программу таким образом, что мы касаемся многого — керамических традиций Северной Европы, Америки, Японии. В том числе дети видят и мои работы», — говорит художник.

Урок Иван провел и для актрисы Ирины Горбачёвой. Та приезжала в марте в Вологду, чтобы поучиться у Ивана Беляева гончарному мастерству. Их знакомство состоялось еще на фестивале Voices, с тех пор они продолжают общаться. Приезд Ирины совпал со съемками выпуска программы «Вдудь» известного видеоблогера Юрия Дудя. Часть интервью снималась в областной столице, в том числе в гончарной мастерской Ивана Беляева.

«У меня такое ощущение, что он такой подпольный гений. Он много где выставляется, в том числе и в Японии, у него такой немного японский стиль. Он из тех людей, которые говорят ровно столько, сколько нужно говорить», — высказала свои впечатления актриса Ирина Горбачёва.

Иван Беляев: «Функциональность моих работ размывалась вслед за переосмыслением тех образов и уроков, которые таит в себе материал, с которым я работаю». | Фото со страницы автора в соцсети «ВКонтакте»

Сквозная тема

Работы Ивана ценятся в галереях Лондона, Парижа и Токио. Особенно тесное сотрудничество завязалось с Японией. Многим со стороны кажется, что работы художника навеяны культурой Страны восходящего солнца. Однако Иван не занимается стилизацией, не придерживается каких-либо направлений. Сам материал диктует ему форму. В представлении художника глина перестает быть средством реализации воли человека, становясь равноправной причиной появления предмета.

«Я испытываю большое уважение к русской традиционной керамике, но одновременно понимаю, что заниматься ей на данном этапе не могу по многим причинам. Само слово «керамика» вызывает у многих однозначную ассоциацию с утилитарной, бытовой функцией. Между тем не могу сказать, что для меня функция первична, скорее я хотел бы обратить внимание зрителя на некоторую «самодостаточность» материала. Совершенно неосознанно в течение нескольких лет я шел путем «снятия» функции с предмета. Началом этого пути стала работа над сериями ваз, функциональность которых была чаще всего сведена к минимуму», — объясняет керамист. Некоторые из работ мастера вологжане могли видеть на выставках «Молчание пути. Встреча», «Она. Трилогия» в галерее «Красный мост».

«Прежде чем менялись формы, менялись смыслы, или наоборот — мне сложно утверждать порядок этих событий. Менялось мое ощущение мира, отношений между людьми и, соответственно, роли процесса работы с глиной. Хотя я полагаю, что в смене моего взгляда на многие вещи играло роль именно погружение в процесс работы с материалом. Так или иначе, функцио­нальность моих работ размывалась вслед за переосмыслением тех образов и уроков, которые таит в себе материал, с которым я работаю», — развивает мысль Иван.

Так возникли серия «Сквозь» и вариации на эту тему, в которых художник пытался осмыслить образ «прозрачности» человеческой личности для окружающих и мира.

Стены, стены…

Постепенно Иван Беляев стал осознавать, что и «сквозные» предметы не говорят достаточно емко о том, что для него важно. Художник отмечает: «Можно сказать, что образ сосуда — символа человеческого тела отступил перед представлением о сосуде, символизирующем саму «человечность» в человеке. Так я пришел к работе над цилиндрическими формами».

Одним из ключевых образов, повлиявших на Ивана в процессе перехода к «цилиндрам», стала история восстановления стен Иерусалима, описанная в Ветхом Завете, в Книге пророка Неемии. Иерусалимские стены, строители которых вынуждены в одной руке держать инструмент, а другой обороняться от нападающих врагов, в данном случае нередко трактуются как «стены» духа.

Кроме керамики, Ивану Беляеву близко искусство слова. Он пишет тексты-размышления, основанные в большинстве своем на опыте работы с керамикой. Как говорит художник: «Мне нужно писать, чтобы понять, что я вообще думаю по тому или иному поводу, и думаю ли что-то вообще…»

Материал точно так же работает над художником, как тот в свою очередь работает над материалом. По словам Ивана, дело во внимании: «Внимание есть универсальный инструмент запус­ка многих процессов в нашей жизни. Если вы находите свой материал, то от работы с ним получаете большое наслаждение, которое и порождает естественное состояние внимательного покоя. И неважно, с чем вы работаете: с глиной, со словом или же с метлой. Дело не в том, каков этот материал, а в том, насколько он подходит вам, насколько он имеет силу собирать именно ваше внимание».

226
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 14 мая' 19 | Культпросвет

    Часто бывает так, что зритель видит произведения современных художников и не чувствует ничего. Это чувство выражается простым вопросом: «И что?» Вологодская областная картинная галерея совместно с газетой «Премьер» провела дискуссию с участием искусствоведов и художников, чтобы попытаться разобраться в том, чего стоит ждать от современного искусства и должно ли оно воплощать какие-либо идеи автора.

    139
    0
  • 11 июня' 19 | Выставки

    Выставка «Она. Трилогия» открылась в галерее «Красный мост». Три художника — три разных взгляда, и целый этаж, посвященный размышлениям о том, что есть женщина и что есть женское начало.

    175
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.