Последние из могикан

№41 (1091) от 16 октября 2018 г.

Деревня Пондала в Бабаевском районе — типичное вепсское поселение. Обратите внимание на маленькие оконца — такова традиция. | Фото с сайта cultinfo.ru

Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

До 1917 года у них было другое официальное название — чудь. Они прямые потомки легендарного племени весь — одной из коренных малочисленных народностей России.

Этот скромный, но талантливый финно-угорский народ до сих пор проживает на территории Бабаевского (в основном) и Вытегорского районов нашей области, хотя местами их традиционного обитания считаются также Ленинградская область и Карелия.

Могучая кучка

Согласно официальному учету, в 1897 году в Российской империи жило почти 26 тысяч вепсов. По данным же российской переписи 2010 года, в России оставалось всего 5954 вепса, причем подавляющее большинство было зарегистрировано в Карелии. Если смотреть по площади расселения этой малой народности, то тут первое место держит Ленинградская область — порядка двух тысяч вепсов проживают на стыке трех ее районов: Бокситогорского, Тихвинского и Подпорожского.

Что касается Вологодчины, то подавляющее большинство вепсов — 426 (сейчас уже меньше) — сосредоточено в Бабаевском районе, где есть даже национальное вепсское поселение — Куйское, куда входят деревни Кийно и Пондала (Николова Гора).

В апреле 2006 года вепсов включили в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Своя программа их поддержки существует и в нашей области, и теперь принадлежность к этой малой народности — настоящий повод для гордости, а проводимые ими праздники непременно входят в программы этнографического туризма.

Между тем ученые до сих пор не пришли к единому мнению, откуда есть пошли вепсы, куда ведут их исторические корни.

Племя мастеров и окна в Европу

Полагают, что вепсы обособились от остальных финно-угорских племен аж во второй половине первого тысячелетия нашей эры и «застолбили» за собой окрестности Ладожского озера. По крайней мере, сохранившиеся в том краю до наших дней курганы-могильники X-XIII веков архео­логи называют древневепсскими.

Первое же упоминание об этом племени встречается еще в VI веке (правда, тогдашний историк именует его представителей не вепсами и не чудью, а странным словечком «вас»). Арабы называют вепсов «вису». Русские летописи с IX века закрепили за этим племенем название «весь». Впрочем, писцовые книги и жития святых оперируют другим термином — «чудь».

Как бы то ни было, вепсы хоть и жили в основном охотой, рыбалкой и земледелием, издревле славились своей мастеровитостью. У этого народа бытует даже такая пословица: «Вепс с топором за поясом родился» (кстати, их язык — старейший из прибалтийско-финских).

Особенно удавались вепсским плотникам избы. Впрочем, не всем другим народам по нраву была характерная черта сооружаемых местными мастерами домов: крохотные оконца, причем расположенные высоко над землей. Ставен никаких не полагалось, зато изнутри такое окошко задвигалось широкой доской. Вероятно, истоки этой занятной традиции следует искать в необходимости защищать свои жилища, когда окна-бойницы были весьма кстати.

Окна с косяками у вепсов получили распространение только в XX веке. Но и тут всё было наособицу: наличники вепсы красили либо голубой краской (символ воды), либо зеленой (символ растительности), а венчала окно доска со своеобразным орнаментом из ромбов и колец, оканчивающихся по краям своеобразными «серьгами». Раньше этот орнамент считался своего рода оберегом, и иногда для пущей «надежности» мастера вырезали на наличниках образ женщины-берегини.

На фестивале вепсской культуры «Древо жизни». 2010 год. | Фото с сайта cultinfo.ru

Гуляй, народ!

А еще вепсы прогремели на всю страну умением устраивать веселые этнографические праздники-гулянья. Первый такой фольклорный праздник на Вологодчине состоялся еще во времена СССР — в 1988 году в деревне Пондала Бабаевского района. Не исключено, что именно он дал начало многочисленным ныне праздникам районов. Во всяком случае вскорости бабаевское гулянье переросло в Межрегиональный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни» и с 2004 года проводится ежегодно, неизменно привлекая туристов и телевизионщиков.

Вепсы очень бережно относятся и к своему языку, и к письменности, и к традициям. В созданном ими национальном поселении с «классическими» деревянными домами открыт музей вепсской культуры. Среди экспонатов — не только археологические находки, но и предметы, созданные руками ныне живущих вепсов — обереги, утварь, одежда. Желающим предложат поучаствовать в местных обрядах и мастер-классах по изготовлению всяческих полезностей и диковин.

А в деревне Григорьевская Пяжозерского сельского поселения воссоздана «Вепсская горница» с интерактивной программой, где можно познакомиться с бытом вепсов и попить чаю из самовара.

Кстати, вепсская кухня — это нечто особенное. Порожденная близостью озер, она считается раем для любителей речной рыбы, потому что такой наваристой ухи, сваренной в огромном котле, больше нигде не попробуешь. А как вкусны вепсские рыбники и разнообразные вариации пирогов — сканцы, калитады!..

Но посетить вепсские поселения стоит не только рыбакам или любителям экзотической кухни. Пусть места обитания вепсов вдали от обычных туристических троп (сотня километров от Бабаева), но, может быть, именно это и позволило им остаться чистым родником народного фольклора и памяти. Возрождение народных русских традиций, чем сейчас заняты повсеместно, не везде приживается и часто остается показным.

Вепсские поселения и традиции — не тот случай. Маленький народ, не насчитывающий и полтысячи человек, сумел не только сохранить себя и свою культуру, но и показывает пример всем нам, что это такое — беречь вековые традиции.

Кто не попробовал вепсской ухи, тот вообще не знает вкуса настоящей ухи! | Фото с сайта cultinfo.ru

Привязка к району: 
230
0
Похожие статьи
  • 12 декабря' 18 | Своё — родное

    Согласно легенде, это древнейшее каменное сооружение Вологды едва ли не изменило в корне ход отечественной истории, помешав нашему городу стать — ни много ни мало — столицей России.

     

    228
    1
  • 10 октября' 18 | Своё — родное

    Самый молодой город Вологодской области Красавино, что в 25 километрах к северу от Великого Устюга, дважды прогремел на весь мир: сперва своими тканями из льна, затем — благодаря подвигу ученика здешней школы, предотвратившего ядерную катастрофу.

     

    614
    1
  • 21 ноября' 18 | Как это было

    Ровно 80 лет назад, 17 ноября 1938 года, в СССР был введён запрет на массовые аресты и на работу особых троек.

     

    260
    0
  • 25 июля' 18 | Страна и мы

    Охотники за кладами из Южной Кореи разыскали на дне морском братскую могилу уроженцев Вологодчины. И, похоже, намерены ее разорить

    299
    0
  • 14 декабря' 17 | Как это было

    Вологодская область, отметившая в октябре этого года свой 80-летний юбилей, на самом деле впервые появилась на географических картах
    в екатерининскую эпоху.

    401
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.