Потайная деревня

№44 (1145) от 5 ноября 2019 г.

«Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — говорил Василий Поленов. | Репродукция портрета художника кисти Ильи Репина с сайта wikimedia.org

В обширном творческом наследии автора «Московского дворика», «Заросшего пруда» и «Бабушкиного сада» есть лишь одна картина, имеющая непосредственное отношение к Вологодчине. Но история её — сплошная загадка.

Достоянием общественности эту работу художника сделала... открытка, выпущенная 150-тысячным тиражом после его смерти.

...В конце 1920-х годов московская фабрика «Гознак» под патронажем Третьяковской галереи затеяла выпуск цветных открыток с репродукциями как знаменитых, так и хранящихся в запасниках полотен известных художников. Как явствует подпись на обороте, открытка под № 195, увидевшая свет в 1930 году, воспроизводит пейзаж кисти Василия Дмитриевича Поленова под названием «Деревня Вологодской губ.». Краткое пояснение, напечатанное там же, гласит: «Картина интересна в этнографическом отношении, изображая своеобразный тип северной крестьянской избы. Такие избы, сохранившиеся до сих пор, являются пережитком очень древних форм русской деревянной архитектуры». И всё. Ни даты создания, ни где хранится оригинал.

Но самое странное, что в современных каталогах работ Поленова (а на сегодняшний день известно около 300 его картин, не считая эскизов, вариантов и копий) полотна с таким названием не значится вовсе! 

Какую же вологодскую деревню изобразил художник? Да и вологодскую ли?

Эта открытка с работой Поленова «Деревня Вологодской губ.» не воспроизводится в альбомах, посвящённых творчеству мастера. | Репродукция с сайта starina.ru

Деревня-призрак

Конечно, не исключено, что у этого полотна несколько названий. Например, «Русская деревня» (кстати, картина с таким названием была не так давно заявлена на одном из зарубежных аукционов, но поскольку изображение не приводилось, невозможно утверждать наверняка, та ли вологодская деревня там изображена). Кроме того, в Саратовском государственном музее хранится написанное в 1889 году известное полотно Поленова под тем же названием — «Русская деревня» (оно же — «Северная деревня»). Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что местность, изображенная на саратовской картине и на репродукции с открытки, весьма похожа, только дана под разными ракурсами. Выходит, это одна и та же вологодская деревня?

Впрочем, и «Северная деревня» у Поленова может быть не одна: известно, что некоторые свои работы он не раз переписывал и дублировал...

Давайте не будем спешить с выводами. Этнографы, например, склоняются к мысли, что изображённые на открытке избы более характерны не для Вологодчины, а для Олонецкой губернии (территория нынешних Ленинградской области и Республики Карелия). И в этом есть логика: родившийся в Петербурге Поленов всё своё детство провёл в имении Имоченцы (эта усадьба, располагавшаяся в нынешнем Лодейнопольском районе Ленинградской области, была сожжена после революции), а гимназию посещал аж в Петрозаводске — тогдашней столице Олонецкой губернии.

К тому же много путешествовавший Василий Поленов, писавший, как правило, с натуры, так и не удосужился ни разу заглянуть на Вологодчину. Хотя его работы начали появляться у нас ещё при жизни автора.

«Русская деревня» («Северная деревня») кисти Поленова хранится в Саратове. 

Спецрейсом в Москву

В фондах Вологодской областной картинной галереи хранятся три работы Василия Поленова.

Два этюда 1881-1882 годов относятся к путешествию мастера по Востоку, где он собирал материал для программного полотна «Христос и грешница». А вот лаконичная и сдержанная картина «За кого Меня почитают люди?» (1900), хотя и невелика по размеру (45,5 на 72 см), куда интереснее. Она входит в большой тематический цикл «Из жизни Христа», ставший главным делом жизни художника. 

Эта картина, по словам директора картинной галереи Галины Фалалеевой, попала в Вологду волею Государственного музейного фонда в 1923 году, ещё при жизни Поленова. Передачей полотен известных живописцев молодое государство хотело поддержать провинциальные музеи, только-только становившиеся на ноги. Поэтому работы автора «Московского дворика» можно увидеть сегодня не только в столице и Петербурге.

Сотрудники Третьяковки, готовя юбилейную экспозицию картин Поленова, выбрали только одну «вологодскую» работу мастера — «За кого Меня почитают люди?» Картина была доставлена в столицу специальным автомобилем с системой поддержания необходимого температурно-влажностного режима. Шедевр, разумеется, застрахован. Сумма страховки сотрудниками нашей картинной галереи не называется, но, по данным информагентства «Вологда Регион», она составляет около пяти миллионов рублей — не такие уж большие деньги, если учесть, что на аукционах произведения Поленова уходят за сотни тысяч долларов.

Однако это полотно оказалось не единственным вкладом Вологодчины в экспозицию Третьяковки.

Ничто не отвлекает в полотне «За кого Меня почитают люди?» из коллекции ВОКГ внимания от главного персонажа — Христа, моделью для которого, как утверж­дают исследователи, послужил друг Поленова — знаменитый пейзажист Исаак Левитан. | Репродукция с сайта wikimedia.org

 

«Стальные» шедевры

Итак, 17 октября Третьяковская галерея презентовала в здании на Крымском валу в Москве главный выставочный проект 2019 года — масштабную ретроспективу выдающегося русского художника Василия Поленова. В экспозиции (6+), которая открыта до февраля, представлены более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций.

Одной из крупных компаний, поддержавших выставку Поленова в Москве, стала наша «Северсталь».

«В экспозиции представлены работы, которые ранее были малознакомы публике, в том числе из частных коллекций. Уверен, что посетители выставки откроют для себя этого выдающегося русского живописца с новой стороны», — прокомментировал заместитель генерального директора компании «Северсталь» по коммуникациям и взаимодействию с органами государственной власти Алексей Егоров.

Алексей Егоров и сам внёс существенный вклад в экспозицию: как сообщает официальный сайт «Северстали», на выставке представлены четыре картины кисти Поленова из личной коллекции заместителя генерального директора: «Гора Халкис», «Репейник», «У берегов Греции» и «У гробницы царей».

Таким образом, для участия в масштабном проекте Вологодчина делегировала аж пять картин Поленова. Вот только «Деревни Вологодской губ.» среди них нет. Она осталась только на старой открытке?..

Обладатель четырёх шедевров Поленова Алексей Егоров. | Фото с сайта severstal.com

173
0
Похожие статьи
  • 13 июня' 19 | След в истории

    Работая журналистом, знаменитый детский писатель раздул скандал в вологодском детском доме и, потрясённый вскрывшимися фактами, до конца жизни сохранил нелюбовь к Вологодчине и местным методам воспитания.

     

    514
    0
  • 02 октября' 19 | След в истории

    Аристократическая родня Михаила Лермонтова владела поместьями в Вологодской губернии, а ещё один родственник управлял селом Кувшиново, что под Вологдой.

    154
    0
  • 19 октября' 18 | Своё — родное

    Крупнейшая река Вологодчины Сухона включена в неофициальный список чудес нашей планеты: она течёт то в одну, то в другую сторону.

    418
    0
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1208
    3
  • 01 октября' 19 | Ситуация

    В Тотемском районе закрывают санаторий «Зеленый бор». Он пережил Великую Отечественную войну, распад Советского Союза и лихие девяностые, но пришёл и его час. 

    57
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.