Поменять систему

№40 (1141) от 8 октября 2019 г.

В ситуации, когда практически все регионы испытывают дефицит учителей, говорить о качественном образовании не приходится. | Фото с сайта cont.ws

Отечественная система образования находится в глубоком кризисе. В этом уверены многие вологодские учителя.

«Точка невозврата» — так называется статья, которую опубликовала в общероссийской «Учительской газете» председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. По её мнению, образование в нашей стране находится в критическом состоянии, выйти из которого в существующих условиях почти невозможно.

Тревожный звонок, свидетельствующий о кризисе, звенит уже вовсю — учителя массово увольняются из школ по причине низких зарплат и высокой нагрузки. И если раньше их хоть как-то останавливала надежда досрочно уйти на пенсию, то теперь, после пенсионной реформы, она умерла.

«Начало нового учебного года ознаменовалось тем, что практически все регионы испытывают острую нехватку учителей, — пишет Наталия Кукушкина. — Картина вырисовывается не радужная. Мы фактически подошли к точке невозврата».

Судьба педагога

«Сказать, что учителя массово уходят из школы, я не могу, но притока молодых кадров мы, к сожалению, действительно не наблюдаем, — сообщила «Премьеру» директор вологодской школы № 19 Наталья Лобачева. — Средняя зарплата в школах сейчас около 30 тысяч рублей, но у молодых специалистов она ниже, так как у них нет ни стажа, ни квалификационной категории. Определённые меры по улучшению ситуации принимаются — например, с этого года город компенсирует молодым специалистам 75% расходов на аренду жилья. Однако этого недостаточно».

«Я преподавала английский язык в начальной школе, и мне сразу дали 24 часа нагрузки, — сообщила «Премьеру» бывший учитель Юлия. — Это пять-шесть уроков в день с «окнами», плюс проверка тетрадей, плюс заполнение журналов, плюс написание планов урока, плюс обязательное участие в методическом объединении. Ежемесячно по квитку выдавали 10 тысяч 800 рублей на руки. Подработать нигде не удавалось — не было сил, так как рабочий день растягивался на стандартные восемь часов с постоянной шумовой и голосовой нагрузкой. Отработав учебный год, я уволилась, понимая, что спокойно смогу заработать эти почти 11 тысяч в месяц репетиторством, преподавая «один на один», не выходя из дома».

«Наша школа укомплектована педагогическими кадрами, — подчеркнула директор школы № 5 города Вологды Светлана Разина. — Учителя иногда увольняются, но не из-за эксплуатации или большого объёма отчётности, а из-за низких зарплат или по другим причинам: женщины выходят замуж, мужчины уходят на другую работу. Иногда работник школы может уйти из-за неуважительного отношения к нему родителей или детей, ведь сейчас авторитет учителя в обществе незаслуженно низок. Отчётности, к сожалению, действительно очень много, но у этого есть и свои плюсы: педагог учится самоорганизации, планированию, анализу данных и на этой основе может улучшать качество своей работы».

Сейчас, по словам Светланы Юрьевны, в школах не хватает прежде всего учителей иностранных языков и математики, поскольку они широко востребованы как репетиторы и благодаря репетиторству в состоянии неплохо зарабатывать самостоятельно.

 

Председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина уверена, что отечественная педагогика приблизилась к «точке невозврата». | Фото с сайта gorodche.ru

Везде одно и то же

«Заработная плата у нас низкая, и, чтобы получать больше, необходимо брать огромное количество часов, — сказала «Премьеру» учитель, преподающая в сельской школе одного из районов. — В нашей школе уже пять лет нет премий, так как нет стимулирующего фонда. Большой объём самых разных отчётов, причём мы делаем двойную работу — выполняем их и в бумажном, и в электронном виде».

Отчёты, подчеркнула она, приходится составлять чуть ли не по любому поводу: по результатам контрольных работ, ФГОС, прохождения учебных программ, проектной деятельности, по итогам различных мероприятий и т.д.

«В нашей школе проблемы с зарплатами начались ещё в 2008 году, когда мы перешли на новую систему оплаты труда, — сообщила «Премьеру» Мария Таничева, учитель череповецкой школы № 26 с углублённым изучением отдельных предметов. — У нас всегда высокие рейтинг и результаты обучения, но финансирование, по сравнению с большинством остальных школ города, ниже. Дело в том, что финансирование в школах подушевое: чем больше учащихся, тем больше денег получает образовательное учреждение. А у нас есть определённые нормативы, и большее количество учеников школа взять не может, иначе получит штраф».

В итоге зарплаты у педагогов одной из лучших школ города стабильно ниже, чем у их коллег из других школ. Из-за этого молодёжь работать сюда практически не идёт.

Страдают дети

«Ситуацию в сфере образования я бы охарактеризовала как больную, — сказала «Премьеру» сама Наталия Кукушкина. — «Майские» указы президента о повышении зарплат педагогам выполняются только за счёт увеличения их нагрузки, из-за чего учителя фактически подвергаются сверхэксплуатации, впадают в состояние эмоционального выгорания и увольняются.

Федеральная власть создала проблему, но не хочет её решать. А страдают от этого прежде всего дети, которые в итоге не получают качественное образование».

«Учителя уходят из школ, и это факт. Наверное, с позиции государства это хорошо, ведь многие уходят в бизнес, регистрируют ИП, платят налоги, — рассказывает педагог из Вологды Ирина. — Но как это отразится на детях? Из-за нехватки преподавателей они всё чаще вынуждены заниматься в классах, где 30 и более учеников, — например, в классе моей дочери их 33. Эффективно обучать такую многочисленную аудиторию трудно. Как следствие — невыполненный план урока, огромные домашние задания и фактически обучение, близкое к домашнему».

В результате, по словам Ирины, родители всё чаще вынуждены обращаться к услугам репетиторов.

«Мы уже во втором классе пригласили преподавателя на дом, — продолжает Ирина. — Средняя оплата репетитора за часовое занятие — 500 рублей, а за месяц (один урок в неделю) ему нужно заплатить 2 тысячи рублей. Но ведь, как правило, одним репетитором дело не ограничивается. Поэтому, чтобы обеспечить детям хорошее образование, многие папы и мамы вынуждены больше работать. В итоге у них не остаётся времени на нормальное общение с ребёнком, оно сводится только к поцелую перед сном. Распад института семьи не за горами».

Что делать?

По мнению Натальи Лобачевой, директора вологодской школы № 19, сегодня для того, чтобы привлечь в школу педагогов, необходим целый комплекс мероприятий — от увеличения количества студентов-«целевиков», которые после получения педагогического образования в вузе должны будут отработать несколько лет по специальности, до обеспечения учителей дополнительными надбавками к зарплате и социальными льготами.

По информации регионального Департамента образования, сейчас в регионе разрабатывается комплексный межведомственный план мероприятий по подготовке и закреплению педагогических кадров на территории Вологодской области на период до 2024 года.

План направлен на решение целого ряда задач, среди которых: максимальное обеспечение школ кадрами, улучшение качества педагогического образования в вузах, повышение социального статуса педагогической профессии, привлечение в систему образования молодых педагогов и создание условий для их успешной адаптации.

Отдельные меры принимаются уже сейчас. Так, принято решение о том, что 50 студентов, которые желают стать педагогами и заключили договор о целевой подготовке со своим муниципальным образованием, получают право на бесплатное обучение за счет средств областного бюджета.

Кроме того, предполагается регулярно выплачивать ежемесячные денежные выплаты тем студентам ВоГУ и ЧГУ, которые после завершения обучения пойдут работать учителями истории, математики, физики, русского и иностранных языков.

271
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.