Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Попытка №2

№23 (1176) от 16 июня 2020 г.

Предложенные поправки в Конституцию не носят фундаментальный характер, а потому их можно было бы принять решением парламента, но президент России Владимир Путин считает, что необходимо вынести их на всенародное голосование. | Фото с сайта centr.news

В России с двухмесячной задержкой началось досрочное голосование по поправкам в Конституцию.

На следующий день после парада Победы, 25 июня начнётся неделя основного голосования, которое завершится 1 июля.

Такого, чтобы основную фазу голосования растянули на неделю, в России ещё не было. Изначально для поправок этого не планировали, но теперь из-за пандемии коронавируса решили, что людей на избирательных участках не следует собирать в один день. Для России голосование по поправкам в Конституцию станет первым в своём роде: это и не выборы, и не референдум, а совершенно новая форма волеизъявления граждан, для которой приняты отдельные нормативно-правовые акты.

С 5 по 21 июня также можно подать заявление о выборе удобного избирательного участка в зависимости от того, где избиратель фактически будет находиться к моменту голосования. До 21 июня это можно сделать в МФЦ, территориальных избирательных комиссиях и через портал госуслуг. С 15 по 21 июня — также в участковых избирательных комиссиях.

Не референдум

Общероссийское голосование по поправкам в российскую Конституцию — это не референдум,  и закон о референдуме к нему неприменим, объяснил «Премьеру» один из членов областной избирательной комиссии. Более того, юридически в основной закон вносят не 206 поправок, а одну — это следует из названия закона, который Госдума приняла ещё в марте. Всего в документе три статьи. В первой перечислены изменения, которые входят в эту поправку, состоящие из 206 пунктов. Вторая статья расписывает порядок проведения общероссийского голосования, третья — порядок вступления всех 206 изменений в силу. Изначально голосование должно было пройти 22 апреля, но его перенесли из-за пандемии коронавируса.

«Почему это не референдум? Потому что вносятся изменения в главы, которые не нужно выносить на референдум. Есть перечень поводов, по которым может проводиться референдум, и получается, что нынешние поправки в Конституцию в число этих поводов не входят — по крайней мере, я это понимаю так. Общероссийское голосование проходит на основании Закона Российской Федерации №1-ФКЗ нынешнего года, и поправки принимаются в особом порядке, вступая в силу после общероссийского голосования», — объяснил «Премьеру» собеседник в облизбиркоме. Кроме того, проведение голосования регулируют нормативно-правовые акты правительства РФ и ЦИК РФ.

Тезис о перечне поводов для референдума не так однозначен, как кажется. Сама Конституция определяет, что поправки к главам 3-8 (в них сейчас и вносят изменения) «принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации». С другой стороны, общероссийское голосование, как и референдум не является обязательным условием для вступления в силу поправок. В теории референдум можно провести по многим поводам, а не только тем, которые довольно узко прописаны в законодательстве.

Председатель областной избирательной комиссии Денис Зайцев уверен, что «общероссийское голосование — это наиболее безопасное из всех общедоступных мероприятий, которые сейчас разрешены в Российской Федерации». | Фото из архива «Премьера»

«Общероссийское голосование — это наиболее безопасное из всех общедоступных мероприятий (в период пандемии коронавируса. — Прим. ред.), которые сейчас разрешены в Российской Федерации, — ранее заявил на брифинге председатель областной избирательной комиссии Денис Зайцев (цитата по видео 35ТВ). — Я имею в виду поход в магазин, прогулку в парке, выход на улицу. Участие в общероссийском голосовании максимально безопасно, потому что государством приняты беспрецедентные меры, выделены дополнительные средства, и все те люди, которые будут взаимодействовать с избирателями, будут обеспечены средствами защиты. Каждому избирателю мы обеспечим выдачу маски, одноразовые перчатки, будет возможность воспользоваться дезинфицирующими средствами».

Наблюдательные люди

Существенно отличается и порядок привлечение наблюдателей на референдум и на общероссийское голосование. Во время референдума наблюдателей «вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы». В случае с общероссийским голосованием наблюдателей назначают исключительно федеральные и региональные общественные палаты.

«Независимость общественного наблюдения от тех или иных политических акторов, политических партий, надпартийный характер общественного наблюдения именно в условиях проведения голосования является гарантом того, что в высшей степени верификация этой процедуры будет подтверждена и легитимна. Мы с удовольствием выполняем миссию формирования списков общественных наблюдателей. Они будут представлять и политические партии, и социально ориентированные некоммерческие организации, иные общественные формирования, трудовые коллективы», — ранее в июне на брифинге заявил председатель областной Общественной палаты Вячеслав Приятелев (цитата по видео 35ТВ).

О намерении направить наблюдателей на все избирательные участки уже заявили в «Единой России». 10 июня партия подписала соглашение об этом с региональной Общественной палатой. «Важно, чтобы был общественный контроль за проходящими процедурами. Поэтому в рамках сегодняшнего соглашения мы, члены партии «Единая Россия», берем на себя часть функций по общественному контролю за проходящим процессом голосования», — цитирует пресс-служба партии слова секретаря Вологодского отделения, спикера ЗСО Андрея Луценко. «Премьеру» известно, что в ближайшее время соглашения намерены подписать руководители региональных отделений «Справедливой России» и ЛДПР Виктор Леухин и Антон Гримов.

Напротив, КПРФ направлять наблюдателей не планирует. «Мы обсуждали этот вопрос и у нас очень много сомнений. Мы приняли решение на голосование идти, но голосовать против поправок, потому что они ничего принципиально нового в Конституцию не добавляют. Насчёт наблюдателей: какой будет их роль юридически? Если бы это были выборы или референдум, то было бы чётко известно, что и как они могут делать. В случае с общероссийским голосованием для нас непонятно, каковы будут их полномочия. Для нас эти вопросы пересилили всё остальное, ответов мы не получили. А раз так, то надо ли этим заниматься — большой вопрос», — заявил «Премьеру» первый секретарь обкома КПРФ Александр Морозов.

63
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.