Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Последний портрет гения

№48 (1149) от 3 декабря 2019 г.

О внешности Пушкина мы имеем представление лишь по романтическим портретам кисти знаменитых художников Ореста Кипренского (справа) и Василия Тропинина (слева), да трём десяткам автопортретов на полях рукописей. Кстати, все свои портреты Пушкин называл «образинами», а позировать терпеть не мог. Тем более странно, что он сделал исключение для устюженского помещика, чьих картин никто доселе не видел.  | Репродукции с сайта sdam-na5.ru

Автором последнего прижизненного портрета Александра Сергеевича Пушкина считается устюженский живописец-любитель, ни одной другой работы которого не удалось найти до сих пор.

Однако достоверно известно, что именно в дом к этому таинственному художнику писатель Иван Тургенев принёс локон, срезанный у мёртвого поэта.

Главным аргументом в пользу авторства портрета, изображающего Пушкина без характерного романтического ореола в последний год жизни, остаются инициалы И.Л. на изувеченном неумелой реставрацией полотне. Эти буквы, решили исследователи, указывают на устюженского дворянина Ивана Линёва — бывшего кавалергарда, который оказался замешан в скандале, рассорившим царскую семью.

Любовник великой княгини

Сын помещика Устюженского уезда бригадира Линёва Иван Логинович в десятилетнем возрасте был записан на службу в Измайловский полк, в 1800 году зачислен в Кавалергардский эскадрон — личную гвардию Павла I. «Сборник биографий кавалергардов (1762-1801 гг.)» так характеризовал Линёва: «22-летний Геркулес, чрезвычайно красивый, но столь же глупый и необразованный, на хорошем по службе счету у начальства».

Позднее, находясь уже в рядах Сумского полка, Иван Логинович Линёв отличился в военной кампании 1807 года, пишет исследовательница Елена Воротынцева в очерке о дворянах Линёвых, опубликованном в краеведческом альманахе «Устюжна». Однако в русской истории Иван Линёв остался известен не как храбрый воин, а как участник одного из самых крупных скандалов в высшем свете Петербурга начала XIX века.

В 1801 году супруга великого князя Константина Павловича Анна Фёдоровна (брак был скорее политическим) неожиданно покинула Россию, не общаясь с мужем. Официальные источники объясняли, что это произошло из-за «несходства характеров» супругов. На самом деле великий князь просто избавился от надоевшей жены. А помог ему в этом не кто иной, как Иван Логинович Линёв, который «за деньги и с уверением в безнаказанности принял на себя звание любовника великой княгини», хотя на деле и не являлся таковым. Не выдержав грязных сплетен, Анна Фёдоровна была вынуждена уехать, а потом и развестись с великим князем.

Иван Линёв в 1811 году вышел в отставку в чине полковника и вступил во владение доставшимся ему по наследству родовым поместьем Дуброво-Линёво, что близ села Растропово в Устюженском уезде (тогда это была Новгородская губерния). Но за Линёвым остался и большой дом в Петербурге на 2-й Итальянской улице. Там бывал учитель Пушкина поэт Василий Жуковский, в этом доме в 1836-1837 годах жило семейство Тургеневых. Писатель Иван Сергеевич Тургенев в ночь на 31 января 1837 года именно сюда принес прядь волос умершего Пушкина...

В настоящее время портрет поэта кисти, как полагали, Линёва находится в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12 в Петербурге. | Репродукция с сайта izbrannoe.com

Портрет из ниоткуда

В 1887 году библиотекарь Императорского Александровского лицея Петербурга в случайном разговоре с балетным артистом Стуколкиным услышал о том, что у свояченицы последнего хранится неизвестный портрет Пушкина. Муж свояченицы, артист Малого и Александрийского театров Леонидов, узнав об интересе к картине, подарил её Александровскому лицею.

Журналист и писатель-пушкинист Сигизмунд Либрович, впервые сообщивший в прессе о существовании портрета, описывал его так: «На загрязненном, запыленном и поблёкшем от времени полотне едва можно было различить черты лица, и на первый взгляд можно было подумать, что это какая-нибудь плохая копия с Кипренского».

По поручению директора лицея картину отреставрировали, проконсультировались в Эрмитаже, где, по словам Либровича, кто-то из сотрудников и определил, что работа принадлежит кисти Ивана Линёва, хотя до этого момента нигде не упоминается о художественном даровании бывшего кавалергарда. Надпись в правом нижнем углу портрета «рис. съ натуры И. Линевъ» позволила отнести его к числу произведений, созданных при жизни великого поэта. Отреставрированный портрет занял почётное место в Пушкинском зале Александровского лицея.

Чужая подпись?

В 1986 году в Русском музее было проведено технико-технологическое исследование картины, в результате которого специалисты пришли к заключению, что полотно, написанное на «ранее использованном под другую живопись холсте», создано в конце 1830-х — начале 1840-х годов, но, вероятнее всего, после смерти поэта.

Эксперты также выяснили, что первоначально портрет был подписан «рис. съ натуры И. Л...» красной минеральной киноварью, причём подпись одновременна живописи. Однако при реставрации портрета подпись была поновлена краской органического происхождения, а вместо точек в фамилии кем-то проставлены буквы. Так таинственный И.Л. превратился в И.Линёва.

Ещё в начале 1970-х годов разыскать сведения об авторе этого пушкинского портрета взялись московский профессор Сергей Михайлович Куликов (1885-1973) и его дочь. В Устюжне выяснилось, что в бывшем имении Линёвых до конца 1940-х годов существовала церковь, построенная одним из владельцев усадьбы. Здание храма разобрали, когда колхозу понадобился кирпич для строительства свинарника. По воспоминаниям старожилов, «Линёв и его жена-художница» сами писали иконы для церкви — некоторые из них сохранились в местном музее. Потом, правда, выяснилось, что писал их не Линёв, а приглашённый художник...

В 1989 году в сборнике «Временник пушкинской комиссии» появилась статья главного хранителя Всероссийского музея Пушкина в Петербурге Татьяны Александровой «Загадочный портрет». «Те факты, которыми мы располагаем сегодня, — писала Александрова, — дают все основания для того, чтобы исключить этот портрет из числа прижизненных и отказаться от авторства Линёва».

Один из рисунков, изображающих Пушкина на смертном одре. Возможно, такой же набросок сделал таинственный И.Л., после чего рисунок превратили в полноценный живописный портрет, «оживив» покойника. | Репродукция с сайта regnum.ru

Оживление покойника

С другой стороны, вполне возможно, что надпись скопирована с рисунка-наброска, который сделал случайно оказавшийся у смертного одра Пушкина некий И. Л. (кстати, им мог быть и сам Иван Линёв — тогда считалось в порядке вещей, что дворяне умели рисовать).

Чьей же кисти этот портрет? По свидетельству специалистов, он написан художником со слабой, но все-таки профессиональной подготовкой. Такой художник, а точнее художница, в окружении Ивана Линёва существовал, полагает упомянутая исследовательница Елена Воротынцева. Это родная сестра его невестки, полная её тезка — Мария Александровна Кисловская-старшая, родившаяся в 1812 году в Вологде. Её мать происходила из рода вологодских дворян Одинцовых. В 1830-1840-х годах Кисловские жили в Петербурге, причём про незамужнюю Марию Александровну, которая посещала Рисовальную школу для вольноприходящих, современники говорили, что она очень способная художница.

Уж не она ли автор портрета с посмертного рисунка? Увы, этого мы, вероятно, никогда не узнаем. Мария Александровна Кисловская трагически погибла 30 октября 1847 года, утонув в каком-то водоёме села Афонино Ярославской губернии. Кавалергард и ловелас Иван Линёв скончался ещё раньше — то ли в 1839-м, то ли в самом начале 1840 года.

И только портрет пережил всех.

368
0
Похожие статьи
  • 10 июля' 19 | Культпросвет

    Сегодня единственным музеем в Вологодской области, который посвящен жизни и творчеству известного композитора с вологодскими корнями Валерию Гаврилину, является музей «Литература. Искусство. Век XX» в Вологде. 

    88
    0
  • 20 марта' 19 | След в истории

    По одной из версий, прототипом человека-амфибии из одноимённого фантастического романа Александра Беляева был неизлечимо больной... вологодский солдат.

    432
    0
  • 19 июня' 19 | След в истории

    Человек, которого под именем Ермака до сих пор почитают в завоёванной им Сибири, возможно, был родственником владельцев тотемских солевых промыслов.

     

    148
    0
  • 12 декабря' 19 | Нераскрытые тайны

    В феврале 1925 года в Вологду в рекламных целях прилетел самолёт «юнкерс» — невероятная диковина для наших краёв. Пилотировавший его Василий Копылов позже примет участие в экспедиции вокруг света, два года спустя вновь побывает на Вологодчине, но после этого... бесследно исчезнет.

     

    82
    0
  • 31 октября' 19 | След в истории

    Осенью 1944 года в лесу близ Вожеги, ориентируясь на зажжённые костры, приземлились три немецких парашютиста, засланные на Вологодчину с особым заданием. Но их поджидал сюрприз...

    1222
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.